Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев внесет поправки в ряд законов о специальных административных районах (российских офшорах), так как нынешние редакции не отвечают интересам регионов и ничего им не принесли. Об этом Трутнев заявил в интервью "РГ", сообщает ИА PrimaMedia.
"Нам не нравится режим специального административного района (САР). Мы считаем, что он слабенький и никаких преимуществ региону не принес, — заявил полпред. — Мы хотим создать на базе этого закона эффективный конкурентный механизм. Мы уже проанализировали работу всех крупнейших мировых финансовых центров по основным направлениям деятельности: по налоговым преференциям, по режиму вступления, по праву, по языку, по судебной практике. То есть по всем направлениям, которые оказывают непосредственное влияние на приток инвестиций".
В России создано два САР – на острове русский во Владивостоке и на острове Октябрьский в Калининграде. На данный момент в отечественных "офшорах" зарегистрирован всего один резидент – международная компания Finvision Holdings Limited (Финвижн холдингс), ключевой акционер ПАО "Банк Восточный".
"Я очень рад, что мы ушли с Кипра, таким образом избавив себя от множества проблем. Теперь нам работать гораздо проще. Являясь одним из ключевых акционеров банка "Восточный". А привлекательные условия, как налоговые, так и организационные переводят это в практическую плоскость удобства ведения бизнеса", — сказал владелец МК "Финвижн холдингс" Артем Аветисян.
"Финвижн" был зарегистрирован в первый день Восточного экономического форума 11 сентября 2018 года.
На тот момент "Финвижн" находился в стадии корпоративного спора с другим владельцем банка "Восточный" – "Эвизон Холдингз", контролирует которую известный в Приморье инвестиционный фонд Baring Vostok Fund IV Managers Limited (когда-то фонд группы компаний Baring владел крупным пакетом акций Спасского цементного завода, а потом передал их в управление Игорю Пушкареву). Эксперты полагали, что смена кипрской юрисдикции на российскую поможет "Финвижн" избежать судебных разбирательств за границей.
Юрий Трутнев: "Мы же создавали территории опережающего развития (ТОР) и режим Свободного порта Владивосток (СПВ) именно как конкурентную площадку, которая может быть востребована в мире. Мне представляется, что кое-что у нас получилось, потому что иностранные и российские инвестиции на Дальний Восток идут. Надо что-то подобное создать по механизму финансового центра, иначе нам просто не хватит денег на реализацию инвестиционных проектов. Тем более в той геополитической ситуации, которая складывается вокруг".
Напомним, в августе 2018 года президент России Владимир Путин подписал пакет законов, предусматривающих процедуру редомиляции (смену юридического адреса с одной юрисдикции на другую). Минимальный объем инвестиций на территории России такой компании должен составлять не менее 50 млн рублей за полгода с момента регистрации. Специальные налоговые ставки к доходам, полученным иностранными компаниями в виде дивидендов, установили на уровне 0%.
Специальные административные районы в России создавались в ответ на введение международных санкций в отношении российских компаний, зарегистрированных за рубежом. Принятием закона о "российских офшорах" по замыслу правительства России, должно было простимулировать активную перерегистрации компаний из заграничной юрисдикции в российскую.
Управляющей компанией САР на о. Русском определена Корпорация развития Дальнего Востока, выполняющая аналогичные функции в отношении территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток в Дальневосточном федеральном округе.
По мнению экспертов EY, с одной стороны, пакет законов вводит достаточно существенные налоговые льготы в части налогообложения дивидендов, доходов от продажи акций (долей участия), а также доходов контролируемых иностранных компаний.
С другой стороны, в итоговой редакции закона круг субъектов, способных воспользоваться этими льготами сведен к одной категории лиц – иностранным юрлицам, принявшим решение изменить свой личный закон на российское право и зарегистрироваться на территории России.
В то же время, условия применения таких важных для международных холдингов льгот, как пониженная ставка налога у источника, а именно условие о наличии у международных холдинговых компаний статуса публичной компании, фактически сводят на нет ценность подобной льготы по сравнению с применением пониженных ставок, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, которые не требуют ни редомициляции иностранной организации, выплачивающей доход, ни наличия у нее статуса публичной компании.
Кроме того, часть льгот носит срочный характер, считают эксперты EY, что также ставит под сомнение их значимость, принимая во внимание, что их применение фактически требует переноса места деятельности иностранной компании в новую для себя налоговую юрисдикцию на постоянной основе и, соответственно, уплаты всех предусмотренных этой юрисдикцией налогов и иных обязательных платежей в связи с осуществлением хозяйственной деятельности на ее территории.