В каких знаниях нуждаются сегодня профсоюзы России, какими стереотипами до сих пор живут, готовы ли профлидеры подвинуться и дать место молодежи, чем отличаются профактивисты Приморья и Дальнего Востока от коллег из других регионов страны, об этом рассказал эксперт Приморского молодежного профсоюзного форума, директор Института экономики знаний (Санкт-Петербург), победитель всероссийского конкурса "Активное обучение – эффективный профсоюз", лауреат конкурса программ и проектов по подготовке молодежных лидеров ФНПР Андрей Глазырин, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ФППК.
— Андрей Владимирович, вы много работаете с профсоюзной аудиторией России, это была ваша инициатива?
— Если честно, я и представить не мог, что буду работать с профсоюзами, тем более так плотно. Все началось 14 лет назад с того, что нас с коллегой пригласили в Пермь провести курс по мотивации для председателей отраслевых профсоюзов края. Об этой общественной организации я тогда мало что знал, разве что помнил лозунг с советских времен "Профсоюзы — это школа коммунизма". Но когда мы стали работать, то увидел у аудитории не только острую нехватку информации, но и огромное желание учиться. Это подкупило.
Сейчас не так много людей, которые бы проявляли столь искренний интерес к знаниям, и меня именно это зацепило. Пермякам мы, видимо, тоже понравились, нас стали рекомендовать коллегам из других регионов, и так профсоюзная аудитория прочно вошла в круг наших клиентов наравне с коммерческими и другими общественными организациями.
Постепенно стали наращивать портфель тем для профсоюзников, и сегодня их уже 18, в том числе социальное партнерство, психология переговорного процесса, профилактика профессионального выгорания, формирование лидерских качеств, информационная работа, компетентность профлидера и другие.
Приморский молодежный профсоюзный форум. Фото: пресс-служба ФППК
— Какие темы самые востребованные у профсоюзов, и есть ли какая-то региональная специфика?
— Наиболее распространенные запросы одни и те же – мотивация, коммуникации и переговоры. А вот отличия с зарубежными коллегами есть. В Германии, где мы часто бываем, да и в других странах Запада популярна тема человеческого капитала, у нас об этом пока говорят мало. Хотя миссия профсоюзов, на мой взгляд, как раз и состоит в том, чтобы развивать качество человеческого капитала. Об этом, кстати, мы говорили с участниками Приморского молодежного профсоюзного форума — что такое балансовая стоимость работника, на что она влияет, можно ли ее увеличить, и какими способами. Я наблюдал за аудиторией и видел, как удивление, а где-то может и недоумение в глазах участников сменялось живой заинтересованностью в теме разговора.
— Что самое сложное в работе с профактивистами?
— Огромное количество стереотипов, которые приходится преодолевать, особенно у профлидеров старшего возраста. С молодежью проще, у них хотя бы не укоренились так прочно все эти ложные установки, и они не сопротивляются новым знаниям.
Например, многие профсоюзные лидеры и активисты, как это ни странно, не считают нужным заниматься агитацией и пропагандой профдвижения. Считают, что о роли профсоюзов на рынке труда, о защитной функции организации и так все знают. Поэтому работник должен сам захотеть вступить в профорганизацию. Но этого не будет. Человеку нужно понять и осознать, зачем ему нужен профсоюз, почему в его рядах ему будет лучше. Так расскажите ему об этом. Объясните на его же языке практическую пользу профорганизации, дайте возможность реализовать свои способности и таланты, и у вас не будет проблем с численностью.
То же самое касается портрета хорошего работодателя. На вопрос, что вы понимаете под определением "хороший", говорят: чтобы он нас уважал, ценил или хотя бы не мешал работать. Когда спрашиваешь, а зачем собственнику или руководителю вообще профсоюз на предприятии, в ответ слышишь: но он же должен это понимать. Почему должен и кому?
Приморский молодежный профсоюзный форум. Фото: пресс-служба ФППК
— Как работаете с этой установкой?
— Делим участников семинара на группы и предлагаем каждой поочередно примерить все три роли — работника, работодателя и профсоюза, — прописать потребности и ожидания каждой категории. И только когда участники группы "садятся" в кресло работодателя, то понимают его нужды — порядок на производстве, высокая производительность труда, прибыль.
Группа "работники" приводят свои доводы, ради чего они могли бы ходить на работу, и зачем им нужен "профсоюз". Как правило, в начале этого списка — деньги, общение, самореализация, удобный график, близость к дому. И только один-два человека из группы говорят про защищенность и безопасность. Так почему же профлидеры часто уверены в том, что работники должны вступать в профсоюз исключительно из-за чувства защищенности, забывая о том, что им также нужны деньги, общение, комфорт, самореализация? "Ну, это то само собой, мы боремся за справедливые зарплаты, сохранение рабочих мест, занимаемся досугом"— слышу я в ответ. Так почему же вы это не формулируете и не проговариваете потенциальным членам профсоюза?
У группы "профсоюз", вне зависимости от региона, часто всплывают какие-то стереотипы – мир, труд, май. Спрашиваю: а вы сами искренне за этим пойдете? В ответ молчание. И я вновь возвращаю их в упражнение, чтобы они поочередно вставали на место работодателей и работников, понимали, что нужно слышать потребности каждой стороны и уметь со всеми договариваться. Ситуация парадоксальная, ведь на самом деле они прекрасно знают преимущества своей организации, но не умеют или не считают нужным доносить это до аудитории.
Приморский молодежный профсоюзный форум. Фото: пресс-служба ФППК
— Вопрос материальной выгоды от профсоюза в перечне потребностей работников присутствует?
— Конечно. Наши люди исторически привыкли ждать от членства в профорганизации какой-то материальной выгоды. Так или иначе ждут и сегодня, что "отобьют" свои взносы, тот самый один процент от зарплаты. И профсоюзы это им дают! Только, опять же, почему-то забывают или не считают нужным сказать об этом. Так, от участников форума я с интересом узнал, что в Приморье очень развит "Электронный профсоюзный билет", который одновременно является дисконтной картой для членов профорганизаций и дает право на дополнительные скидки и бонусы в торговых и сервисных организациях края. Это порой с лихвой оправдывает профсоюзные отчисления из зарплаты за одну покупку или услугу. Используйте активнее это мотивационный аргумент в привлечении новых членов!
Конкретизируйте преимущества членства в организации, избегайте штампов. Если вы просто скажете, что профсоюз дает защиту, это ни о чем. Другое дело, если скажете, что при необходимости профсоюз обеспечит работника консультацией компетентного юриста в области трудового права, поможет написать исковое заявление и поддержит в суде. Или, если работник не согласен с результатами спецоценки условий труда, профсоюз организует экспертизу ее проведения и поможет вернуть льготы, положенные за вредность.
Участие молодежи в краевом профсоюзном форуме — это тоже бонус: молодого работника командировали в Шмаковку, поселили в санатории, обеспечили питанием и дали много новых ценных знаний, которые можно использовать для собственного роста.
При этом важно понимать, что все эти "плюшки" не падают с неба просто так. Чтобы получить их, член организации тоже должен постараться. Мало просто вступить в профсоюз и платить 1% от зарплаты, нужно принимать участие в его работе. Вариантов много, всегда можно выбрать тот, что тебе по душе. Главное, не быть пассивным.
Приморский молодежный профсоюзный форум. Фото: пресс-служба ФППК
— Выполняя одно из заданий, участники форума почувствовали себя социологами, провели собственные мини-исследования и выяснили, что 57% молодых профактивистов уже сегодня считают себя готовыми возглавить первичные организации и даже отраслевые профсоюзы. Вы работали с ними четыре дня, многих успели рассмотреть и узнать. Насколько они действительно к этому готовы, на ваш взгляд?
— Амбициозные цели, стремление менять жизнь трудовых коллективов к лучшему — это очень хорошо, но одного желания мало. Чтобы за тобой шли люди и ты знал, куда их вести, нужно обладать массой дополнительных компетенций: широким кругозором, умением планировать работу, причем ставить четкие, конкретные и достижимые цели, владеть переговорными техниками, разбираться в экономике предприятия и региона, уметь выстраивать отношения с социальными партнерами.
У современной молодежи много сильных качеств, таких, как целеустремленность, упорство, креативность, готовность к переменам, открытость новым знаниям. Но есть и слабые стороны, например, отсутствие системного подхода к проблеме, неумение выделить главное, уход в детали, они часто застревают в процессе, вместо того, чтобы достигать результата. Многому нужно еще учиться и учиться. Но в том, что как минимум у 20% участников планы стать лидерами сбудутся, я не сомневаюсь. Вернувшись с форума в родные профорганизации, они почувствуют, что стали другими, будут развиваться, обучаться и достигнут желаемых высот.
Часто, когда мы приезжаем в регион второй, третий раз, видим, как вчерашние молодые профактивисты занимают высокие "взрослые" позиции. На вашем форуме мы встретили Олега Неплюева, в недавнем прошлом члена Молодежной профсоюзной комиссии арсеньевской авиакомпании "Прогресс", а сегодня — заместителя профорганизации завода. Отличный пример продвижения карьерного роста в профсоюзе.
Приморский молодежный профсоюзный форум. Фото: пресс-служба ФППК
— Профлидеры, с которыми вы также много работаете, готовы подвинуться, дать молодежи место в профкоме?
— По крайней мере, я лично знаю немало председателей, которые целенаправленно выращивают себе смену. Они понимают, что преемственность пойдет им на пользу и готовы со временем передать власть.
— Профсоюзная молодежь Дальнего Востока, которую вы увидели на форуме, отличается от молодежи из центральных регионов страны?
— Да, не в обиду другим территориям. Она более живая, энергичная, обучаемая, открытая всему новому. Возможно, это связано с тем, что Дальний Восток осваивали переселенцы, не самые простые климатические особенности не давали им расслабиться, они все время были вынуждены бороться за выживание, и это сказалось на их потомках.
Меня вообще порадовал Приморский молодежный профсоюзный форум. Работать с вашей аудиторией было интересно и приятно. Ребята быстро все схватывали, нестандартно мыслили, не боялись спорить и отстаивать свою точку зрения. Поэтому мы с удовольствием продолжим работать с профсоюзами Дальнего Востока. В декабре, например, едем в Хабаровск проводить семинар у профактивистов-энергетиков.
Приморский молодежный профсоюзный форум. Фото: пресс-служба ФППК
— Что расскажете питерским коллегам о Приморье?
— Край оставил исключительно позитивные впечатления. Мы с Константином (Константин Шерсткин, тренер Института экономики — прим. ред.) влюбились в Приморье. Доброжелательные, "теплые" люди, красивый и мощный по энергетике Владивосток, удивительная природа Кировского района, открытая и талантливая молодежь. И, конечно, высокий культурный уровень региона. Не случайно ведь сцену Мариинского театра открыли именно у вас.