Две приморские рыбокомпании ООО "РефТрансСервис" и ООО "Гродтерм-ДВ" должны выплатить в совокупности около 38 млн рублей штрафа за использование иностранных судов при транспортировке груза рыбопродукции, сообщает PrimaMedia. Как указывает пресс-служба терруправления Пограничной службы ФСБ России, такие действия категорически запрещены, поскольку даже прием, хранение и транспортировка морепродукции в российском законодательстве считаются рыболовством, а заниматься рыболовством можно только судам под флагом РФ. По информации пресс-службы, постановления суда уже вступили в законную силу. Рыбопромышленное сообщество РФ, между тем, считает подобные ограничения в использовании иностранных транспортных судов в "рыбной" логистике "казусом, возникшим из-за нечеткости закона".
Согласно действующему законодательству, промышленное рыболовство в российских водах должно осуществляться только юрлицами, зарегистрированными в Российской Федерации. Судам, принадлежащим иностранным лицам, запрещено не только ловить рыбу, но и принимать, хранить и транспортировать морепродукцию в порты.
Фрунзенский районный суд Владивостока признал виновными две рыболовецкие компании Приморья за привлечение к транспортировке рыбопродукции в порты иностранных судов.
"Транспортный рефрижератор "Мариам", собственником которого является гонконгская компания, в августе 2018 года, вел промышленное рыболовство в территориальном море Российской Федерации. На его борту пограничники обнаружили водные биологические ресурсы общим весом около 1,25 тысяч тонн", — сообщается в пресс-релизе.
Иностранное судно "Мириам" было зафрахтовано приморской компанией ООО "РефТрансСервис". Наказание за административное правонарушение — двукратный размер стоимости водных биоресурсов, обнаруженных на судне – чуть более 18,82 млн рублей.
В аналогичном правонарушении пограничники уличили и уссурийское ООО "Гродтерм-ДВ".
"Транспортный рефрижератор "Ретривер", собственником которого является иностранная компания, использовался на основании договора стандартного бербоут-чартера не по прямому назначению. Судно принимало, хранило и транспортировало морепродукцию в морской порт в нарушение положений Федерального закона "О рыболовств". Общий вес обнаруженной на его борту морепродукции превысил 1,85 тысяч тонн", — сообщает пограничное ведомство.
Решением суда эта компания наказана выплатой штрафа в размере 19 млн рублей.
Стоит отметить, что транспортные суда были задержаны в августе, когда на Дальнем Востоке лососевая путина побила вековые рекорды и рыбаки не справлялись с масштабами улова. Российские компании и ранее привлекали иностранные суда, поскольку отечественных не хватает, но наказывать рыбаков начали только недавно.
Между тем, как сообщают отраслевые СМИ, консолидированная позиция рыбацкого сообщества РФ сегодня состоит в том, что к наказаниям за использование транспортных иностранных судов приводит несовершенство закона "О рыболовства". Так, губернатор Мурманской области Марина Ковтун уже направляла обращение в правительство России с предложением внести поправки в законодательство, предусматривающие возможность использования транспортных судов иностранных владельцев. Описывая проблему, она отметила, что российские суда физически не в состоянии справиться с добываемыми объемами. Данная проблема особо актуальна для Северного бассейна, поскольку там только 10 транспортных судов принадлежат гражданам России. При добыче 1,3 млн тонн их грузовместимость всего 11,6 тысяч тонн, то есть только 37% от ежегодного улова.
Аналитическую справку с оценкой российского законодательства в этой сфере, а также рекомендациями поправок подготавливала юридическая служба холдинга "Норебо". Юристы крупнейшей рыбопромышленной компании считают, что согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ) "приемотранспортное судно" не является судном, используемым для рыболовства. Их необходимо выделить в отдельную категорию судов рыбопромыслового флота и установить к ним отдельные требования.
"Подход, когда перевозка рыбной продукции транспортными судами рассматривается, как форма промышленного рыболовства, приводит к установлению избыточных и заведомо невыполнимых требований к транспортным судам", — сообщил отраслевому СМИ Fishnews заместитель директора ООО "УК Норебо" по международным вопросам и связям с общественностью Сергей Сенников.
Эксперты считают, что дальнейшее применение санкций к транспортным компаниям за использование иностранных судов для перевозки рыбной продукции окажет деструктивное влияние на развитие всего российского рыбохозяйственного комплекса. Юристы "Норебо" также приводят доводы, что такая практика может сократить объемы поставок рыбной продукции из районов промысла в российские морские порты и увеличит расходы рыбодобывающих компаний в связи с необходимостью доставки и выгрузки рыбной продукции в иностранные порты непосредственно промысловым судном.