Бессменному лидеру группы "Мумий Тролль", одному из самых харизматичных и важных персонажей российской музыкальной сцены Илье Лагутенко 16 октября исполняется 50 лет. По случаю юбилея автора песен "Утекай" и "Владивосток 2000" "Известия" порассуждали о его значении для отечественной культуры.
Вышедший 24 апреля 1997 года альбом "Морская" (большой рассказ о создании которого можно прочитать ТУТ) за считанные месяцы разошелся по России более миллионом экземпляров (не считая пиратских копий), а Лагутенко и "Мумий Тролль" мгновенно превратились в главных персонажей нового российского рока. В сентябре 1998 года видео на песню "Владивосток 2000" стало первым видеоклипом российского исполнителя на запущенном в России канале MTV Russia.
Илья Лагутенко. Фото: Антон Новгородов, ИА PrimaMedia
По словам колумниста "Известий" Владислава Крылова: "Песни Лагутенко нашли своих слушателей именно в той среде, в которой они родились: среди "простых, но молодых ребят" новой России, уже отказавшихся от покупки золотой цепи, но еще грезящих об "очкастом мерине". Вся эта эстетика блесток, пачек долларов и "ожерелий голых поп" нашла свое идеальное оформление в этих ехидных сюрреалистических описаниях быта и нравов 1990-х годов.
Парадоксальным образом группа (точнее говоря, человек — ибо "МТ" всегда был и остается прежде всего alter ego его создателя и бессменного вокалиста), которой было отказано в "форматности", немедленно создала новый формат — благополучно существующий и по сей день. Правда, никому из многочисленных эпигонов не удалось добыть и десятой доли того обожания, какое выпало на долю Лагутенко.
Дело, конечно, не в том, что он не просто ответил (сам, вероятно, о том не догадываясь) на социальный заказ, и даже не в том, что сделал это на редкость талантливо. Лагутенко стал одним из немногих (вместе со своей протеже Земфирой и отчасти, как ни странно, Борисом Гребенщиковым), кто сумел отразить действительность России 1990-х годов — отразить в кривом зеркале, что превращало пугающий гротеск в почти безобидный сюрреалистический фарс".
В последние годы группа уже не выдает больших хитов, хотя и перманентно экспериментирует с новым звучанием. Тем не менее, цитируя уже сами себя, Илья Лагутенко сотоварищи плавно движутся в сторону "национального достояния".
Так, осенью 2011 года, в соавторстве с приморским писателем Василием Авченко была презентована книга "Владивосток-3000. Киноповесть о Тихоокеанской республике".
В марте 2013 года была представлена песня "Четвёртый Троллейбус", на которую был снят клип, в котором приняли участие жители Владивостока и тогдашний мэр Игорь Пушкарёв.
В 2013 году музыкант основал во Владивостоке музыкальный фестиваль V-ROX, который должен был стать самой продвинутой площадкой для молодых музыкантов России и стран АТР. Как заявлял Илья Лагутенко: "Основная задача V–ROX — понять каким должен быть культурный Владивосток".
После пяти лет существования и изменения форматов, в 2017 году фестиваль V-ROX был проведен в последний раз и закрылся из-за недостатка финансирования. Оргкомитет фестиваля V-ROX не смог найти финансовую поддержку ни у частных лиц, ни у бизнес-структур, ни у авиаперевозчиков, ни у международных организаций, ни у местных администраций, и ни у министерств. В свою очередь, представители краевой администрации заметили, что "V-Rox потеряли, потому что его устроитель Лагутенко раньше просил пять миллионов, а в этом году запросил десять. Город не потянул".
Тем не менее, 1 июля 2016 года, на сцене Приморской сцене Мариинского театра Илье Лагутенко вручили удостоверение почетного гражданина Владивостока.
В ответном слове музыкант отметил, что он не мог о таком даже мечтать.
— Я понимаю, что то, что я нахожусь на этой сцене в несколько ином амплуа для большинства присутствующих в зале – просто фантастика. Но как говорят, поэты, художники музыканты, они в своих фантазиях где-то предопределяют будущее. Будущее того самого Владивостока 3000, — сказал Илья Лагутенко.
В 2016 году Илья Лагутенко продюсирует и выпускает документально-музыкальный фильм "SOS матросу!" (по названию выпущенного в 2013 году 10-го студийного альбома).
Год назад, в октябре 2017 года Центробанк представил новую купюру номиналом 2000 рублей, на которой изображены мост на остров Русский и космодром Восточный.
К этому событию ЦБ снял видеоролик, где актеры поют песню группы "Мумий Тролль" "Владивосток 2000" и в котором даже появилась (пусть и на секунды) поющая глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
По словам пресс-службы музыкальной группы, за право использование песни "Владивосток-2000" Центробанк заплатил "Мумий Троллю" 2 тыс. рублей новой купюрой.
23 декабря 2018 года в "Мумий Тролль Music Bar" в Москве группа устраивает концерт-презентацию новой книги "Вахтенный журнал".
Книга издана в формате фанбука. Этот проект был реализован при помощи народного финансирования на краудфандинговой платформе Planeta.ru
Фанбук – это сборник историй, происходивших с поклонниками группы "Мумий Тролль" и так или иначе связанных с творчеством коллектива.
Книга содержит также истории самих музыкантов, их друзей, многочисленные раритетные фото, коллажи, и даже фрагменты из дневников поклонников.
А тем временем, режиссер из Владивостока Пётр Старостин ищет финансирование на часовой фильм "Лагутенко. Морской", 7-минутная версия которого уже была показана на кинофестивале "Меридианы Тихого" в этом году.
"Увы, с уходом той реальности ушел и запрос на ее художественное осмысление. "Мумий Тролль" превратился из пророков в своем отечестве в обычную — хотя и очень хорошую — поп-роковую группу. Лагутенко с семьей, по слухам, обосновался в солнечном Лос-Анджелесе, наезжая на родину с гастролями.
А новую российскую реальность пытаются осознать и ретранслировать художественными методами совсем иные герои — на взгляд нынешнего поколения отцов, куда менее талантливые. Впрочем, как и всегда в поколенческих конфликтах, последнее слово остается за детьми".