История Онфима и российского государства – Музей Арсеньева подводит итоги 2018 года

Более 80 тысяч посетителей побывали на экскурсиях и мастер-классах только в Главном корпусе на Светланской (ФОТО)
Музей им. Арсеньева. Фото: ИА PrimaMedia

Выставки – это то, что определяет уровень работы любого музея, влияет на его востребованность у публики. В 2018 году Приморский музей имени В.К. Арсеньева представил жителям края сразу три масштабных проекта: "Карта России. Вехи истории", "Коллекционируя Россию. Великий Новгород" и "Приморье в объективе Николая Назарова". Выставки стали одним из тех поводов, который привлёк только в Главный корпус на Светланской 80 тысяч посетителей, сообщает ИА PrimaMedia.

На карте – вся Россия

Ключевым проектом для Приморского музея имени В.К. Арсеньева стала выставка "Карта России. Вехи истории". Это первый опыт совместной работы с коллегами из Музеев Московского Кремля. В планах – пятилетнее сотрудничество. Как отметил директор Приморского музея Виктор Шалай, выставка данный проект стал знаковым по многим параметрам.

— Работа с коллегами и музеем такого уровня – большое профессиональное удовольствие. Мы видим, насколько качественно "Карта России. Вехи истории" повлияла на наш подход к планированию выставочной деятельности и качеству их подготовки.

Мало кто в наше время знает, какой большой была Российская империя, как сложно она собиралась из огромного количества земель, какой драматичной была русская история, насколько сложно было управлять таким огромным государством с разнообразием народов, проживавших в нём. Выставка призвана показать процесс становления нашего государства, его роста от небольшого и небогатого Московского княжества до Российской империи рубежа XIX-XX вв. — могучей евразийской державы, в которую оно со временем превратилось. За каждым предметом здесь стоит крупное историческое событие или фигура, которая однажды поменяла ход истории.

1 / 2

Письма из прошлого

Открытие в середине XX века новгородских берестяных грамот позволило специалистам по новому увидеть историю Древней России. В частности, удалось подтвердить гипотезу о распространении грамотности среди жителей Великого Новгорода. В грамотах запечатлены обыденные дела и повседневные заботы (прежде всего хозяйственные) простых людей. Они стали бесценным источником по истории русского языка, социального устройства новгородской республики, торговых и политических отношений.

На сегодняшний день в Великом Новгороде найдено более 1100 грамот, и лишь часть из них целые, остальные – фрагменты, так как древние новгородцы, получив берестяное письмо и прочитав, чаще всего разрывали его и бросали на землю. Из небольших фрагментов и обрывков учёные, сопоставляя почерк и место нахождения, определяя время написания письма, сверяясь с летописными и другими источниками, восстанавливают биографии людей, их круг знакомства, торговых и семейных отношений.

Остановить мгновение

Выставка "Приморье в объективе Николая Назарова" является возможностью заглянуть в советский период истории края. Фотограф смог запечатлеть как громкие события (бои у озера Хасан и вооруженный конфликт на острове Даманском), так и повседневные сюжеты, рассказывающие о жизни обычных приморцев (встречи китобоев, кормление телят в колхозе).

— Наш современник – английский писатель, фотограф, путешественник Том Энг, – задаваясь вопросом, что такое фотография, примерно так ответил: "это очень большая, почти осязаемая связь фотографа с историческим моментом". Это точка отсчёта. И фотограф, который может получить великую фотографию, должен очень многому соответствовать. Он должен прекрасно понимать тот исторический момент, который он выхватывает на фото. Он должен быть умелым, хорошо экипированным и оказаться в нужное время в нужном месте. И вот эта характеристика очень хорошо подходит к нашему герою – Николаю Назарову", – рассказала старший научный сотрудник музея, куратор выставки Ираида Клименко.

Всего на выставке представлено около 300 фотографий. В своё время сын Николая Назарова передал весь архив своего отца в дар Приморскому музею имени В.К. Арсеньева.

Как отмечают посетители выставки, самое главное, что сделал Николай Назаров за годы своей работы – он смог донести до нас моменты советского прошлого края и запечатлеть лица своей эпохи.

Музейный вектор

В октябре этого года впервые за более чем полувековую историю президиум Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) собрался во Владивостоке. Событие для всего Дальнего Востока более чем знаковое: представители музейной сферы получили возможность донести свои проблемы до профессиональной организации, которая во многом определяет развитие культурной среды во всём мире. Для участия в президиуме ИКОМ во Владивосток приехал советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой и депутат Государственной Думы РФ, президент ИКОМ России Александр Шолохов.

Открыл работу президиума ИКОМ России во Владивостоке круглый стол.

Как отметил в приветственной речи директор Приморского музея имени Арсеньева Виктор Шалай, в административном центре края представлены все типы музейных институций: и зоологические музеи, и частные галереи, и краеведческие, и искусствоведческие, и мемориальные. Однако пример Владивостока далеко не показателен – если смотреть по карте ИКОМ, то можно заметить, насколько она насыщена на западе России, и почти пуста на Востоке.

– Не заметить такую неравномерную концентрацию невозможно. И это крайне негативная тенденция. Мы уже не первый год говорим о том, что культура за Уралом в значительной степени оторвана от того, что происходит в центре, – отметил президент ИКОМ России, депутат Государственной Думы Александр Шолохов.

Впрочем, у такой диспропорции есть своё объяснение, уверен исполнительный директор ИКОМ России Афанасий Гнедовский. Причина – значительные пространства.

– Здесь вопрос масштаба, в первую очередь. Я не согласен, с тем, что в Сибири и на Дальнем Востоке меньше концентрация талантливых людей. Это в корне неверно. Просто за Уралом территории значительно больше, нежели в западной части страны. И потом, из-за такого масштаба, кажется, что меньше проектов, меньше музеев, меньше членов ИКОМ, – отметил эксперт.

Все вопросы, поднятые на круглом столе, в будущем пройдут обсуждение в экспертном сообществе. Если практики признают полезными, то они будут рекомендованы для дальнейшего применения в музейной среде. А некоторые вопросы могут, при необходимости, получить законодательную поддержку.

Сказочный марафон

В начале декабря Приморский музей стал партнёром компании Google в грандиозном сказочном марафоне. Участие в четвёртых онлайн-чтениях "От мала до велика" приняли 178 человек, и 30 из них – из Приморья. Жители шести городов России в режиме нон-стоп читали народные и авторские сказки. Москва – Красноярск, Владивосток – Санкт-Петербург, Екатеринбург – Казань, российский офис Google – "Союзмультфильм" – таким "маршрутом" шла перекличка между студиями.

Проект "от Мала до Велика" стал четвёртым опытом Google в проведении онлайн-марафонов. История началась ещё в 2014 году, когда прошли масштабные чтения романа Льва Толстого "Анна Каренина".

– Мы в тот год впервые стали партнёрами Google, – вспоминает заместитель директора Приморского музея имени В.К. Арсеньева Анжелика Петрук. – Это был чрезвычайно интересный опыт, когда мы не только читали классику, но и общались, обсуждали, какие книги сейчас нужны и нужны ли они вообще обществу. Если же говорить об этом проекте, то я вообще убеждена, что любой музей должен принимать участие в таких акциях: ведь наша задача не только сохранить наследие прошлого, но и передать его дальше.

Всего за пять часов чтений было озвучено более 45 народных и авторских русских сказок.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia