Владивосток вновь подал повод для большого скандала в социальных сетях – над галереей "Артэтаж" и ее директором нависла явная угроза. Свидетельствами ее стали два документа, символизирующих наступательную операцию чиновников против Александра Городнего, сообщает ИА PrimaMedia.
Первым таким документом, над которым потешается сетевая и не только сетевая публика, послужил запрос объяснительной от Городнего "по факту открытой выставки 22 марта 2019 года И. Зинатулина "План эвакуации Э.К.", экспозиции которой представлены работы с употреблением нецензурных аморальных деструктивных двусмысленных слов и рисунков". Грозное, хотя невнятное и пестрящее ошибками требование исходило от начальницы городского управления культуры Светланы Шупиро. Стоит отметить, что "Артэтаж", хотя и с некоторым запозданием, поместил возрастную маркировку 18+ на экспозицию, действительно содержащую инвективы.
Запрос объяснительной. Фото: facebook.com/groups/Vladivostorg
Сами работы Ильяса Зинатулина представляют собой огромные китчевые коллажи из живописных орнаментов, целлулоидных аппликаций и газетных вырезок, где "аморальные" слова являются одним из выразительных элементов создания впечатления надвигающейся катастрофы (сюжетный замысел экспозиции – метафорический эпос об уничтожении насекомых). Чиновники не удовлетворились маркировкой и объяснительной и потребовали заклеить наиболее "деструктивные" слова – при этом, некоторые из них возражения у цензоров не вызвали. Слова заклеили бумагой. Однако история с требованием объяснительной, сделавшись достоянием общественности, дала повод для многочисленных издевок над культурными чиновниками – и послужила эскалации давно тлевшего конфликта.
Суть этого конфликта, по словам самого Александра Городнего, заключается в невыполненных обещаниях мэрии создать музей современного искусства. Именно с этим условием в 2015 году галерист передал городу свою коллекцию – "перевез на шести грузовиках", как он рассказывает. Есть и документы, подтверждающие намерения тогдашнего градоначальника Игоря Пушкарева о создании музея. Однако по-настоящему "Артэтаж" музеем так и не стал, формально превратившись в подразделение муниципального культурного учреждения "Традиции и современность". Разница в статусе, для многих неочевидная, означает, что все картины коллекции сейчас сравнимы по культурной ценности с обычной мебелью, и, как любое муниципальное имущество, их можно продавать, или даже списывать. Да и само историческое здание со свежим ремонтом в центре города мэрия может использовать с большей выгодой, если выдавит из него неприбыльный музей.
Мысль о том, что такой исход вполне вероятен, не дает покоя Александру Городнему – и подтверждением ее стал второй знаковый документ, появившийся на свет 4 апреля. В то время как Городний по приглашению руководства Третьяковской галереи отправился в Приморскую филармонию на открытую дискуссию "Культура. Локальное, универсальное, новое", его коллеги – кадровик и завхоз – составили акт об отсутствии замдиректора МБУК "Дом культуры "Традиции и современность" на рабочем месте с 14.10 до 16.10 "по неизвестной причине". Акт тоже попал в соцсети – и вызвал настоящую бурю эмоций культурного сообщества, которое восприняло происходящее однозначно: чиновники пошли в наступление на Городнего, пытаясь выдавить "неформатного" сотрудника культурного учреждения. При этом мысль о том, что "Артэтаж" может существовать без Городнего, участниками дискуссии не обсуждалась – настолько неразрывными являются эти понятия.
Акт об отсутствии А.И. Городнего на рабочем месте. Фото: facebook.com/groups/Vladivostorg
Формально "Артэтажу" должно исполниться 30 лет в 2020 году, хотя неофициально детище Александра Городнего ведет отсчет с 1989 года. "Артэтаж" стал узнаваемым брэндом, одной из главных культурных локаций Владивостока, вокруг которой формируется культурное сообщество. Именно поэтому, когда советник ректора ДВФУ Марина Баринова объявила, что созывает "культурную оборону" "Артэтажа", в назначенный час 6 апреля пришли более ста человек – художники, журналисты, работники культуры. Собравшиеся решили выстроить линию защиты – и отстоять "Артэтаж" с его нынешним руководителем. Для начала инициативная группа занялась составлением письма на имя нового главы города. По словам Марины Бариновой, письмо будет написано уже сегодня, 8 апреля. Были намечены и другие шаги: 12 апреля друзья "Артэтажа" соберутся, чтобы отметить 30-летие возникновения галереи, а 1 мая сформируют колонну для участия в первомайской демонстрации.
Размышляя о конфликте Александра Городнего с культурными управленцами, художник Владимир Погребняк так определил его глубокие причины:
— Для нас Городний – культурная ценность. Художники и Саша – это культурная среда. 30 лет возглавляет "Артэтаж", собрал коллекцию, передал ее городу… А для города он – штатная единица. И галерея современного искусства городу не нужна, им нужны детские утренники, центр "Светлячок", а вот это все для города – "головняк". Мы знаем Сашу, его харизму и пассионарность – называйте как хотите, но из него чиновника не сделаешь. И тут нашла коса на камень: чиновники от него требуют – ходи на работу, выполняй все требования. Как найти компромисс между городом и Городним – я не знаю.
Марина Баринова на это возразила:
— А я думаю, что нужно просто сказать себе: город – это не "они", а я, вы, мы. И договориться о гражданских действиях, обеспечивающих жизненное дыхание "Артэтажа" и спокойное сердцебиение Александра Городнего.
В пресс-службе мэрии корреспондента ИА PrimaMedia заверили, что разбираются в ситуации.
"Как рассказала в пятницу, 5 апреля, начальник управления культуры администрации Владивостока Светлана Шупиро, на некоторых работах художника были написаны грубые нецензурные слова. Так как употребление нецензурных слов в публичном пространстве является нарушением закона, сотрудников муниципального учреждения культуры попросили нецензурные слова закрыть. Также заместитель директора учреждения культуры А.И. Городний написал объяснительную по поводу появления ненормативной лексики. О прекращении работы выставки речь не идет. Также в управлении культуры отметили, что Александра Городнего безусловно ценят как опытного галериста, человека, собравшего уникальную коллекцию работ, организатора замечательных выставок. Однако соблюдение закона при этом — обязательно для всех. Сейчас и в администрации Владивостока, и в муниципальном учреждении детально разбираются в ситуации. О результатах — сообщим", — говорится в комментарии пресс-службы.