В Приморском крае в настоящее время действует четыре территории опережающего развития: "Надеждинская" близ Владивостока, "Михайловский" сразу в четырех районах Приморья, "Большой Камень" в одноименном городе и "Нефтехимический" в Партизанском районе. У каждого ТОРа своя специализация.
ТОР "Надеждинская": оазис для промышленности и логистики
ТОР "Надеждинская", созданная в Надеждинском районе Приморья в 2015 году, на сегодняшний день является одной из самых востребованных площадок опережающего развития на Дальнем Востоке. В настоящее время площадь промышленной площадки ТОР "Надеждинская" заполнена более чем на 90%.
Главное конкурентное преимущество "Надеждинской" (в сравнении с другими площадками) — ее близость к столице региона (и, соответственно, к рынкам и логистическим узлам, в том числе, экспортно-импортным), хорошо развитая дорожная и коммунальная инфраструктура вокруг.
Площадка имеет трех "якорных" резидентов, один из которых — ОАО "Приморский завод "Европласт" (производство заготовок пластиковой тары) — уже успешно работает.
Два других крупных резидента — ООО "Инком ДВ Лоджистик" (проект по созданию транспортно-логистического комплекса для перевалки контейнеров) и "АО "ПЛК "Приморский кондитер" (проект по строительству завода пищевой промышленности, производство кондитерских и хлебобулочных изделий, полуфабрикатов) — планируют выйти на строительные площадки летом текущего года.
Позитивный пример "якорным" подают резиденты, чьи проекты чуть менее масштабны и не отягощены необходимостью долгой подготовки. Они первыми начали осваивать свои участки на площадке опережающего развития. Больше других в этом преуспели три резидента "Надеждинской" — ООО "Домостроительный комбинат Приморье" (входит в ГК DNS), ООО "РЕВ-СтройПром" и ООО "ЭкоСтар Фэктори". Эти резиденты вышли на строительные площадки весной текущего года.
Наиболее активно возводит производственные мощности своего предприятия ООО "ДСК Приморье", которое уже в третьем квартале 2018 года планирует запустить здесь завод по производству домокомплектов из железобетонных изделий.
Будущий домостроительный комбинат в ТОР "Надеждинская". Фото: ИА PrimaMedia, Александр Ратников
"Сегодня все строительно-монтажные работы идут в графике, ранее были заключены необходимые контракты с поставщиками оборудования. Пусконаладка и ввод объекта должны состояться в намеченные сроки. Строительная площадка обеспечена необходимой для проведения работ электроэнергией", — говорит директор ООО "ДСК Приморье" Александр Голутвин.
Предполагается, что продукция нового предприятия будет использоваться для строительства жилой и коммерческой недвижимости. Первый жилой квартал с использованием этой продукции будет построен во Владивостоке.
Готовится выйти на свою площадку еще один резидент — ООО "Арника". Инвестор планирует построить в "Надеждинской" предприятие высокотехнологичного биотехнологического производства "Ветфармасинтез" по производству ветеринарных антибиотиков.
Планируется, что завод будет выпускать до десяти наименований антибиотиков, что, по мнению инициаторов проекта, позволит закрыть потребность в лекарственных препаратах более 50% животноводческих компаний в стране.
Под конец 2017 года "Надеждинская" приросла новыми резидентами с амбициозными планами.
Так, уже в этом году на площадке начнут строить завод по производству электрокаров. Плановый объем производства – две тысячи автомобилей в год. Первыми в производство будут запущены электрические микрогрузовики для логистических внутригородских компаний, которым требуется доставка небольших партий товаров от двери до двери. Первые электрокары сойдут с конвейера в 2019-м.
Далее инициатор проекта — ООО "Прометей" — планирует выпустить на рынок двухместный электрический автомобиль.
"Наш регион занимает второе место в России по количеству электромобилей, потому что ближе всего находится к Японии. Приморцы по невысокой цене ввозят подержанные Nissan Leaf, которые составляют 45% из общего количества всех электромобилей в стране. В ближайшей перспективе наше правительство планирует субсидировать производителей и покупателей электромобилей. Это, несомненно, даст толчок для развития отечественного автопроизводства", – сообщили в компании "Прометей", совместном проекте японской корпорации Arai Shoji Co. Ltd. и группы компаний "Сумотори".
Сборка грузовиков в ТОР "Надеждинская" стартует в 2019 году. Фото: ГК "Сумотори"
Строительство берегового рыбоперерабатывающего завода "Русский минтай" в ТОР "Надеждинская" в текущем году собирается начать одна из крупнейших российских рыбопромышленных компаний — "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК). В партнерстве с компанией "ДВ Инвест" РРПК планирует вложить в проект около 1,5 млрд рублей. Ввод завода мощностью 25 тысяч тонн готовой продукции в год намечен на 2020 год.
"Строительство современных береговых перерабатывающих мощностей является важным шагом на пути реализации стратегии Русской рыбопромышленной компании по увеличению доли выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Новый завод обеспечит расширение возможностей компании по выпуску высококачественной продукции из дикой белой рыбы, в том числе в категории "готово к приготовлению", что отвечает фокусу РРПК на всей цепочке ценности для конечного потребителя", — рассказал гендиректор компании Андрей Тетеркин.
Проект "Русский минтай" был разработан в рамках участия РРПК в госпрограмме поддержки строительства рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих предприятий, известной как "квоты под киль". По окончании строительства завода компания получит "бонус" — часть квот на вылов объектов ВБР.
Частный индустриальный парк собирается создать в "Надеждинской" компания ООО "ИП Приморье". Компания планирует до 2020 года поэтапно создать единый производственный комплекс, основной специализацией которого должны стать машино— и приборостроение, металлообработка и производство строительных материалов.
Готовятся к реализации в рамках ТОРа и другие интересные проекты. Так, ПТК "Владберри" собирается построить тепличный комплекс по выращиванию клубники, ряд компаний готовится создавать складские помещения.
По информации АО "КРДВ" (осуществляет оперативное управление ТОРами), на сегодняшний день в ТОР "Надеждинская" подписаны соглашения с 38 резидентами на сумму 22,8 млрд рублей, предполагается создание более 3,5 новых рабочих мест.
ТОР "Михайловский": новый агроцентр Дальнего Востока
Созданный в 2015 году на территории четырех районов Приморья — Михайловского, Спасского, Яковлевского и Черниговского — ТОР "Михайловский" имеет сельскохозяйственную специализацию. Он предназначен для размещении крупных сельскохозяйственных производств, центров глубокой переработки и логистики сельхозпродукции. ТОР расположена в плодородных сельскохозяйственных районах Приморья, славящихся благоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями. Важными конкурентными преимуществами "Михайловского" являются наличие сырьевой базы для переработки и производства сельхозпродукции, высококвалифицированные кадры, близость к транспортной инфраструктуре и рынкам сбыта.
"Якорными" резидентами площадки выступили крупные агрохолдинги — приморский "Мерси Трейд" и федеральный "Русагро", которые, каждый на свой лад, создает в рамках ТОР крупные предприятия по производству свинины. Нужно сказать, что активность "якорных" резидентов "Михайловского" существенно выше "якорей" "Надеждинской".
Компания "Мерси Трейд", которая вошла в ТОР с проектом по строительству семи свинокомплексов производительностью до 540 тысяч голов в год, уже построила и ввела два из них: в Спасском районе у компании уже функционируют свинокомплексы на 36 тысяч и 83 тысячи голов. В рамках ТОР уже строится третий комплекс – еще на 83 тысячи голов, а также комбикормовый завод мощностью 15 тонн в час. Это позволит увеличить производство до 10 тысяч тонн свинины в год.
Макет свинокомплексов в ТОР "Михайловский". Фото: пресс-служба администрации Приморья
Проект подразумевает создание комплекса предприятий полного цикла – от производства собственных кормов до глубокой переработки свинины.
Активно строится второй "якорный" инвестор "Михайловского" — группа компаний "Русагро". Уже осенью 2018 года агрохолдинг запустит первые три свинокомплекса – "Дубки", "Абрамовский" и "Степное" мощностью 70 тысяч голов каждый. Для запуска свинокомплексов в регион "Русагро" завезет 3 тысячи племенных свиней. Одновременно со свинокомплексами дочерняя компания холдинга — ООО "Русагро-Приморье" возводит современный элеватор, комбикормовый завод и убойный цех.
Реализация "свиноводческих" проектов "Михайловского" позволит обеспечить свежим мясом по доступной цене рынок всего Дальнего Востока, а в перспективе позволит их инициаторам занять свою нишу на мясном рынке АТР.
Развитие ТОРа не ограничится одним только свиноводством. Та же "Русагро" планирует вложить еще 12 млрд рублей уже в производство куриного мяса на территории "Михайловского".
Осенью 2017 года с проектами по развитию молочного животноводства в "Михайловский" вошли два новых инвестора.
Это компания "Молоко Приморья", созданная с участием новозеландского агрохолдинга, и компания "ТиЭйч Рус Приморский" – дочерняя организация одного из крупнейших аграрных холдингов Вьетнама.
"Молоко Приморья" планирует строительство на ТОР нового агропромышленного комплекса по производству и переработке коровьего молока. Он будет включать в себя ферму вблизи села Кремово на 1,8 тысячи дойных коров с собственным кормозаготовительным участком, а также современный молокозавод и логистический комплекс, расположенный в селе Михайловка.
"ТиЭйч Рус Приморский" собирается построить три животноводческих комплекса с общим поголовьем 15 тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе 7,2 тысяч голов дойного стада. Планируется также строительство завода по переработке молока мощностью более 60 тысяч тонн в год.
По информации КРДВ, в настоящее время в ТОР подано 13 заявок на 66,7 млрд рублей. Уже реализуется 9 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 61,7 млрд рублей.
ТОР "Большой Камень": локомотив отечественного судостроения
ТОР "Большой Камень" был создан в одноименном приморском городе для реализации проекта национального значения — строительства первой в России верфи крупнотоннажного судостроения по выпуску гражданских судов водоизмещением до 350 тысяч тонн и судов ледового класса для освоения шельфовых месторождений Дальнего Востока и развития Североморского пути. "Якорными" резидентами ТОРа являются ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" и АО "Дальневосточный завод "Звезда". Несмотря на то, что строительство суперверфи еще идет, часть производственных мощностей уже задействованы в выполнении крупных судостроительных заказов. Работы предстоит много — утвержденный план загрузки предприятия до 2035 года. На полную мощность верфь выйдет к 2024 году. К этому времени здесь будет создано около 7,5 тысяч рабочих мест.
Макетный план СК "Звезда". Фото: пресс-служба ДЦСС
Параллельно созданию верфи крупнотоннажного судостроения в ТОР "Большой Камень" идет строительство жилья для сотрудников СК "Звезда". Всего планируется сдать более 6 тысяч квартир. Для энергоснабжения объектов резидентов в июле 2018 года будут построены подстанция и электросети, также планируется закончить строительство сетей водоснабжения, водоотведения и газопровода от ГГРП "Большой Камень" до котельной.
Но задачи ТОРа значительно шире — он предполагает создание в Большом Камне масштабного судостроительного кластера. Он будет включать в себя как непосредственно судоверфи, так и предприятия по разработке и производству всех необходимых материалов и комплектующих для судостроения, иные профильные производства.
Так, компания "Красный вымпел" планирует запустить в рамках ТОР логистический комплекс в виде сухого дока с цехами лакирования и литографии жести с использованием давальческих материалов. Строительство будет вестись в три этапа с окончательным вводом предприятия в эксплуатацию в 2024 году и созданием около 300 новых рабочих мест.
Работа на новой суперверфи уже кипит. Фото: ИА PrimaMedia
На данный момент "Большой Камень" насчитывает уже 15 резидентов, но не все они напрямую связаны с судостроением. Например, проект по созданию логистического узла для складского хранения и последующей транспортировки мороженой рыбной продукции, консервов, банкотары автомобильным и железнодорожным транспортом собирается реализовать АО "Рыболовецкий колхоз "Новый Мир". Речь идет о создании высокотехнологичного производственного предприятия по переработке минтая и иных видов рыб и выпуску ежесуточно от 100 тонн готовой продукции.
ТОР "Нефтехимический": проект международного значения
ТОР "Нефтехимический" в Партизанском районе является самой молодой территорией опережающего развития в Приморье, и пока имеет в своем распоряжении всего одного резидента. Зато какого — "якорем" ТОРа выступает дочерняя компания нефтяного гиганта ПАО "Роснефть" — АО "Восточная Нефтехимическая компания". ВНХК — проект не только национального, но и международного значения. Он предполагает создание крупнейшего на Дальнем Востоке предприятия в сфере нефтепереработки и нефтехимии.
Проект ВНХК предусматривает создание на Дальнем Востоке трех очередей крупного нефтехимического комплекса — ядра будущего нефтехимического кластера, обеспечивающего потребности как внутреннего, так и внешнего рынков.
Первая и вторая очереди должны быть введены в эксплуатацию в период до 2022 года.
Макет Восточного нефтехимического комплекса. Фото: Пресс-служба Законодательного собрания Приморского края
Благодаря этому в Приморье появятся НПЗ мощностью до 12,5 млн тонн нефти и нефтехимические мощности в 3,4 млн тонн сырья в год. Предприятие наладит выпуск моторных топлив "Евро-5" и прочей нефтехимической продукции, что позитивно отразится на стоимости топлива и нефтехимической продукции в Приморском крае. Запуск проекта принесет региону почти 4,5 тысячи новых рабочих мест и существенные налоговые поступления.
Строительные работы по проекту еще не начаты. В настоящее время ОАО "НК "Роснефть" завершает доработку проекта ВНХК в связи с изменением макроэкономических условий, заявил глава компании Игорь Сечин в марте 2018 года, пообещав "окончательно определиться с новой конфигурацией ВНХК" к осени текущего года.