На сцене Приморского театра молодежи во Владивостоке состоялось открытие второго фестиваля "Литература Тихоокеанской России". На мероприятие съехались представители творческой интеллигенции со всей России и стран АТР. В ближайшие три дня на двенадцати площадках столицы ДФО пройдут творческие встречи, мастер-классы, лекции, презентации, дискуссии и перформансы, сообщает ИА PrimaMedia.
Темой второго фестиваля "Литература Тихоокеанской России" стал поиск героя нашего времени. В рамках открытия ЛиТРа состоялся круглый стол на заданную тему. В дискуссии приняли участие директор и главный редактор издательства "Молодая гвардия" Андрей Петров, писатель и журналист Василий Авченко, прозаик и кинодраматург Андрей Рубанов, современный русский писатель и педагог Андрей Геласимов, профессор, доктор филологических наук, директор института иностранных языков Чанчуньского университета Ван Цзиньлин, главный редактор издательства "Альпина Паблишер" Сергей Турко, заместитель полпреда президента в ДФО Григорий Куранов, руководитель представительства "Агентства стратегических инициатив" в ДФО Ольга Курилова, генеральный директор компании DNS Дмитрий Алексеев. Модератором круглого стола выступил генеральный директор медиахолдинга PrimaMedia Виктор Суханов.
"Обращаясь к истории Дальнего Востока, мы можем назвать десятки и сотни ее предпринимателей, купцов, меценатов — тех социально ответственных людей, которые внесли весомый вклад в развитие Дальнего Востока. Наверное многие со мной согласятся, что без этих фамилий, наверное, и не было бы Дальнего Востока. Поэтому, на мой взгляд, героем нашего времени является представитель среднего класса и предприниматель — тот человек, который предпринимает, развивает, берет на себя ответственность и двигается вперед", — открыл дискуссию Виктор Суханов.
Заместитель полпреда президента в ДФО Григорий Куранов. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Заместитель полпреда президента в ДФО Григорий Куранов поддержал Виктора Суханова и выступил с напутствием писателям — продвигать средний класс.
"В наше время кем хотели стать? Космонавтами, геологами, врачами, штирлицами. Почему? Потому что в первую очередь были герои. Литература, искусство, телевидение воспитывали героев. Были цели. Потому что государство этим занималось, ставило какие-то цели, обозначало этих героев. Потом государства не стало. В 90-х годах кем хотели стать мальчики, а кем хотели стать девочки? Потому что государство отстранилось от воспитания в этом морально-нравственном аспекте. Так вот, говоря о том, чем мы сейчас должны заниматься, литература стоит на первом месте. От литературы зависит все остальное. Кто должен быть героем? Почему предприниматели? А богатым быть патриотично? И как вообще у нас относятся к богатым? Так вот, основная задача экономики — это развитие среднего класса. Пока у нас представитель среднего класса не станет героем, пока этот образ не станет целью для молодежи, мы не разовьем этот средний класс. И мы заинтересованы в развитии героя среднего класса через литературу", — высказался Григорий Куранов.
Интересный вектор обсуждению задал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
"Выдающийся русский филолог Юрий Тынянов однажды сказал: "Было много заказов русской литературе, но заказывать ей бесполезно. Закажешь ей открыть Америку, а она откроет Индию, — заметил он. — Честно говоря, для меня такая постановка вопроса о литературном рукоположении предпринимательского сообщества выглядит достаточно спорной".
Герман Зверев. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Герман Зверев напомнил, что вся русская литература, в принципе, относилась и относится отрицательно к предпринимательскому сообществу. Ни в одном из выдающихся литературных произведений XIX века не найдется симпатичного, обаятельного, честного бизнесмена, который бы реализовывал долгосрочный, продуманный, стратегический план развития бизнеса. Это могут быть яркие обаятельные купцы, вроде Паратова, ярко исполненного Никитой Михалковым в фильме "Жестокий романс". Самый симпатичный, может быть, Лопахин из "Вишневого сада", но вся его бизнес-идея заключается в том, чтобы разделить 24 гектара вишневого сада на маленькие дачные участки сдать их в аренду.
Самыми яркими образами симпатичных и обаятельных предпринимателей, появившимися в советской литературе 20-30-х годов, стали герои романов "Вор" Леонида Леонова, "Растратчики" Валентина Катаева, "Хулио Хуренито" Ильи Эренбурга и Остап Бендер Ильфа и Петрова.
"В качестве эталонных, нормативных героев можно назвать персонажи всем известных романов "Как закалялась сталь", "Повесть о настоящем человеке", являющие пример житийной литературы, если использовать религиозную терминологию, — сказал Герман Зверев. — Мне кажется, герой книги, поставленный на пьедестал как образец для подражания, сейчас не получится. Герой нашего времени — это не люди, воплощающие какую-то нормативную ценность, а люди, которые наиболее полно воплощают в себе суть и противоречия явлений современности".
С эмоциональной речью выступил писатель Андрей Рубанов. В поддержку предыдущих ораторов он высказал убеждение, что предприниматель — это настоящий герой новой России.
Директор и главный редактор издательства "Молодая гвардия" Андрей Петров. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
"Как это произошло. Мне нравилось, что в Советском Союзе существовало уважение к творческому созидательному труду, поэтому для меня предприниматель — это прежде всего человек, занимающийся созидательным трудом, умеющий из ничего сделать нечто. Потому что когда-то на месте этого города было пустое место, а потом пришли созидатели и сделали это. И я этот пафос постарался передать своим героям. Большинство моих героев — предприниматели, бизнесмены. Я писал на основе личного опыта. И вот, написал множество книг на эту тему и ни одна из этих книг не стала бестселлером. Я ездил по стране, общался с людьми, пытался понять, почему предприниматель не стал героем. Во-первых у нас бизнесменов считают буржуями и попросту не любят. Как работают классовые различия: бедный никогда не поймет богатого и будет ему завидовать, даже если он порядочный человек. И богатый никогда не поймет бедного. Предприниматель наполняет казну деньгами, платит налоги, создает рабочие места. Я спрашивал, понимают ли это люди — нет, они этого не понимают. Я долбился в эту стену. Может ли предприниматель быть героем? Может, если мы объясним, что без созидательного труда не будет этой страны и она создана людьми, которые удовольствие получали от творческого созидательного процесса", — высказался писатель.
"В "Ростелекоме" на Дальнем Востоке трудится более 8 тысяч человек. При работе с персоналом мы внедряем "предпринимательскую" идеологию — идеологию персональной, личной ответственности за свою жизнь, своего города, края, за результаты труда,— сказал вице-президент — директор макрорегионального филиала "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Александр Логинов. — На мой взгляд, такая жизненная позиция вместе с созидательной деятельностью помогает воплощать наши мечты. Соответственно, предприниматели и все граждане, отвечающие за свои поступки, могут по праву называться героями нашего времени".
Директор макрорегионального филиала "Дальний Восток" ПАО "Ростелеком" Александр Логинов. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Напротив, представитель предпринимательской среды, генеральный директор компании DNS Дмитрий Алексеев усомнился в том, что предприниматели должны быть героями только потому, что они занимаются бизнесом.
"Я, конечно, сильно не согласен с тем, что государство не занимается идеологией. В наши времена детей воспитывали летчиками, космонавтами и так далее, а в 90-е годы они стали бандитами и путанами. Кто стал? Те, кого и воспитывали. А сейчас я перестал смотреть телевизор из-за того, как государство занимается идеологией, перестал слушать радио и прячусь от всего этого. А воспитывать предпринимателей через литературу — только этого и не хватало! Предприниматели — это такие люди, которых не надо воспитывать, их достаточно просто не сажать. А что касается литературы, то мне не нравится выражение "делать героя". Литература ведь сама подмечает те процессы, которые идут у нас в настоящем. Ее нельзя сфальсифицировать, мы все чувствуем и видим. Без искренности она пройдет мимо кассы. Ну не герой у нас предприниматель. И я не уверен, что он должен быть героем. Каждый человек должен быть героем. Почему героем должен быть предприниматель именно как предприниматель. Он должен работать, зарабатывать, делать свое дело. У нас какая жизнь, такие и герои — литература сама подсмотрит и кристаллизуется. Не надо ничего выдумывать", — высказался Дмитрий Алексеев.
Предприниматель Дмитрий Алексеев и писатель Андрей Геласимов. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Когда дискуссия зашла далеко в сторону предпринимательства, государственного регулирования и проблем среднего класса, модератор дискуссии Виктор Суханов предоставил слово доктору филологических наук и директору института иностранных языков Чанчуньского университета госпоже Ван Цзиньлин. Профессор сообщила, что учить китайских студентов русскому языку невозможно без обучения русской культуре и литературе.
"Мы постоянно сравниваем героев русской китайской литературы. В настоящее время в Китае много переводов современной русской литературы. Мы выпустили две хрестоматии современных русских рассказов. В то же время с привлечением российских специалистов перевели 11 китайских писателей. Хочу сказать, что герой русской литературы в глазах китайцев — это боец. Русская нация — это народ бойцов. Русские не уступают, никому не подчиняются, они делают все лучше, чем другие. И в таком отношении мы воспитываем наших молодых людей, чтобы они учились у русских героев, чтобы они научились быть настойчивыми, инновационными, творческими людьми. У нас в Китае по всем телевизионным каналам часто показывали фильм "Как закалялась сталь", "Молодая гвардия" и так далее. Мы постоянно занимаемся переводами материалов, не только XX века, но и XIX века. Сейчас мы занимаемся эмигрантской русской литературой на территории Харбина. Мы бы хотели видеть положительных героев у современных писателей, которые могли бы создать положительные образы, даже образы простых людей, которые живут своей судьбой, иногда нехорошей судьбой. Но я хочу сказать, что такие общечеловеческие черты объединяют все человечество", — рассказала Ван Цзиньлин.
О том, что следует говорить не только о героях современной России, но и героинях в своем выступлении сказала руководитель представительства "Агентства стратегических инициатив" в ДФО Ольга Курилова.
"Дети хотят быть Гагаринами, дети хотят быть Королевыми. Потому что поколение детей 2008-2010 года рождения родилось в более экономически стабильное время. Но я как педагог уверена, что все идет из семьи. И еще что я хотела бы сказать: мы сегодня говорим все про героев. И все герои у нас мужского рода. А все же всех героев, успешных мужчин по большей части делает женщина. Все-таки герои — это люди, которые любят свою профессию, качественно и с любовью делают то, что умеют. Недавно к нам приезжала Анна Константиновна Федермессер. Она по призванию занимаются паллиативной помощью, хосписами. У нас не принято рассуждать о смерти. Но она перевернула мое сознание. Она сказала, что они помогают достойно и красиво принимать эту часть жизни, потому что у человека судьба такая, у ребенка такая судьба. И вот он — герой нашего времени, про которого нужно говорить и писать", — высказалась Ольга Курилова.
Писатель и журналист Василий Авченко. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Эту тему подхватил и писатель Василий Авченко. Он напомним, что в Приморье в области героизма присутствует "праведный дальневосточный феминизм" в лице капитана Анны Щетининой, первооткрывательницы якутских алмазов Ларисы Попугаевой, изобретательницы "Птичьего молока" Анны Чулковой.
Вспомнить про самых молодых героев современной России предложил писатель Андрей Геласимов. Он поделился опытом своего общения с "поколением мемов".
"Я веду первый курс в университете, это вчерашние школьники. И весь первый семестр я испытывал шок. Их герои — это мемы. Это поколение мемов. Это та специя, которая уже добавлена в их сознание. Не только они меняются, но и я меняюсь Но поскольку для меня важно знать в лицо то, с чем я общаюсь. Сначала мне было непонятно вообще, непонятен был даже принцип юмора. Я обращался к своим сыновьям. спрашивал, почему это смешно. Они мне объясняли. Там даже мизансцена влияет. Там есть масса отсылок и аллюзий на массовую культуру. У меня один из замечательных студентов, очень талантливый и серьезный мальчик — его никнейм в контакте Тирион Ланнистер. Я спросил, зачем, это ведь просто персонаж массовой серьальной истории. А он берет себе этот псевдоним не потому, что он восхищается героем сериала о Вестеросе, а потому, что ему это смешно, это забавно, он в этот момент насмехается и над сериалом, и над собой. Там идет двойной, тройной слой иронии, который эти ребята считывают. У меня весь первый семестр ушел на то, чтобы начать прислушиваться к тому, что их волнует. Вот что такое новый герой", — высказался писатель.
В заключении двухчасовой дискуссии Геласимов в примирение позиций всех участников отметил, что "общий знаменатель" о том, кто он — герой нашего времени, подведет литература уже после смерти писателей.
"Мне кажется, у нас получился очень интересный разговор получился и дискуссия о роли государства. В поддержку Григория Куранова скажу, что все искусства Ренессанса — это заказ. Заказ государства, церкви, герцогов и т.д. С другой стороны мы не придем к общему знаменателю, я люблю писать про простого человека, Андрей Рубанов — про предпринимателей. Литература будет складываться из этих многих частностей. А общий знаменатель смогут найти, когда все это вместе мы сложим, и умрем", — подвел итог дискуссии писатель Геласимов.
Писатель Андрей Геласимов и руководитель АСИ в ДФО Ольга Курилова. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Фестиваль "Литература Тихоокеанской России" создан по инициативе медиахолдинга PrimaMedia (г. Владивосток) и интеллектуального клуба "КультБригада" (г. Москва), проводится при поддержке Фонда информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Администрации Приморского края, Администрации Владивостока, ПАО "Ростелеком". Генеральный партнер — Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. Крылья фестиваля — Авиакомпания "Россия". Официальный поставщик воды – Slavda Group.