Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
18:32
Выигрыш Овнов, спор Раков и суета Весов: подробный гороскоп на 20 апреля
18:30
Таролог назвала 3 главных манипуляторов среди знаков - придется подчиниться
18:00
Елена Ардальянова: Конкурс по финграмотности набирает вес в медийном сообществе Приморья
17:54
Мэр Владивостока раскритиковал нерадивых арендаторов за мусор на Шаморе
17:34
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Угольный контроль. Перевалка открытая, а общение с народом порой — закрытое

Акция, организованная известным блогером Александром Хитровым, завершилась в Приморье
31 августа 2018, 13:20 Общество
"Восточный Порт" Александр Хитров
"Восточный Порт"
Фото: Александр Хитров

Акция "Угольный контроль", организованная известным блогером Александром Хитровым, завершилась в Приморском крае. Общественник посетил несколько стивидорных компаний и пообщался с их штатными экологами. Далеко не все компании смогли похвастаться своей открытостью в общении.

Согласие достигнуто

Известный приморский блогер, фотограф и общественник Александр Хитров в этом году проводит акцию "Угольный контроль" при поддержке РИА "ФедералПресс". Цель акции — проверить, как стивидорные компании заботятся об окружающей среде и населении.

Старт акции из Владивостока

Старт акции из Владивостока. Фото: Александр Хитров

Тема "угольного загрязнения" в Приморье на слуху уже не первый год. Жители Находки жалуются на то, что их город со временем "становится все чернее". В прошлом году школьник из этого городка пожаловался во время прямой линии президенту России Владимиру Путину. Ситуацию под контролем держат региональные власти — подписаны всевозможные соглашения о поэтапном прекращении открытой перевалки угля. Подобное соглашение со стивидорами подписал в марте врио губернатора региона Андрей Тарасенко. Свои подписи под документом поставили представители восьми компаний: АО "Находкинский морской торговый порт", АО "Дальмормонтаж", ООО "Компания Аттис Энтерпрайс", "Восточная стивидорная компания", ООО "Восточно-Уральский терминал", АО "Восточный порт", ООО "Геомар" и ООО "Стивидорная компания Малый порт". Ранее подобные соглашения были подписаны с "Терминалом Астафьева" и АО "Владивостокский морской рыбный порт".

Неоднократно на различных уровнях подчеркивалась важность контроля со стороны общественности. Людям проще своими глазами увидеть, чтобы убедиться, что договоренности есть не только на бумагах. Именно с этой целью Александр Хитров и решил провести свою акцию.

Иностранные суда, отпуска и нехватка времени

Опыт проведения подобных акций у блогера есть — в прошлом году он организовывал "Топливный контроль": колесил по Приморскому и Хабаровскому краям со специалистами лаборатории и брал пробы топлива на различных АЗС. В этом году Хитров отправился в путь, вооружившись фотокамерой и взяв с собой оператора и журналиста РИА "ФедералПресс".

"Первым делом в конце прошлой недели я разослал письма с уведомлением об акции в 14 стивидорных компаний, расположенных на территории Владивостока, Находки и Врангеля. Интересное наблюдение: при необходимости доступности информации о деятельности портов у некоторых даже нет собственных сайтов. Кстати, это усложнило и поиск их контактов", — отметил блогер.

В тот же день Александр прозвонил компании. По его словам, лишь немногие откликнулись сразу, бОльшая часть по различным причинам взяла паузу, пообещав перезвонить.

"У кого-то ответственные за общение лица оказались в отпуске, кто-то сослался на долгую процедуру оформления пропусков. Однако те, кто действительно захотел принять участие в акции, быстро совершили все необходимые процедуры. В понедельник я повторно прозвонил компании (а некоторые — и по три раза за день), меня вновь накормили "завтраками". Изначально я анонсировал даты проведения акции — 28-29 августа. 28-го, уже отправившись в путь, я продолжал вести переговоры в надежде охватить как можно больше компаний", — рассказал общественник.

Почти сразу согласие дали "Владивостокский морской рыбный порт" и "Восточный порт". Позднее — "Дальмормонтаж" и "Аттис Энтерпрайс". "Евраз НМТП" предложили самостоятельно посетить их в сентябре. Оперативно ответил на запрос и "Терминал Астафьева". Пресс-секретарь предприятия предложил блогеру в сентябре лично привезти его на объект и провести подробную экскурсию.

Мыс Астафьева. Компания "Аттис Энтерпрайз"

Мыс Астафьева. Компания "Аттис Энтерпрайз". Фото: Александр Хитров

"Остальные же девять компаний, по всей видимости, не горели желанием с нами пообщаться", — заключил Хитров.

"Надо быть всегда готовыми к обсуждениям и объяснениям"

Первой точкой для посещения стал "Восточный порт" во Врангеле — небольшом поселке в отдалении от Находки. "Восточный порт" — один из крупнейших стивидоров России, специализирующийся именно на перевалке каменного угля. По словам Хитрова, руководство компании достаточно быстро согласовало посещение.

"На КПП нам выписали пропуска, мы подышали в алкотестер — да, даже есть такое требование безопасности для всех без исключения работников — и нас познакомили с экскурсоводом Дмитрием. По территории передвигаются уборочные машины: каждая по своему маршруту, захватывая каждый уголок территории", — рассказал блогер.

Общественника впечатлила система орошения: "красиво и свежо" — написал он у себя в блоге. Такая система сразу "гасит" угольную пыль, не давая ветру разносить ее по территории.

"Дмитрий пояснил, что летом эти пушки работают практически круглосуточно. Кстати, читал на различных форумах, что пушки, мол, работают не всегда, а только для проверок. Оказывается, они и не должны работать постоянно: в дождливые или сырые дни они просто не нужны. Зимой работают снежные пушки", — поделился наблюдениями Александр.

Не меньшее восхищение у блогера вызвала работа вагоноопрокидывателя закрытого типа. В специальный ангар автоматически (рассчитан угол наклона рельс) загоняются четыре вагона — по два на параллельные пути. Здесь они подхватываются оборудованием и переворачиваются как простые ведра!

"Я стоял прямо рядом с выгрузкой. Мысленно уже попрощался с белой рубашкой... Но за счет работы вытяжки и орошения пыли нет вообще! Также Дмитрий показал нам и систему очистки отработанной воды. Тут все понятно — проходит она через множество фильтров — наглядно все это можно будет посмотреть в нашем итоговом видео. У причальной стенки нам показали чистоту морской воды — я ее, конечно, на вкус не пробовал, но на вид была прозрачной", — написал блогер.

Во время посещения специалист компании Дмитрий, сопровождавший Хитрова, отметил: ответственные стивидоры всегда открыты и готовы к общению с людьми.

"Население не обязано знать принципы работы и, разумеется, может волноваться или не доверять. Именно поэтому мы готовы к любым визитам общественников, мы готовы обсуждать любые вопросы и прояснять все интересующие моменты", — подчеркнул он.

Более детально о посещении "Восточного порта" Александр Хитров пообещал рассказать на пресс-конференции.

"Не будет компаний — не будет города"

На второй день акции блогер вновь начал прозванивать компании — ощутимых результатов это не принесло. По словам Александра, он решился просто на удачу заехать в одну из компаний. Случайный выбор пал на "Восточно-Уральский терминал".

"В приемной, представившись, спросил у секретаря: как же так, звоним-звоним, а обратной связи нет? Оказалось, что их московское руководство по какой-то причине не отправило наш запрос в Приморье. Однако о нашей акции знали и так — успели накануне прочесть в интернете. В юридическом отделе компании искренне расстроились: "Мы бы с радостью вам показали наш порт". Но звезды сложились не в нашу пользу — гендиректор был в отпуске, зам такие вопросы не решает, а штатный эколог в командировке", — рассказал Хитров.

В "Дальмормонтаже", где договоренность была заранее, участников акции встретили радушно. По территории блогера сопровождали консультант, эколог, технолог и инженер.

Территория компании "Дальмормонтаж" в Находке

Территория компании "Дальмормонтаж" в Находке. Фото: Александр Хитров

"Нам показали ветропылезащитный экран, водяные пушки, транспортер закрытого типа. Этот транспортер гордость компании, он выдвигается аж на 56 метров! Экраны имеют высоту в 8,5 метров. Обойдя по периметру территорию терминала (она не слишком большая), мы зашли внутрь объекта. Нам показали большие баки для сбора воды: здесь используют одну и ту же воду для опыления угольных куч. Вода стекает по желобам, откачивается насосами, прогоняется через фильтры и снова подается на водяные пушки", — пояснил общественник.

Представитель компании отметил, что стивидоры сами заинтересованы в соблюдении всех требований — проверок достаточно много, а сотрудниками являются местные жители. В договорах у "Дальмормонтажа", кстати, строго прописаны требования, на какой высоте должен переваливаться уголь, чтобы его не разносило ветром.

"Стоит понимать, что ответственные стивидоры исправно платят налоги, имеют свои программы поддержки населения. Экономические реалии диктуют нам выбор грузов: в свое время некоторые специализировались на перегонке автомобилей, например, а потом вынуждены были перейти на перевалку угля. Не будет компаний — потихоньку начнет умирать и город. Яркий тому пример — Партизанск, где после закрытия шахт местное население столкнулось с тотальной безработицей. У нас, кстати, немало сотрудников оттуда", — заявил собеседник блогера.

"Негатив выливается на всех"

На территорию "Аттис Энтерпрайс" участников акции, к сожалению, не пустили — не успевали согласовать пропуска. Однако представители компании выразили готовность встретиться рядом с портом и побеседовать.

"Эколог, сначала стеснявшаяся камеры, но потом привыкшая, очень долго рассказывала про компанию, про пушки (их оказалось 12 на относительно небольшой участок), защитные экраны, новые автомобили для уборки территории. Также нам рассказали и о том, что компания активно участвует и в социальных проектах — вставляет окна, даже переселила один дом, который находился в непосредственной близости от терминала, проводит экскурсии", — написал Александр Хитров в блоге по итогам второго дня акции.

Блогер уже сделал промежуточные выводы.

"Да, открытость угольных компаний очень важна. Важно их общение с населением, тесное сотрудничество. Правильно нам сказали в одной компании, что угольное производство — это пыльное производство. Не существует терминалов, которые на нет сводят выброс угольной пыли в воздух — это попросту невозможно. Но возможно минимизировать этот показатель. Собственно, мы и хотели увидеть, кто и как выполняет эти требования. К сожалению, не все стивидоры готовы идти на эти траты ради благоприятной среды для жизни местного населения. И эти компании соседствуют с ответственными — отсюда негатив выливается не на одну конкретную, а сразу на всех", — поделился наблюдениями блогер.

Круглосуточный фонтан

Участники акции "Топливный контроль" планировали посетить Владивостокский морской рыбный порт еще вчера, но отсутствие нормальной дороги из Находки не позволило этого сделать: в столицу Приморья общественники приехали поздним вечером.

ВМРП — огромная территория, протянувшаяся на мысе Чуркин вдоль береговой линии на несколько километров. Площадка здесь универсальная, и перевалка угля происходит только на одном причале, 46-м, практически под мостом, соединяющим центр города с районом Чуркина.

1 / 2

"Как и положено, первым делом нам выдали каски, выписали пропуска — причем в окне, где мы их получали, хотели взять по 100 рублей за пропуск. Звучит смешно, но во многих портах работает такая система. Экскурсию нам проводил главный инженер предприятия Анатолий Юшин. На виадуке, откуда открывается панорамный вид на 46-й причал, мы записали большое интервью", — рассказал блогер.

Анатолий Юшин продемонстрировал способы орошения угля (здесь работают водяные пушки даже зимой — в холода их заливают горячей водой). Зону перевалки ограждает 25-метровый ветро— и пылезащитный экран.

"Во время нашего посещения на территории велись работы по строительству отдельного строения, которое позволит открытую перевалку превратить в закрытую, срок реализации проекта до 2020 года. Водяные пушки работают у них круглосуточно, а вот воду уже не собирают, не выкачивают — со слов главного инженера, она попросту испаряется. Также нас заверили, что в море эта вода не попадает, поскольку по всему периметру причала установлены бортики, высотой где-то в 20 см. В планах компании строительство очистных сооружений", — написал Хитров в социальных сетях.

"Может, слышал — но не слушал"

Один из представителей ВМРП отметил особенность некоторых людей, на которую обращали внимание и в "Восточном порту", и в "Дальмормонтаже": слышать, но не слушать. Речь идет о готовности стивидоров общаться с местными жителями, разъяснять им происходящие процессы, успокаивать в случае необходимости.

"Чаще всего я и сам был свидетелем того, как народ просто орет что есть мочи, не желая слушать и слышать. Их не интересуют анализы, их не интересуют аргументы экологов — для них все люди куплены, все проплачено, везде коррупция. Мне кажется. что еще ни один общественник не ездил так, как ездили мы. Кажется, что всем нужен хайп, сыграть на нем, вывезти, куда-то пробиться (чаще всего, во власть). Мы же хотели показать, как компании выполняют поручения как президента, так и губернатора Приморского края, да и выполняют ли..." — отметил Александр Хитров.

Блогер выразил сожаление, что не все стивидорные компании захотели принять у себя акцию.

Более детально об акции Александр Хитров намерен рассказать на пресс-конференции, которая состоится сегодня, 31 августа, в 14.00 в гостинице Azimut (зал "Берлин") по адресу: Набережная, 10.

1535710829