Наталья Войновская: Владивостокцы перестают "митинговать" и начинают учиться

Председатель думского комитета по городскому хозяйству подвела итоги работы за год и обозначила «болевые точки» в жизни города (ВИДЕО)
Наталья Войновская. Фото: из личного архива Натальи Войновской

Отопительный сезон стартовал во Владивостоке относительно спокойно, однако город до сих пор не застрахован от порывов сетей, изношенность которых велика. Депутаты городской думы видят выход в передаче котельного комплекса краю, что позволит высвободить средства на модернизацию коммуникаций. Еще одна важная проблема — "мусорная реформа", которая при нынешних тарифах может привести к коллапсу сразу после новогоднего салюта. Об этих и других проблемах мы поговорили с депутатом Думы Владивостока, председателем комитета по городскому хозяйству Натальей Войновской в видеостудии ИА PrimaMedia.

— Наталья Александровна, если подводить итоги работы думы Владивостока за этот год — какие наиболее интересные вопросы рассматривал комитет? Какие достижения, планы?

— Комитет работает уже больше года. Проведено большое количество заседаний, рассматривались важнейшие вопросы: отопления, уборки, газификации… И, по большому счету, какой вопрос ни начинаешь рассматривать – всюду проблемы. В том числе наш комитет рассматривал правила благоустройства, только по ним было восемь заседаний, мы привлекали экспертов, было множество корректировок. До сих пор по этим правилам идут большие споры, но это еще не окончательный вариант, мы готовы принимать предложения от граждан и по необходимости вносить изменения. На одном из последних комитетов рассматривались два больших вопроса – это подготовка к зиме и работа регионального оператора (в сфере обращения с отходами – прим. ред.) с нового года.

Уже стартовал отопительный сезон, пока все позитивно. Ваш прогноз: отопительный сезон пройдет успешно?

— В части отопления – отопительный сезон должен пройти нормально, хотя там тоже есть проблемы. Наш город частично отапливает ВПЭС, у него есть котельный комплекс, и, к сожалению этот комплекс убыточный — там 78 котельных тянут предприятие вниз, предприятие вынуждено отвлекать деньги с ремонта сетей и закупки топлива на зарплату персонала. И у нас с каждым годом сети ветшают, увеличивается количество порывов, и очень малоприятно, когда вдруг в сорокаградусный мороз у людей нет отопления. Поэтому в этом направлении мы провели мероприятия, вышли на администрацию края с просьбой забрать котельные в комплекс "Примтеплоэнерго". Этот вопрос обсуждается на уровне губернатора сейчас, видимо, будет принято какое-то решение. А вот по части уборки дорог есть большие сомнения.

— Не хватает техники?

— Не хватает техники, техника не в должном состоянии, набирается до сих пор персонал. Но закуплены все противогололёдные смеси, и вроде бы коллектив готов работать. Посмотрим…

— Помните год назад, когда снегопад застал город врасплох, некоторые автолюбители говорили, что реагенты были сильно разбавлены водой и из-за этого дороги обледенели. В этом году такая ситуация может повториться, или после прошлогодних уроков тщательней все проверяется?

— Я знаю эту версию, меня спрашивали – это неправда. Там просто катастрофическим образом совпало несколько факторов, поэтому получилась такая ситуация. Конечно, извлекли из этого уроки, и я надеюсь, что это не повторится.

— Возвращаясь к теме отопительного сезона: еще несколько месяцев назад, когда администрация проверяла состояние сетей, прозвучала цифра, что некоторые сети изношены на 95%. Это действительно так?

—Это чистая правда. Более того, я бы сказала, что изношено 80% сетей, и некоторые на 95%. Энергетики вынуждены деньги отвлекать на котельный комплекс, они просто латают дыры и не меняют трубы, что может очень печальным образом сказаться. Поэтому мы забили тревогу, поддержали руководство ВПЭС, и, как я уже сказала, обратились к губернатору.

— Если "Примтеплоэнерго" примет котельные на свой баланс, это значит, что у предприятия освободятся средства на развитие сетей?

— Да. "Примтеплоэнерго" — это специализированное предприятие, занимается отоплением во всем крае, его дотирует край, и если у города заберут этот убыточный комплекс, то больше денег будет оставаться на сети, что крайне необходимо.

С каким проблемами в основном обращаются жители вашего округа?

— В основном, это лестницы, дороги – особенно придомовые, на ремонт которых у людей не хватает денег. Но если дорога стоит на кадастре, то город на нее не может тратить деньги. Эта парадоксальная ситуация, когда люди хотят, но у них нет денег, а город может, но нельзя. И состояние лестниц. Поэтому в основном в наказы избирателей вошли у нас лестницы либо какие-то участки дорог. Ещё обращаются по подпорным стенкам: их у нас в городе очень много в связи с рельефом, многие в плохом состоянии, здесь ситуация похуже, потому что это более дорогостоящая ситуация и ремонтируются не все подпорные стены. Обращаются люди с просьбой поставить или построить детскую площадку, но, к сожалению, программ уже нет несколько лет, а по всем нашим законам это должны делать сами жители, исключение составляет вновь появившаяся программа "400 дворов".

— Эта программа "400 дворов" предполагает, что жители проявят активность, подадут вовремя заявки, в итоге получат какой-то элемент благоустройства — детские площадки или что-то другое, за что они проголосуют. Насколько активны жители вашего округа?

— На моем избирательном округе очень активны. У нас Снеговая падь, а там проживает население среднего возраста, поэтому они проявляют инициативу более активно. У нас много советов домов, и там, где есть какой-то маленький актив в доме, люди всегда могут что-то сделать. А там, где сидят сложа руки и говорят, что некогда, у нас работа, семья, пусть кто-нибудь другой занимается нашим домом – как правило, эти дома не попадают в программы.

— Чем моложе, тем активнее?

— Нет, обычно наоборот. Снеговая падь скорее исключение, потому что там живут в основном военные, молодые мамы с детьми, там пожилого населения вообще немного. Снеговая падь – она вообще активная, может быть потому, что новый микрорайон. А раньше председатели советов домов преимущественно были в "глубоком возрасте". Я же веду ещё школу "Управдом" и наблюдаю, как меняется контингент старших по домам. Молодеют. Люди приходят и молодые и среднего возраста, что не может не радовать: они могут и документы почитать, в интернете поработать, а пожилые управдомы обычно очень ответственны и имеют богатый опыт. Так что сочетание молодости и опыта — оптимальный вариант для совета дома.

Наталья Войновская и участник экспресс-курса "Молодой управдом"

Наталья Войновская и участник экспресс-курса "Молодой управдом". Фото: из личного архива Натальи Войновской

— По-моему, тоже самое происходит на Патрокле: там тоже новые дома, жители очень активные и смогли отстоять свое озеро. Получается, что городу идет на пользу строительство новых микрорайонов. В какую сторону нужно городу расти? Где ещё может появиться новый микрорайон?

— Безусловно, в новых микрорайонах люди покупают квартиры, и они заинтересованы, чтобы им там жилось комфортно, в основном это молодые семьи.

Расширяться нужно путем создания Владивостокской агломерации, не только на бумаге. Расти в сторону Трудового и дальше. Не нужно застраивать центр, не нужно втискивать дома точечной застройки.

— Вы сказали про лестницы и подпорные стены. Насколько я понимаю, город может по бюджету позволить реконструировать всего лишь 10-15 подпорных стен в год, и чуть больше лестниц. Что нужно сделать, чтобы кардинально поменять ситуацию? Возможно, есть какая-то федеральная программа, в рамках которой можно получить дополнительное финансирование и сделать все лестницы сразу?

— Не слышала о таких программах, но считаю, что нужно как можно больше участвовать в таких федеральных программах, как "Комфортная городская среда", получать софинансирование там, где можно. И тогда городского бюджета хватит на лестницы, на подпорные стены и на другие нужные вещи.

"Не хватит контролеров, когда все сплошь нарушают правила"

— Вы в самом начале сказали, что в городе приняты новые правила благоустройства. Этих правил раньше вообще не существовало?

— До нового года действовали старые правила благоустройства, они касались только области благоустройства и не более того. Потом с нового года изменилось законодательство, старый документ уже отменился, а нового не было. И город практически 7 месяцев жил без важного нормативного документа, невозможно было наказывать нарушителей, потому что не было правил. Над новыми правилами долго работала администрация города, и депутаты их долго потом принимали. Почему? Потому что это большой комплексный документ из 20 разделов, там вопросы, которые касаются рекламы, торговли, вопросы благоустройства естественно: какие вывески должны быть на домах, когда и кто должен убирать, вопросы озеленения.

— Сейчас полномочия штрафовать тех, кто паркуется на газонах — это полномочия администрации. Но, видимо, некому ходить по всем дворам или нет такого удобного механизма, когда горожане могли бы сами наказывать нерадивых соседей? Создается ощущение безнаказанности повсеместно.

— Правильно. Конечно же, не хватит контролеров, когда все сплошь нарушают правила. Хотя администрация должна все это контролировать. У жителей есть механизм — жилищный кодекс, у которого помимо минусов есть плюсы. Если жители территорию своего дома ставят на кадастр, они в рамках своей территории могут делать все, что считают нужным, помимо закрытия проезда скорой и пожарной службы – этот проезд всегда должен быть открыт. В остальном – они могут создать свои правила и запретить парковаться. Но, как правило, они этим не пользуются, потому что у кого-то нет машины, у кого-то есть машина, естественно, возникает конфликт интересов. Это дело каждого дома. У нас самосознание потихоньку развивается, слава богу, и вот в школе "Управдом" мы рассказываем, что можно по закону, чего нельзя. Но, тем не менее, люди должны понять, что за свой дом они отвечают сами, и правила игры они должны сами прописать.

— Я правильно понял, что школа "Управдом" – это была ваша инициатива?

— Да, это была моя инициатива. При поддержке администрации города она была организована и работает уже 6 лет.

— Можете чуть подробнее рассказать? Я просто человек заинтересованный, только что тоже переехал в новый микрорайон. Вижу, что мои соседи пытаются вести активную деятельность, в том числе и по благоустройству наших дворов. Пытаемся отремонтировать дорогу, которая ведет в наш микрорайон. В том числе хотим попросить туда общественный транспорт. Но как может помочь школа "Управдом"? Может быть вы дадите совет?

— Совет дам. Есть информационный отдел при администрации города Владивостока, там всегда помогут и проконсультируют, дадут образцы документов. Мы на школе "Управдом" учим жилищному законодательству, что можно сделать, что нельзя. Но, хочу сказать, вопросы со временем изменились: на первом занятии были "куда наши деньги делись?", "эти управляющие негодяйские компании, уберите их". А поменять управляющую компанию вам не может никто, ни губернатор, ни президент, только вы сами. Сначала это был шок. Сейчас практически все это знают, и школы превратились действительно в школы, а не в митинги. Пусть в каждом подъезде будет старший, пусть подписываются акты выполненных работ. Например, за вывоз мусора должна отвечать какая-нибудь бабушка, которая смотрит, когда и как убирают мусор. Всем этим моментам мы учим. И уже сформировался активный костяк грамотных управдомов, которые задают уже другие вопросы, например: мы нашли подрядчика, который сделает такие-то работы за 300 тысяч, а управляющая компания предлагает подрядчика за 600 тысяч, что нам делать? И мы рассказываем, что надо сделать, чтобы получилось, как хотят жители.

— А с точки зрения дома, что лучше, чтобы была добросовестная управляющая компания или ТСЖ?

— Это зависит от дома. Есть экономическая составляющая, маленьким домам это совсем не выгодно, никогда денег не соберут. У нас есть ежегодный цикл "Молодой управдом", мы проводим в течении месяца 8 занятий без остановки только для молодых. То есть, обычно школа "Управдом" проходит раз или два раза в месяц, а для молодых мы делаем экспресс-курс. И на одном из занятий мы рассчитываем ТСЖ, тогда сразу становится понятно, кому выгодно это делать, а кому невыгодно. Если дом большой и есть активная группа, которая будет заниматься, лучше делать ТСЖ. Если дом старый и маленький, или большой и абсолютно инертный, то лучше добросовестная управляющая компания.

Наталья Войновская и школа "Управдом"

Наталья Войновская и школа "Управдом". Фото: из личного архива Натальи Войновской

— Какие есть средства борьбы с неплательщиками?

— Суд, только суд.

— Это долгая процедура сегодня?

— Долгая. Ну, как обычно судимся, долго.

— И если в доме много неплательщиков, то бороться за "культуру быта" тяжело.

— Согласна.

А какой процент во Владивостоке домов с ТСЖ?

— С ТСЖ порядка 600 домов – это где-то около 10%.

— В бытность вице-мэром вам удалось перенастроить работу с управляющими компаниями, сделать их более ответственными и более контактными. Сегодня с управляющими компаниями есть какие-то сложности?

— С управляющими компаниями есть сложности всегда, но с ними можно работать. Я бы сказала, что, если жители не знают ни прав, ни обязанностей, ни жилищного законодательства, с ними недобросовестным управляющим компаниям было легче, можно что-то не делать. Когда стали обучать жителей, то сначала была негативная реакция со стороны управляющих компаний: вы их учите, а они приходят и требуют с нас. Я всегда говорила управляющим компаниям — работайте с людьми, работайте с жителями, рассказывайте, отчитывайтесь, чтобы ваши диспетчерские службы им не хамили, показывайте им, куда вы тратите их деньги. Это их деньги, они наняли вас на работу, обслуживать дом, работайте добросовестно. И те, кто перестроился, работают с жителями, ходят на собрания, отчитываются перед жителями, у них работа идет. Я всегда за конструктивный диалог. И когда многие жалуются, что у них плохая управляющая компания, мы их учим: попробуйте выстроить работу как положено и, если не получится, тогда меняйте. Пробуйте, нужен контроль, нужно взаимодействие. Жители тоже, бывает, требуют не по закону. "Куда наши деньги тратятся?" А там такой тариф маленький! Управляющая компания должна все посчитать, показать, объяснить — вот ваш маленький дом собирает всего столько, и на это мы сделали это и вот это. Для человека кажется — он много платит, это ощутимая брешь в его зарплате. А на самом деле у нас экономически не обоснованы тарифы, они гораздо ниже, чем должны быть, но выше поднять невозможно, потому что доходы маленькие у людей. Такая вот постоянная балансировка.

— Существует какой-то рейтинг управляющих компаний во Владивостоке?

— Это дело сложное, мы пытались несколько раз составить рейтинг и пока не оставили эту мысль безусловно. Это сложно, чтобы было объективно. Если по количеству жалоб, то конкуренты могут писать жалобы. Еще никто не придумал, как объективно составить рейтинг управляющих компаний. Мы стараемся быть объективными, всегда говорим людям — пообщайтесь с жителями домов, которую обслуживает та или иная управляющая компания, разговаривайте. Всегда видно состояние домов, и председатель совета дома всегда охотно делится своим опытом и своим мнением. Тогда и делайте выводы, принимайте решение, какой компании доверить свой дом.

"Раздельным сбором мусора нужно проникнуться"

В начале года в интервью вы говорили, что очень часто жители обращаются с жалобами по поводу мусоросжигательного завода. Завод закрыли. Считаете ли вы это победой?

— Безусловно, как депутат Думы по этому округу, я поддерживаю, отношусь положительно и сама много усилий прилагала, везде этот вопрос освещала, и с предыдущим врио губернатора неоднократно на эту тему разговаривали. Для округа это безусловно, победа. Но завод сжигал 30% мусора Владивостока, и сейчас большие проблемы с этим. Вот на последнем комитете мы рассматривали работу регионального оператора.

— Вы сами это решение приняли, что МУП город отдает краю, и он выступает в качестве регионального оператора в обращении с твердыми бытовыми отходами? Правильно?

Был конкурс, на котором выбирали регионального оператора. И у властей было две дороги: либо запускать сторонних подрядчиков, либо кого-то своего, местного. Было принято решение, что на конкурс выходит спецзавод, они вышли и победили, стали региональным оператором. И конечно это предприятие должно обслуживать весь край, как региональный оператор. И очень логично его передать в краевую собственность, завод должен работать на весь край. Тем более, предприятие дотировалось из городского бюджета порядка 80 млн в год. Региональный оператор должен начать работать в новом качестве с 1 января 2019 года.

Депутаты Думы рассматривали этот вопрос, и было принято решение написать исполняющему обязанности губернатора, что нас волнует судьба этого предприятия, его готовность к началу работы с 1 января. Проблема в том, что принят норматив накопления, все тарифы рассчитываются из того, сколько мусора производит ежегодно каждый человек. Сейчас люди оплачивают исходя из квадратного метра, и было много нареканий. Вроде логично, что нужно считать по количеству людей, не метры же производят мусор. Утвердили норматив. Он должен быть с 1 января ниже, чем сейчас. Хотя даже сегодняшний норматив накопления ниже, чем по России, и он тоже не соответствует факту. Мы все сейчас много покупаем в упаковках, а это же кубы, хотя вес может быть не тяжелый. Мы производим мусора намного больше, хотим мы этого или нет. Получается, что спецзавод сможет платить вывозящим компаниям меньше, чем сейчас, и некоторые компании, вывозящие мусор, сказали: за такой тариф мы не сможем работать. И что может получится? С 1 января, если не выйдут некоторые компании, у нас будут завалы мусора. Это очень серьезная ситуация. И депутаты считают, что нужно ускорить передачу в краевую собственность. Нужно изменить тариф, чтобы могли с перевозчиками расплачиваться, для того, чтобы не было коллапса.

— А нормативами заведовать будет краевой департамент?

— Да, департамент природопользования, они установили норматив 0,9 кубов на человека в многоквартирном доме и 1,6 в частном, хотя тоже непонятно. Частный сектор — это не только коттеджи, частный сектор у нас по всему краю, домики разные. Неужели бабушка, проживая в своем доме, производит мусора больше, чем кто-то у нас в многоэтажке?

— Получается, она должна платить больше, чем горожанин?

— Поэтому мы считаем, что норматив должен быть усреднённый, и не 0,9, а больше, чтобы региональный оператор мог работать и расплачиваться. Вот сейчас посчитали по нынешним тарифам, у них выпадает около 250 млн в год. Кто им обеспечит получение этих средств?

Однако есть и положительные моменты в работе регионального оператора. На полигоне появятся весы, и расплачиваться с компаниями, которые возят мусор, будут по факту довоза, а не как раньше – вывез, вывалил в ближайшем лесу, до места не довез. Это очень хорошо: будет выгодно мусор собирать и отвозить. Возобновится сортировка, мусор будет рассортированный – там сделали сортировочную площадку. И закрытие мусоросжигательного завода для жителей, безусловно, хорошо, но трудности в том, что складировать мусор некуда. На уровне администрации Приморского края эту проблему хорошо понимают, выделили средства на то, чтобы сделать новую хорошую карту (участок полигона ТБО – прим.ред.), пока все это будет складироваться на временной карте, там все слои, как положено проложены, соблюдена вся экологическая безопасность. Проблем очень много, ими нужно заниматься. Мы находим взаимопонимание с администрацией Приморского края, и я надеюсь, что все вопросы будут решены положительно.

Заседание думского комитета по городскому хозяйству

Заседание думского комитета по городскому хозяйству. Фото: пресс-служба Думы Владивостока

— Некоторое время назад во Владивостоке пытались ввести раздельный сбор мусора. В будущем мы подходим к тому, что управляющие компании обяжут вести этот раздельный сбор?

— По закону мы уже обязаны сортировать мусор, и даже в новых правилах по благоустройству мы прописали: в новых домах делать площадки для раздельного сбора мусора. Если вы где-то видели раздельный сбор мусора, вы понимаете, что изначально это дело сложное, потому что этим вопросом должны все люди проникнуться. В Корее все этим озабочены, у них даже в магазинах бумажные пакеты дешевле, чем пластиковые – хотя себестоимость наоборот. Возле домов раздельный сбор мусора, причем очень детальный – батарейки, бритвенные станки, для продуктов отдельные закрывающиеся контейнеры — пищевые остатки не гниют на воздухе. Я уже не говорю, что подложки для продуктов отдельно, пакеты отдельно – это большая работа, и это сидит в головах у людей.

— Я тоже наблюдал, как за границей наши люди стоят перед двумя урнами и не понимают, в какую что кидать.

— Да-да, безусловно, нужно всех учить. А потом самое главное, чтобы из всех этих контейнеров не собирали все в один, а действительно перерабатывали как положено: пластик отдельно, бумагу отдельно. А то у нас в Москве показывали как-то репортаж, люди в одном из домов прониклись, собирали мусор раздельно, подъехала мусорная машина и все вместе сгребла. Это большая программа, начиная с уровня правительства и заканчивая обучением детей в школах и детских садах – приучать бросать бумажный пакетик в один контейнер, а пластиковый – в другой.

— Несколько лет назад Greenpeace включил Владивосток в список наиболее прогрессивных городов по внедрению раздельного сбора мусора. Очень хочется, чтобы Владивосток был и дальше в лидерах. Наверное, если депутаты думы считают, что это нужно, то когда-нибудь это будет внедрено.

— Очень надеюсь на это.

"Мы же депутаты – мы должны интересы людей отстаивать"

— Вы обозначили очень важную проблему, что мусоровозы могут вывалить мусор в лесу. К сожалению, это часто бывает. Можете ли вы обозначить самые большие экологические проблемы города, самые больные его точки?

— В Думе города формируется рабочая группа по экологии, мы надеемся, что в эту группу войдут и ученые, и представители администрации, депутаты, журналисты. На самом деле экологических проблем много. Одна из них – озеленение. Мы обнаружили, что происходит заборная вырубка, то есть вырубается ежегодно в разы больше, чем высаживается. Получается, что мы сами уничтожаем зеленые лёгкие города, а ещё столько незаконных вырубок происходит. Поэтому мы считаем, что необходима программа по озеленению в городе. Должны быть дешевые ярмарки для того, чтобы люди могли сами покупать саженцы и высаживать их беспрепятственно. Когда мы принимали наши новые правила благоустройства, больше всего споров было с управлением экологии – там столько запретов, даже запрет на самовольные насаждения. Нельзя самовольно садить, нужно все это согласовывать. Потому что дерево посажено около сетей, например, потом корни прорастают и, если какой-то порыв ветра, дерево падает на сети. Есть, безусловно, в этом здравое зерно, но мы говорим, давайте из этого исключим дворы: они высаживают себе цветочки, кустики и так далее. И запрет посадок в многоквартирных домах убрали. Что высаживать во дворах – должно решать общее собрание дома, как правило, это делают энтузиасты.

Очень много споров было по автомобильным покрышкам. Было решено убрать все покрышки: это правило вступит в силу только со следующего года. Уже стали поступать жалобы и т.д. Хочу сказать, что не нужно торопиться: у нас ещё есть время – переходный период для вступления этого закона в действие. Дальше мы посмотрим, соберем мнения жителей, если будет много жалоб, то вероятно, мы отменим этот пункт правил.

— Если большинство проголосует за то, чтобы оставить покрышки, мы сможем их оставить?

— Да, сможем. Хотя я лично не сторонник этих покрышек, это все, безусловно, от нашей бедности. Мы город международного значения, к нам приезжает огромное количество туристов, хочется, чтобы город выглядел достойно. Но если большинство людей проголосуют ещё оставить такие арт-объекты на год или два, то мы пойдем навстречу. Мы же депутаты – мы должны интересы людей отстаивать.

— Я думаю, что большинство людей проголосуют за то, чтобы сперва убрать покрышки в пригородном лесу, это очень больная тема для Владивостока. Скажите, как вы относитесь к идее вернуть городу право распоряжаться городской землей?

— Положительно. Город за это долго боролся. Перед тем, как начинать этот процесс, губернатор спросил у депутатов городской Думы, все высказались "за". Конечно, за этим возникает много проблем. Нужно создавать отдельную структуру или увеличивать штат, который сегодня с этим не справится. Городу придется не только новые проблемы решать, а ещё старые разбирать, это колоссальный объем, но, тем не менее, "дорогу осилит идущий", город должен сам распоряжаться землей.

— Вот пример Нагорного парка. Почему так трудно добиться того, чтобы федеральную землю передали городу? Ведь у нас есть группа активистов, которые хотят за внебюджетные средства создать целый парк, но отказывает, к сожалению, Росимущество.

— К сожалению, вот такие бюрократические механизмы. У нас даже землю военных по распоряжению первых лиц государства передают годами.

— А депутаты поддерживают идею создать Нагорный парк и передать его городу?

— Конечно. Чем больше у нас будет зеленых зон, чем больше будет мест, где люди смогут отдыхать, приезжать с детьми, тем лучше. Это же наши жители, наши дети и внуки – и мы хотим, чтобы для них город был красивым и уютным. Я очень люблю Владивосток, всегда об этом говорю. Считаю, что жемчужина нашего края – это море, и мы должны сделать Владивосток комфортным для людей. Город, к сожалению, не для пешеходов: я стала бабушкой, мы гуляли с коляской, и я вижу, что нужно делать, потому что из окна машины все смотрится совсем по-другому. Доступная среда у нас не развита, и когда с коляской негде проехать, когда нет тротуаров, комфортность проживания сильно снижается, растет недовольство людей. Хочется, чтобы жители любили свой город, не уезжали отсюда, потому что богатство каждого города – это люди.

Наталья Войновская и жители Снеговой пади

Наталья Войновская и жители Снеговой пади. Фото: из личного архива Натальи Войновской

— Не могу не спросить, изменилась ли ваша жизнь, когда вы стали депутатом? У вас очень богатая карьера.

— Изменилась. К сожалению, становится меньше и меньше свободного времени, потому что это общественная работа. Депутат, школа "Управдом" – это моя общественная нагрузка, а у меня ведь ещё есть основная работа. К сожалению, не столько времени, сколько бы хотела, могу проводить с внучкой. Это из минусов. Из плюсов – это мне интересно, я понимаю, чем занимаюсь. Я считаю, что мой опыт в сфере исполнительной власти, в сфере ЖКХ дает мне возможность принимать правильные, грамотные решения, разбираться во многих вопросах.

— Появляется желание вернуться в исполнительную власть? Может быть не в городскую, а даже выше?

— Нет, не появляется. Наверное, потому что этот этап уже пройденный. На самом деле, я хочу сказать всем, что хорошо и эффективно работать в исполнительной власти очень трудно. Я считаю, что Дума, помимо всех вопросов, которые мы рассматриваем, должна ещё заниматься стратегическими направлениями, и вот это очень мне нравится. Мы имеем возможность посмотреть дальше, что-то сделать для того, чтобы приблизить город к мечте.

— Закономерный вопрос: каковы ваши личные ожидания от будущего мэра Владивостока? Городу предстоит его избрать скоро. И, главное, как нужно выбирать, чтобы это делали жители или депутаты?

— Законопроект о прямых выборах внесли, поэтому посмотрим, что он покажет. В городе хочется видеть профессионала, а не популиста. К сожалению, выборы часто выигрывает тот, кто много обещает. Хочется, чтобы человек был профессионалом, то есть разбирался в городском хозяйстве, потому что мэр должен быть не столько политиком, сколько хозяйственником. Но должен быть не только тактиком, а хорошим стратегом, обязательно. Иначе можно закопаться в маленьких проблемах. Должен быть работоспособным, потому что это работа не предполагает отключать мобильный телефон, пользоваться длительными отпусками, она круглосуточная. И это должен быть человек, который умеет слышать людей и любит Владивосток.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia