Бизнес. 13 июля, 09:00
Облачный проект BeeCLOUD. Фото: предоставлено компанией "Билайн"

Виктор Кочетов: Деньги бизнеса должны работать. Остальное сделает «облако» BeeCLOUD

Коммерческий директор B2B-сегмента «Билайна» на Дальнем Востоке – о виртуальном сервере за 60 секунд и почасовой оплате облачных услуг

13 июля, PrimaMedia. Интуитивно понятный интерфейс, почасовой расчет стоимости услуг и высокий уровень безопасности – эти критерии "Билайн" считает главными для облачного сервиса, которым бизнес заменяет "прожорливую" и ненадежную IT-инфраструктуру. В апреле этого года "Билайн" представил свой облачный проект BeeCLOUD – виртуальный центр хранения и обработки данных для разнообразных бизнес-процессов. Насколько инновационным и выгодным получился продукт и как принял его рынок Сибири и Дальнего Востока, корр. ИА PrimaMedia побеседовал с коммерческим директором по развитию корпоративного бизнеса "Билайн" региона "Восток" Виктором Кочетовым.

Облако для всех и для каждого

— Нельзя сказать, что российский рынок перенасыщен облачными сервисами, если можно так выразиться, "отечественного производства". Ваш продукт BeeCLOUD — это был первый раз, когда вы "шагнули в облако"?

-Если говорить об облачных решениях, то BeeCLOUD — это совсем не первый шаг компании в этом сегменте. Например, в прошлом году мы запустили облачную АТС, сервис избавил наших клиентов от необходимости приобретения и обслуживания физического оборудования для телефонной связи. Затем мы запустили продукт для малого и среднего бизнеса "Мобильное предприятие": вы устанавливаете программу (есть версия и для смартфона) и можете управлять бизнесом из любой точки мира, сервис включает в себя CRM-систему и АТС.

И оказалось, что с облачной АТС мы попали, что называется, в "больную точку" бизнеса, поскольку продажи продукта буквально за год выросли в 4,6 раза! И поняли, что развивать историю с "облаками" — просто необходимо.

Так и зародилась идея IaaS-сервиса BeeCLOUD, причем в ее основе изначально предусматривались центр обработки данных (ЦОД), расположенный именно в России, и надежный партнер — лидер в области производства серверов, систем хранения данных и построения облачных инфраструктур. ЦОД мы построили в Ярославле, а нашим партнером в создании продукта стала корпорация Hewlett-Packard Enterprise (HPE).

Также было понимание, что необходимо создать простую, интуитивно понятную пользовательскую оболочку, которой с легкостью мог бы управлять человек, далекий от IT-сферы. В итоге BeeCLOUD дает возможность разворачивать виртуальные сервера онлайн менее чем за 1 минуту (инфраструктура + операционная система), автоматически масштабировать мощности под нагрузку клиента и создавать ряд дополнительных сервисов для оптимизации работы. Сразу скажу, что BeeCLOUD предусматривает бесплатный тестовый период использования в течение 30 дней, так что оценить наш сервис – легко и удобно.

— А по вашей оценке, какому сегменту бизнеса больше всего подойдет сервис BeeCLOUD?

— BeeCLOUD обращен и адаптируется к потребностям разных сегментов бизнеса. Крупному бизнесу сервис интересен с точки зрения сетевой безопасности, надежности высшего уровня. Ведь крупному бизнесу, как правило, не приходится создавать ИТ-систему с нуля, им нужен новый фундамент, куда можно будет перенести уже существующую конструкции. И мы пошли им навстречу – в BeeCLOUD клиент может взять свое программное обеспечение или вообще создать образ системы, перекинуть с локального сервера в "облако" – и все это без отрыва от работы, никто даже не заметит разницы.

В тоже время наш продукт попадает и в потребности стартаперов, которые не готовы тратить средства на инфраструктуру, но в случае успеха испытывают рост в геометрической прогрессии.

Конечно же, облачный сервер востребован и малым бизнесом, который не хочет тратить лишние деньги, возить "железо" при переезде, отвлекаться на вопросы безопасности и настройки технологических процессов. Мы видим интерес со стороны среднего бизнеса, особенно это касается компаний с сезонным спросом, которые не хотят, чтобы стационарные сервера работали вхолостую. И, наконец, BeeCLOUD полезен любому бизнесу в России, агрегирующему персональные данные, поскольку прошли полную сертификацию компетентных органов, то есть наше хранилище может использовать даже госсектор.

В целом же наш сервис рассчитан на бизнес, в работе которого ведущую роль играет оперативная работа с данными: разработчиков программного обеспечения, интернет-магазины, ритейлерские сети, производственные компании… Вообще каких-то ограничений по области применения мы не ставили, еще на этапе разработки старались максимально учитывать все отрасли экономики. И сейчас, когда наш продукт уже вышел на рынок, и к нам пошла обратная связь, мы понимаем, что не ошиблись, рассчитывая на многоотраслевое и многосегментное использование.

Погружение в BeeCLOUD

— В целом, любое современное IaaS-решение для бизнеса – в том числе и ваших конкурентов на российском рынке — содержит в себе набор параметров, о которых вы говорили. Что в сервисе BeeCLOUD делает его уникальным?

— Во-первых, не у всех компаний на рынке есть собственные магистральные каналы связи. Во-вторых, не у всех есть собственные ЦОД, расположенные на территории России. Как я уже говорил, большое значение имеет наличие интуитивно понятный интерфейс и время, за которое пользователь может создать облачную инфраструктуру "под себя". BeeCLOUD, напомню, позволяет сделать это буквально за минуту — благодаря платформе OpenStack, а вот сервисам, использующим решения от VMware, требуется не менее 2 часов.

Кроме того, оплата за услуги нашей инфраструктуры идет по сервисной модели, то есть в BeeCLOUD клиент платит ровно столько, сколько использует. То есть если у клиента на несколько часов резко возросла нагрузка, он увеличит запрос, заплатит за эти 5 часов немного больше, а потом нагрузка упадет и, соответственно, оплата вернется на прежний уровень.

Иными словами, в BeeCLOUD включено автомасштабирование в обе стороне, где потребляемые ресурсы подсчитываются каждый час. Фактически счет, естественно, выставляется в конце месяца, но стоимость потребленных мощностей фиксируется ежечасно и отображается в реальном времени. Уже на входе клиент видит примерные расчетные параметры и ориентируется на них.

— Если не ошибаюсь, такая модель известна как Pay-As-You-Go, в переводе — "плати сколько ездишь". Мне кажется, что решение любого бизнеса о "переводе" IT-инфраструктуры компании в "облако" — от очень актуального сегодня стремления сокращать издержки.

— Другими словами, в категории CAPEX, то есть капитальные, надо переводить в категорию OPEX, то есть операционные. Да, это эффективнее для бизнеса, потому что деньги должны работать, создавать возможности, а не "омертвляться" в покупках дорогостоящего оборудования (и его нужно постоянно обновлять!), запасных частей, оплате гарантии на серверное оборудование, зарплате квалифицированному персоналу. Кроме того, владелец "реального железа" всегда переплачивает, ведь обычно средняя загрузка собственной инфраструктуры не превышает 25%, а остальные 75% используются редко, только при пиковых нагрузках, например, при проведении онлайн-ритейлом сезонных акций или для защиты от кибер-атак.

А облачный сервер – это мощнейшее железо с возможностью расширения в любой момент, удобный софт, высочайшая безопасность и круглосуточная поддержка. При этом управление своим "облаком" не требует специальной квалификации: система все сделает сама. И в случае BeeCLOUD, напомню, вы платите только за ту мощность, которую используете, что называется, здесь и сейчас.

Коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса "Билайн" региона "Восток" Виктор Кочетов

Коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса "Билайн" региона "Восток" Виктор Кочетов. Фото: предоставлено компанией "Билайн"

Без переплат, без сбоев

— Можно ли посчитать пользу для бизнеса в конкретных значениях? Сколько составит экономия компании, решившей уйти в "облако"?

— Наши модели предполагают выгоду для клиентов BeеClOUD порядка 30-40% от текущих затрат, эффективность же бизнес-процессов повышается до 75%. Естественно, каждый бизнес — отдельная история. Поэтому с клиентами мы работаем индивидуально и подбираем необходимые условия. Не будем забывать и о тестовом периоде в 30 дней, когда клиент имеет возможность попробовать, вывести некоторые некритичные части бизнес-процессов в BeeClOUD, помоделировать, оценить удобство настройки и использования. Как говорится, гарантия долгосрочных отношений — в осознанном выборе.

— Насколько бизнес восточных регионов страны демонстрирует интерес к BeeCLOUD? Есть ли уже реальные кейсы компаний, выбравших ваш продукт?

— Приятно сказать о том, что в Сибири и Дальнем Востоке уже несколько десятков компаний тестируют BeeCLOUD в режиме реального времени, а ряд уже перешли на коммерческое использование. В Новосибирске, например, у нас есть клиент – маркетинговое агентство, которое не только проводит рекламные компании для заказчиков, но и используя ИТ-инструменты по различным алгоритмам. Они замеряют воздействие, анализируют трафик покупателей в ритейле, их поведение до и после. Соответственно, используемые мощности зависят от количества заказчиков в моменте, от сезонности. Компания решила воспользоваться нашим сервисом, потому что их, прежде всего, привлекла оплата по "сервисной модели".

Другая, более крупная компания выбрала наш сервис, исходя из вопросов безопасности. Это большой холдинг с распределенной сетью по всей территории России и единым центром управления, куда в режиме онлайн стекается вся информация. Любой перебой в этом центре приведет к недоступности IT-систем и стагнации всей сети. Такой сбой очень критичен для бизнеса. BeeCLOUD дает крупному холдингу гарантию бесперебойной работы и избавляет от необходимости затрат на серверное оборудование и содержание IT-персонала. Кроме того, резервное копирование дает дополнительную защиту информации. Кстати, оплата бекапов у нас осуществляется за дельту изменений. Если вы за день изменили только 1% информации, то оплатить нужно будет только его. Это — несомненный плюс.

— Кстати, о безопасности сервиса и данных клиентов. Насколько ваше "облако" защищено от DDOS-атак? Как обеспечивается конфиденциальность данных? Есть ли "кризисные протоколы" на случай сбоев и СП?

— У нас есть встроенная защита – оборудование распознает и блокируют подобного рода хакерские атаки. Так что кошелек клиента не пострадает. Учитывая, что Интернет сегодня уже стал основой практически для большинства бизнесов, даже не связанных со сферой IT, сетевая безопасность может стать ключевой точкой выживаемости.

Что касается конфиденциальности, то наша система хранит данные распределенно, что исключает доступ даже со стороны сотрудников ЦОДа. Массив данных записывается частями на различные жесткие диски и собирает их по определенному алгоритму. Ключ к "карте" этих частей хранится на стороне клиента, что исключает возможность утечки данных. В ближайших релизах будет также внедрено сквозное шифрование данных.

Также, еще только запуская продукт, мы моделировали различные ситуации, которые могут возникать у клиентов. Для оперативного реагирования введены три уровня поддержки. Так что клиенты получают не только сам сервис, но и поддержку, вплоть до уровня вендора. Наше решение соответствует уровню Enterprise, где крупный бизнес должен быть уверен, что предлагаемый сервис имеет максимальное качество. У нас нет звеньев, где никто за это звено не отвечает.

Справка: ЦОД "Билайна" построен в Ярославле, рядом с Техническим центром "Билайн", и имеет Внушительные размеры и внушительные мощности – порядка 1,6 тысячи серверных стоек с возможностью расширения до 2 тысяч. Мощности Ярославского ЦОДа рассчитаны на покрытие потребностей компании и всех клиентов в течение 10 лет вперед. ЦОД сертифицирован по максимально возможному уровню безопасности TIER 3 и расположен на перекрестке трех интернет-магистралей – Москва, Кострома и Тверь. В 2018 году планируется открытие второго ЦОДа в Москве, который по мощности будет немного превосходить ярославский. Сам технический центр — это офис на 500 человек, который воплощает в себе основные идеи корпоративной культуры "Билайн".

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia