Владимир Николаев: Приморье не готово обращаться с ТКО по новым правилам с 2019 года

Пятый мэр Владивостока объяснил, почему нужно отсрочить реализации закона, по-новому регулирующего обращение с отходами
Пятый мэр Владивостока Владимир Николаев. Фото: Татьяна Меель, ИА PrimaMedia

Реализацию федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая должна начаться на территории Приморского края 1 января 2019 года, следует отсрочить ввиду того, что регион еще не готов обращаться с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по новым правилам. Такую точку зрения аргументированно высказал руководитель Фонда ВВН, пятый мэр Владивостока Владимир Николаев в беседе с корр. ИА PrimaMedia.

— В настоящее время в общественном сознании закрепилось только то, что 1 января 2019, согласно скорректированному федеральному законодательству, во всех субъектах РФ должны приступить к работе региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соответственно, в Приморье это "Спецзавод № 1", выигравший соответствующий конкурс и имеющий при этом неоднозначную репутацию из-за скандального мусоросжигательного завода во Владивостоке. Однако законом от 31 декабря 2017 года устанавливаются и другие требования, о которых мало кто знает из простых жителей Приморье. А именно в этих требованиях, точнее, в невозможности их выполнить строго к 1 январю 2019 года все дело. Более того, невыполнение этих требований может привести к полному "мусорному" коллапсу в Приморье. В чем он будет выражаться? Да в самом элементарном: взлет тарифов, рост коммунальных платежей и, как следствие, их задолженность от населения, уход перевозчиков ТКО с рынка, мусорные кучи возле домов, новые несанкционированные свалки и т.д. Почему? Давайте разбираться, — предлагает Владимир Николаев.

С 1 января 2019 года вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, напоминает собеседник агентства. Территориальная схема в Приморье принята, без этого просто бы не проводился конкурс по выбору регионального оператора. Схема многоступенчатая, трехуровневая, предусматривающая межмуниципальные комплексы ТКО с сортировкой и захоронением, а также пять индустриальных парков по переработке отходов. Но все это пока на бумаге. В реальности картина весьма плачевна.

В настоящее время в крае действует всего 13 санкционированных полигонов по обращению и утилизации отходов. При этом привычные, расположенные вблизи населенных пунктов свалки уже закрыты. Зато появляются новые, несанкционированные. И кто будет заниматься их ликвидацией, абсолютно неясно. В законе об этом ничего не говорится.

— Тяжелая, я бы даже сказал, крайняя ситуация с захоронением отходов сложилась во Владивостоке. Первая карта городского полигона для захоронения ТКО исчерпала свои возможности и вскоре может прекратить свою работу, мусоросжигательный завод, утилизирующий 30% мусора, вывозимого из города, закрыт. Временная площадка для хранения ТКО, которая сейчас обустраивается, рассчитана на всего 11 месяцев работы. Вся надежда на утверждение проекта новой, третьей карты полигона и на его строительства, — рассказывает Владимир Николаев. – В других муниципалитетах дела обстоят не лучше, если не хуже. В общем, мусор свозить некуда. Но это первая половина беды. Вторая заключается в том, что возить его будет некому.

Новой редакцией федерального закона "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматриваются новые, четкие требования. И не все компании, осуществляющие сегодня вывоз мусора на полигоны, им соответствуют. А те, что соответствуют, считают, что предлагаемые региональным операторам тарифы им невыгодны, и грозятся уйти с рынка. По их словам, предлагаемая цена за вывоз 1 тонны мусора (3,1 тысячи рублей) недостаточна.

— И тут мы подходим к ключевому вопросу – вопросу тарифов для населения, — говорит Владимир Николаевым. — На сегодняшний день существующий норматив на вывоз бытового мусора составляет 79 рублей в месяц на одного человека. Как сказал в свое время советник вице-губернатора Приморского края Гагика Захаряна по вопросам обращения с отходами Сергей Лазарев, этот норматив является устаревшим и некорректным. В случае утверждения нового норматива оплата услуги составит 110-115 рублей на одного человека в месяц. В случае если оплата ведется из расчета квадратных метров жильца, как это практикуется в некоторых муниципалитетах, помесячная оплата должна увеличиться с 4,3 рубля за 1 кв. метр до 5,4 рубля за 1 кв. метр. То есть населению, скорей всего, предложат платить за услугу больше. Но и это, как говорится полбеды. Согласно новому законодательству, вывоз мусора теперь станет коммунальной услугой (сейчас она жилищная), а для изменения суммы оплаты коммунальной услуги (в сторону повышения, надо полагать) — в отличие от жилищной — решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Управляющая компания в течение 10-ти дней сообщает жильцам об изменении оплаты, обосновывая это по их просьбе.

При таком раскладе, по мнению Николаева, вполне вероятно, что часть жителей просто не станет платить за вывоз мусора вообще. Соответственно, управляющие компании будут недоплачивать региональному оператору, тот – компаниям, вывозящим мусор (если таковые вообще найдется). Результатом может стать глобальный "мусорный" коллапс, города и поселки, утопающие в мусоре, антисанитария, опасность эпидемий и т.д.

— Насколько я знаю, не одно Приморье сейчас стоит на пороге "мусорного" коллапса. Точно такие же проблемы испытывает половина регионов Российской Федерации. В сложившейся ситуации, как мне кажется, выход один: отсрочить реализацию закона от 31 декабря 2017 года. Прежде чем вводит его на территории Приморья, следует создать межмуниципальные комплексы ТКО и индустриальные парки по переработке отходов не только на бумаге, но и в реальности. Необходимо рушить вопросы с тарифами, причем не келейно, в узком чиновничьем кругу, а с привлечением самых широких кругов общественности и экспертного сообщества. Надо придумать, что делать с несанкционированными, "дикими" свалками, как и на сколько штрафовать нарушителей, как использовать полученные средства. Совершенно необходимо вступить в открытый диалог с наделением. Объяснить, зачем все это нужно. Или, может быть, прийти к выводу, что нужно, но как-то по-другому. Словом, нужно подготовиться к реализации закона не абы как, а с чувством, толком, расстановкой. Иначе экологического коллапса в Приморье не избежать, — резюмировал Владимир Николаев.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia