Нормативы парковочных мест при жилой застройке Владивостока хотят увеличить в разы, сообщает ИА PrimaMedia. Соответствующий проект местных нормативов градостроительного проектирования (МНГП) Владивостокского городского округа предложен к рассмотрению Думе города. Отраслевое сообщество уже окрестило его "враждебным". По мнению участников рынка, государство перекладывает на плечи бизнеса социальную миссию, принимать МНГП без внесения корректировок недопустимо, так как это негативно повлияет на жилую застройку – сократит объемы ввода жилья, будет способствовать росту коррупции и в конечном счете ударит по потребителю.
Текст проекта размещен в открытом доступе на сайте администрации края, а также на сайте администрации Владивостока. Кроме того, в распоряжении ИА PrimaMedia оказалась копия официального письма, направленного управлением градостроительства и архитектуры администрации Владивостока в Думу города. Как следует из обращения, проект МНГП был подготовлен в рамках краевого закона № 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
Самым резонансным в бизнес-сообществе, ознакомившимся с проектом, стало положение "о расчетных показателях уровня обеспеченности объектами для хранения и обслуживания личного автотранспорта", которое устанавливает нормативы по количеству машиномест в зависимости от классификации жилья: жилой дом бизнес-класса — два машиноместа на квартиру, эконом-класса – 1,2 машиноместа, муниципальное (социальное жилье) – одно машиноместо и апартаменты – два машиноместа.
Сегодня, напомним, этот норматив, и без того ужесточенный после принятия в краевом центре новых правил землепользования и застройки, составляет одно парковочное место на 100 кв. метров площади жилого дома. Принятие новых МНГП существенно осложнит жизнь бизнесу, а в конечном счете пострадает потребитель, считают участники рынка.
— На данный момент нет законодательного разграничения, что такое бизнес-класс, а что такое эконом. Следовательно, включается коррупциогенный фактор. Если чиновнику не понравится тот или иной застройщик, могут возникнуть манипуляции на уровне этого норматива, — комментирует Сергей Федоренко, заместитель директора АСО "Альянс строителей Приморья".
Возражения и замечания по поводу "враждебного" проекта саморегулируемая организация "Альянс строителей Приморья" изложила в соответствующем отзыве. Анализируя содержание документа, эксперты СРО использовали местные нормативы градостроительного проектирования города Казань, который неоднократно признавали лучшим городом России с точки зрения градостроительного планирования.
"Касательно самого норматива по количеству машиномест показатель чрезвычайно завышен и будет означать фактический полный запрет на строительство в городской черте. К примеру, в Казани этот норматив определяется как одно машиноместо на 66-75 кв. м общей площади. Предлагаем изменить по примеру Казани", — говорится в отзыве.
По словам генерального директора СК "Эскадра" Бориса Позднякова, реализации нормативов, предложенных в МНГП, мешает также дефицит земельных участков, которые не перекрывают зоны военного лесничества Минобороны или комплексного устойчивого развития территорий, где задачу не осложняют особенности рельефа, и где разрешена жилая застройка. Но главной проблемой, считает девелопер, является слабый спрос на парковочные места.
— В новостроях раскупается меньше 50% парковок. Кроме того, по нашей статистике, машин не имеют порядка 30% покупателей жилья. Если согласно действующему нормативу 100 кв. метров подразумевают одно машиноместо плюс коэффициент для квартир площадью меньше 100 кв. метров — одна машина на полторы квартиры, в проекте предлагают три гаража на три квартиры по 30 квадратов. Получается, что из 10 этажей пять должны быть парковочными. Я считаю, это враждебная акция. Учитывая отсутствие земельных участков во Владивостоке, мы еще больше отстанем от других регионов по темпам ввода жилья. Парковки в таком объеме похоронят жилую застройку, не родившись, — говорит Поздняков.
Вместе с тем представители строительной отрасли видят в содержании проекта и очередную попытку переложить на плечи бизнеса госфункции.
— Городу нужны парковки, безусловно, но обидно, что участие государства в жизни горожан подменяется бизнесом, — отмечает Галина Шамыгина, директор компании "Новый Дом". – В данном случае можно говорить только о меценатстве. Заработать на продаже такого количества парковочных мест, какое предусмотрено в этом проекте, не получится. Выйти в плюс – однозначно нет. Продать машиноместа по себестоимости – тоже крайне сложно, так как себестоимость их строительства достаточно высока. Остается только продавать себе в убыток. Но бизнес работает на прибавочную стоимость, заботиться о гражданах – его право, а не обязанность. Я считаю, решить проблему дефицита парковок во Владивостоке можно за счет государственно-частного партнерства или дотирования государством машиномест.
Как следует из отзыва АСО "Альянс строителей Приморья", "сравнительный анализ МНГП г. Казани и проект МНГП г. Владивостока показывает, что в МНГП г. Казани количество ограничений в несколько раз меньше". Эксперты АСО считают, что определить минимальные нормативы по объектам местного значения, действительно, необходимо. Именно эта задача и решается через МНГП.
"Все остальное уже и так урегулировано в соответствующих нормативах федерального уровня СНиП и СП, а дополнительные ограничения идут во вред развитию и эффективному использованию потенциала территории",
— говорится в отзыве.
Отзыв, подготовленный АСО "Альянс строителей Приморья", направлен в управление градостроительства и архитектуры администрации Владивостока. Редакция ИА PrimaMedia продолжает следить за развитием ситуации.