Как сделать хороший хлеб доступным для всех приморцев - есть решение

ИА PrimaMedia продолжает серию публикаций, посвященных проблемам продовольственной безопасности региона
Хороший хлеб должен быть доступен всем приморцам. Фото: ИА PrimaMedia

Вопросы доступности качественного продовольствия и в том числе хлеба для обеспечения учреждений социальной сферы (образовательных, медицинских, дошкольных, летнего отдыха детей, социальных) качественным продуктом местного производства возникли не на пустом месте. Сегодня уже многим понятно, что стремление заключать контракты только с теми, кто предлагает самые низкие цены, в итоге часто приводит к конфликтам с конечными пользователями и потребителями, что подрывает саму суть госзакупок. Даже единичная поставка некачественных продуктов питания наносит непоправимый вред жизни и здоровью населения.

Возможно ли увеличение вклада контрактной системы в общие результаты социально-экономического развития Приморья, повышение качества жизни граждан и эффективности использования бюджетных средств? Мнения экспертов и политиков по данной теме – в материале ИА PrimaMedia.

Что мешает государству покупать качественный хлеб у добросовестных производителей?

Доступность качественного хлеба социальных, или как их называют сами производители, массовых сортов пшеничного и ржано-пшеничного хлеба, действительно, возникли не на пустом месте. Известные всем "Подольский" (во Владивостоке и других городах Приморья), "Кишиневский" (в Уссурийске), "Большекаменский" (в Большом Камне), "Находкинский серый" (в Находке) и т.д. успели приобрести большую популярность у жителей.

И если под доступностью "социальных" сортов хлеба понимать не только возможность приобрести его в магазине по доступной для любого гражданина цене (благодаря субсидиям, о которых мы писали в предыдущем материале, это вполне возможно), то тогда возникает вопрос, что мешает производителям популярных сортов качественного хлеба поставлять этот продукт в больницы, дошкольные и школьные учреждения, воинские части.

Ответ прост: сложившаяся практика закупок продовольствия и хлеба, в том числе для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ, 223-ФЗ), в настоящее время такова, что победитель (поставщик) определяется по одному параметру – наименьшей цене контракта.

Заказчики в Приморском крае до сих пор при осуществлении закупок используют, как правило, только аукционы и не используют другие конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, если заказчики при осуществлении закупок пищевых продуктов для государственных и муниципальных нужд ставят своей целью только достижение минимальной цены контракта, то, как показывает практика, о лучших условиях исполнения контракта и качественных продуктах в детских садах и школах, социальных и медицинских учреждениях можно забыть…

Сегодня, к сожалению, более 60% продовольствия завозится в Приморье из других регионов, в результате чего оказывается сильное давление на местных производителей продовольствия молока, мяса птицы, куриного яйца, масла сливочного, говядины, овощей и т.д. Естественно региональные производители не в состоянии конкурировать в закупках с зауральскими, ведь за Уралом ниже энерготарифы, производство газифицировано, имеются льготы по ЖД тарифам и т.д. А на торгах используется только один показатель – цена контракта.

В Приморье научились делать отличный хлеб!

В Приморье научились делать отличный хлеб!. Фото: ИА PrimaMedia

"Благодаря" подобной негативной практике, нацеленной исключительно на уменьшение цены контракта, а также в силу демпинга, использования труда нелегалов (зачастую работающих без санитарных книжек), работы по серым схемам, зарплаты в "конвертах", "оптимизации" налогообложения и т.д. мы имеем невосполнимые потери для бюджетов городов и районов и, как следствие, отсутствие финансовых средств на соцпрограммы и обустройство жизни людей.

У всех на слуху ситуация, когда несколько лет подряд сладкие новогодние подарки для юных приморцев поставлял индивидуальный предприниматель из Омска, несмотря на то что во Владивостоке есть свое предприятие с богатыми традициями и большим ассортиментом. Наконец в 2018 году "Приморский кондитер" стал победителем аукциона, объявленного департаментом образования и науки Приморского края. Этому способствовали изменения, внесенные в условия конкурса с целью повышения качества новогодних подарков. УФАС по Приморскому краю признал действия заказчика законными.

— На мой взгляд, на взгляд Приморского отделения "Деловой России" — это, действительно, знаковое событие в экономике края. Впервые за 3 последних года было точечно сделано техническое задание под местного производителя, способного обеспечить и качество, и разнообразие сластей для новогодних подарков. Будем надеяться, что эпизод с "Приморским кондитером" — первый шаг на пути подготовки технических заданий, которые будут способствовать участию и победе в конкурсах местных предприятий, производящих качественную продукцию. Тем более что для этого есть все возможности. Помимо федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, есть федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, который позволяет формировать более гибкое техзадание, — отметил куратор проекта "Сделано в Приморье" от Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексей Бурдюк.

Алексей Бурдюк

Алексей Бурдюк. Фото: предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"

Есть решение!

Кстати, федеральный закон N 44-ФЗ дает еще одну возможность существенно пополнить консолидируемый бюджет Приморского края и поддержать региональных промышленных производителей, в том числе хлебопеков.

Частью 2 статьи 56 Закона 44-ФЗ о контрактной системе установлен перечень случаев, когда заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием. Согласно этой новелле закона "оказание услуг общественного питания и (или) поставки продовольствия, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тысяч рублей), относится к случаям отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.

Однако мониторинг закупок, проведенный в Приморье в период с ноября 2017 года по ноябрь 2018 года только на площадке Сбербанка по поставкам хлеба, молочной, рыбной и мясной продукции показал, что из более чем 300 торгов с начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) более 500 тысяч рублей не было проведено ни одного конкурса с ограниченным участием, а большая часть победителей торгов являются посредниками — поставщиками продовольствия, а не производителями.

Необходимо также отметить, что существенная часть торгов по поставкам продовольствия проводится на квартал и полугодие, а не на год только лишь для того, чтобы начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) была мене 500 тысяч рублей и можно было бы исключить возможность проведения конкурсов с ограниченным участием, дабы не "заморачиваться" вопросами качества поставляемой продукции.

А что думают эксперты?

По мнению экспертов, использование для определения победителей (поставщиков) на торгах такого конкурентного способа как конкурсы с ограниченным участием даст дополнительно для промышленных региональных производителей продовольствия заказов на сотни и сотни миллионов рублей.

— Понятно, что, когда на региональный рынок заходит компания, которая не является налоговым резидентом Приморского края, налоги она платит по месту своей регистрации, то есть фактически деньги уходят в экономику другой территории. И, наоборот, чем больше местных, приморских компаний появляется на рынке, тем больше средств поступает в консолидированный бюджет края. И тем лучше развивается Приморье, потому что все эти налоговые отчисления идут на выполнение мероприятий социального характера, таких, как строительство дорог, школ, детских садов, больниц и т.д. Мне кажется, что именно это самое главное, — сказал председатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", общественный уполномоченный по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития и иных особых экономических зон Алексей Тимченко.

Алексей Тимченко

Алексей Тимченко. Фото: предоставлено ПРО ООО "Деловая Россия"

Вместе с тем, по словам Тимченко, есть законодательство, которое регламентирует сферу госзакупок и не дает ограничивать конкуренцию в этой сфере и устанавливать новые требования к участникам рынка. Тем не менее, все-таки возможны варианты, когда тем или иным способом можно обратить внимание на местного производителя в силу того, что он может обеспечить более ритмичные поставки, более быстрый срок выполнения контракта, снизить стоимость лота за счет экономии на транспортных и логистических издержках и т.д., а также представить продукцию, качество которой заказчику легче проконтролировать. Ведь производитель в таком случае находится не за тридевять земель, а буквально под боком.

— Я думаю, профильным органам власти, администрации края, администрациям муниципальных образований надо подумать о том, как, не нарушая закон, все-таки выявить какие-то механизмы для поддержки производителя внутри региона, — подчеркнул Тимченко. — Я знаю, что такой опыт имеется в других городах страны. В этом заключается и определенный патриотизм, и трезвый расчет: своего производителя легче контролировать – он под боком, и налоговая база региона пополняется. В некоторых регионах центральной части России довольно трудно зайти на рынок извне ввиду определенных критериев. И это, в принципе, нормально. Главное, чтобы был разработан механизм защиты и поддержки местного производителя, никоим образом не нарушающий действующее законодательство и способствующий росту качества продукции.

И еще на один момент обратил внимание собеседник агентства. Зачастую победу в конкурсах одерживает не сам производитель, а посредник – так называемый трейдер, который постоянно участвует в аукционах и просто знает, как правильно сделать документы, как грамотно их подать на аукционной площадке. При этом трейдер может обратиться с предложением о субподряде к тем самым производителям, у которых выиграл в конкурсе. В результате основная прибыль остается у трейдера, а производитель получает крохи, сам же закупаемый для государственных нужд товар получает удорожание.

— Почему качественный продукт, который все покупают в магазине, не может появиться в школе, больнице, летнем лагере отдыха? Здесь речь идет не о поддержке определенного производителя. Проблема должна решаться системно. Необходимо говорить о конкурентных преимуществах для местного, регионального производителя в принципе, — сказал Алексей Тимченко. — Если вы налоговый резидент Приморского края, если платите налоги здесь, то, соответственно, вы должны иметь определенные преимущества при разыгрывании тендеров. Необходимо работать над тем, чтобы это было законно. Такую систему следует разрабатывать с участием всех заинтересованных сторон. С приходом на пост губернатора региона Олега Кожемяко появилась надежда, что местного производителя будут поддерживать не на словах, а на деле. В любом случае мы надеемся на конструктивный диалог и на четкое понимание того, что принцип "платишь налоги здесь – получаешь преференции" поможет эффективному развитию местных производств.

Прецедент с победой на торгах "Приморского кондитера" стал показателем того, что к написанию технического задания можно подходить грамотно, с учетом всех нюансов российского законодательства, отметил депутат Законодательного собрания Приморского края Евгений Костюков.

Евгений Костюков

Евгений Костюков. Фото: ИА PrimaMedia

— Мне ближе отрасль строительства и ремонта. В рамках этой отрасли на сегодняшний день у нас в муниципалитетах ситуация такая: техническое задание готовить некому, профильных специалистов на местах нет. И для того, чтобы подготовить конкурсную документацию для проектирования или строительства, например, дома культуры, или спорткомплекса, или сетей коммуникации, дают поручение какому-нибудь сотруднику, для которого это – дополнительная нагрузка и головная боль. И в силу того, что у этого человека подобного опыта нет, он готовит задание не совсем корректно и непрофессионально. И уж точно не думает о том, как потом будет реализовываться проект или выполняться услуга. И за результат не болеет. И уж точно даже не задумывается, кто будет исполнителем, местные или пришлые. Но мы-то понимаем, что налоги в последнем случае из региона ушли и что потеряны потенциальные рабочие места, а вдобавок мы не получили услугу нужного качества, — сказал Евгений Костюков. – Так происходит в сфере строительства. Но, думаю, похожая картина складывается и в пищевой отрасли. Конечно, если мы хотим получать услугу и товар хорошего качества, а также способствовать развитию местного производителя, то должны с самого начала делать для этого все, что возможно. И начинать нужно уже на стадии написания технического задания для конкурса.

В техзадании, например, можно оговорить более короткие сроки исполнения контракта (для поставок продуктов питания), применение штрафных санкций по отношению к поставщику некачественной продукции, возмещение поставщиком заказчику затрат на проведение независимой экспертизы в случае подтверждения наличия фальсифицированной продукции, одностороннее расторжение контракта заказчиком в случае поставки некачественной продукции и проч. Кроме того, заказчик может прописать в контракте, что исполнитель должен выполнить контракт на 85% своими силами, то есть силами своих сотрудников, с применением собственных недвижимых фондов и оборудования, считает депутат.

Интересное предложение было высказано в 2018 году представителями Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий на международной аграрно-продовольственной выставке "Дальагро. Продовольствие" и на заседании Совета по развитию промышленности на территории Владивостокского городского округа – наряду с расширением закупок продуктов питания путем проведения конкурсов с ограниченным участием адаптировать рынок госзакупок под реальные возможности, интересы и масштабы приморского бизнеса.

Как известно, в законодательстве РФ о закупках не прописаны правила формирования лотов. Конечно, заказчикам проще запросить все данные разом. Лот может быть сформирован так, что в нем будут продукты, производимые как в Российской Федерации, так и за рубежом; как в регионе, так и за его пределами, поставляемые как производителями, так и крупными дилерскими сетями. Нарушений законодательства РФ в таких случаях нет, однако они создают барьеры для выхода на рынок региональных производителей. В их числе мелкие предприниматели, специализирующиеся на отдельной товарной номенклатуре, фермеры и промышленные производители продовольствия.

Специалисты ассоциации предлагают выделять отдельные лоты на закупку продукции, производимой в Приморском крае. И таким образом поддержать региональных производителей продовольствия, обеспечить безопасность, занятость населения и повышение уровня жизни граждан.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Хлебопеков Приморья решили поддержать. Что далее?

Почему победа "Приморского кондитера" на аукционе новогодних подарков – это событие

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia