Татьяна Киселева: Выпускники приходят после первой сессии рассказать о своих успехах

Директор владивостокского Технического лицея рассказала о традициях и достижениях одного из лучших учебных заведений столицы края
Татьяна Киселева. Фото: ИА PrimaMedia

Лицей "Технический" – единственное во Владивостоке учебное учреждение, в котором со дня основания и до сегодняшнего дня учатся только мальчики. Этой особенностью лицея дорожат его ученики и их родители. О том, какие традиции за 29 лет сложились в лицее и каких успехов добиваются его ученики и выпускники, в интервью ИА PrimaMedia рассказала директор учебного заведения Татьяна Киселева.

— Татьяна Алексеевна, ваш лицей был основан в 1990 году и в следующем году отметит юбилей, 30-летие. Как вы смотрите на эту дату? Это много или мало для создания традиций, имиджа и духа учебного заведения?

— Я думаю, что это достаточный срок, чтобы выработать свой имидж, чтобы иметь определённую репутацию в городе Владивостоке и чтобы говорить о каких-то сложившихся традициях. Мы единственное в городе Владивостоке и в крае образовательное учреждение, в котором учатся только мальчишки, нас еще называют "школа для мальчиков". Ребята поступают к нам с 7 класса и учатся по 11 класс. Мы — достаточно известная в городе и крае школа.

— Благодаря чему лицей стяжает славу одного из лучших учебных учреждений Владивостока?

— Знаете, как-то так сложилось, что мы имеем хорошую славу. Если бы я, как руководитель, все проанализировала, то, наверное, сказала бы: благодаря тому, что очень качественный педагогический состав. Люди неравнодушные, высокопрофессиональные, люди, которые понимают, что хороший результат может быть в результате хорошо организованной работы, процесса. То есть, это учителя, хорошая организация учебно-воспитательного процесса и сама образовательная среда нашего лицея.

— Что говорят вам родители ваших учеников?

— Когда я провожу итоговое собрание в 11 классе, я смотрю на лица родителей, то вижу, что это уже на самом деле родные люди, с которыми мы пять лет прожили вместе, стали настоящими участниками образовательных отношений. У нас все: и дети, и родители заинтересованы, чтобы сложились доброжелательные отношения, потому что они лежат в основе хороших результатов учебной деятельности — как среди ребят, так и между детьми и учителями, между учителями и родителями. Не могу сказать, что все гладко, что у нас нет каких-то шероховатостей, никаких случаев. Они бывают, конечно, но один из принципов нашего лицея – разрешать все мирным путем и уметь договариваться.

— Расскажите, пожалуйста, о достижениях и успехах ваших учеников.

-Достижений много, особенно в этом году. В апреле мы получили очень приятную новость — по результатам Московского рейтингового агентства мы вошли в три номинации, все они связаны с результативностью или с конкурентоспособностью выпускников по результатам поступления в престижные вузы страны. Это говорит о хорошем результате совместной работы учителей, учеников и родителей. В одном из рейтингов "Топ-20 Дальневосточного федерального округа" мы занимаем почетную вторую позицию. Я думаю, очень хорошо, что у ребят есть выбор по результатам Единого государственного экзамена выбирать любые вузы, куда они хотят. Конечно, баллы должны быть соответствующие. Но самое главное, мне кажется, чтобы все-таки у мальчишек было желание вернуться сюда во Владивосток, Приморский край, этого на самом деле мне бы хотелось.

У нас очень высокие результаты ЕГЭ, мы занимаем топ позиций по результатам ЕГЭ прежде всего по нашим профильным предметам – по физике, по математике, ну и в целом по всем предметам.

С учетом того, что в лицее учатся только одни мальчишки, у нас очень хорошо поставлена спортивная работа. В этом году команда лицея заняла первое место в краевых соревнованиях школьных баскетбольных команд "Локобаскет". И ребята поехали в Сочи, это уже совершенно другой уровень. Там мы там заняли шестое почетное место, это очень вдохновило, объединило ребят. Мы болели за эту команду всем лицеем. Баскетбол, самбо – в этих видах спорта у нас очень хорошие достижения.

Мы хотим, чтоб наши дети, наши мальчишки были не только такими хмурыми физиками-математиками, чтобы они были людьми образованными, всесторонне развитыми. Поэтому мы участвуем в различных творческих конкурсах и занимаем призовые почетные места, например, в поэтическом ринге среди школьных команд города Владивостока. У нас очень хорошо поставлена организация проектной деятельности: все дети знают, что по окончании 9 класса они должны защитить проектную работу, индивидуальную или групповую. Это тоже объединяет и учителей, и детей, и это соотносится с требованиями к современному образованию.

— С самого начала своей работы лицей сохраняет "мужской профиль". Как вы считаете, не устарели ли этот принцип сегодня? Нет ли планов и девочек принимать?

— Были такие мысли, были идеи что-то изменить. Но тут нам пришлось прислушаться к мнению выпускников, которые приходят к нам постоянно. У нас есть такая добрая традиция: по окончании первой сессии они приходят, раньше приносили зачетки, сейчас сообщают об успехах иначе. И мальчишки сказали: "Ничего менять не надо. Все классно, замечательно". Они учатся у нас с 7 класса, мы их не вырываем из социума. Они учатся полдня, занимаются серьезной мужской работой, которая предполагает ответственность, трудолюбие, и возвращаются в социум. К нам приходят добровольно, это выбор родителей, детей, и мы это принимаем. Как показывает опыт – мы на правильном пути. Поэтому не вижу смысла что-то менять. И хочу сказать, что есть особенности проведения или организации урока с учетом мужского архетипа, есть особенности традиций, внутри которых лежат состязательность, соревновательность, нацеленность на успех — это нормально для юношей. Мальчишки любят командные соревнования, и у нас их проводится много — по баскетболу, по волейболу, семейные соревнования "Мы с папой – сильные, ловкие, смелые". В этом тоже учитывается мужской архетип. И мальчишкам очень интересно. Они все ждут участия в спортивных состязаниях и все это очень любят.

— Раз мы начали говорить о традициях вашего лицея, расскажите какими из них вы гордитесь?

— В таких видах школ, как лицей, гимназия есть посвящения в гимназисты, в лицеисты, у нас оно тоже есть: лицейская жизнь начинается с посвящения в лицеисты. Мероприятие проходит 19 октября, это связано с именем Александра Сергеевича Пушкина, с Пушкинским лицеем, который был открыт в этот день. Мы проводим линейку посвящения в лицеисты, это прекрасная лицейская традиция.

У нас проходят ежегодные лицейские конференции, которые подводят итог нашей совместной работы. На конференциях ребята представляют проекты, защищают рефераты.

У нас, как я сказала, разнообразные спортивные традиции. Со дня образования лицея мы проводим туристический слет. Весь лицей много лет выходит на этот турслет, в соревнованиях проходит целый день.

Ну и наш последний звонок, он тоже имеет особый дух, особую традицию. Это просто творческий прорыв: мальчишки поют, читают стихи, танцуют. Я считаю, это тоже говорит о нашем лицейском духе.

— Как в вашем лицее ведется профориентация?

— Образовательная программа в лицее изначально предполагает некую направленность. У нас больше внимания в учебном процессе уделяется физике и математике, и о том, что эта работа хорошо поставлена, говорит то, что ребята по окончании лицея выбирают профили соответствующего вуза. Много лет большинство наших выпускников поступали в ДВГТУ, а потом уже в Инженерную школу ДВФУ. Сейчас, когда география вузов расширилась, они поступают, например, в Санкт-Петербургский университет, в Московский инженерно-строительный институт, в МГУ и МИФИ на специальности, которые связаны с физикой и математикой.

Кроме того, у нас проводится работа по профориентации в 9 классе: мы приглашаем психологов, ребята выбирают вместе с родителями психологические центры для тестирования, чтобы определиться — на правильном ли мы пути. Как правило, ребята не ошибаются с выбором вузов и, думаю, профессий.

— Можете немного рассказать о ваших выпускниках?

— Я уже сказала о том, что у нас есть традиция: когда мы выпускаем своих "птенцов", то говорим, что ждем их после первой сессии. Когда ребята приходят, они всегда говорят слова благодарности учителям. Рассказывают, что в вузе им легко учиться, потому что лицейское пятилетнее обучение способствует тому, чтобы у ребят сформировались хорошие учебные навыки. Выпускники приходят и 1 сентября, а если они уезжают учиться в Москву или Петербург, то возвращаются во время своих каникул. Встречи у нас постоянные, мы ждем их, всё это очень искренне, всё очень откровенно. Я думаю, им очень приятно приходить в свою альма-матер, которая являлась залогом, основой того, что их профессиональный выбор — правильный.

— И все-таки, будет ли что-то меняться в лицейских программах, может быть, совершенствоваться? Какие у вас есть планы?

— Мир так стремительно меняется, что невозможно не меняться. Если мы будем консервативны и даже в хорошем смысле традиционны, то отстанем, будем неинтересны. Нельзя ничего не менять, не чувствовать молодежь, не чувствовать веяния времени. Мы не должны жить в замкнутом пространстве и ограничивать детей только тем, что происходит в лицее. Поэтому мы приглашаем детей из всех школ города на образовательные мероприятия, предоставляем им хорошую материально-техническую базу, используем современные формы и методы обучения. Нашим ученикам поступают предложения участвовать в мастер-классах и других мероприятиях на базе ДВФУ, ВГУЭС. Ребята принимают участие в различных тематических сменах лагеря "Океан". Кроме того, мы используем такие формы, как дистанционное, сетевое обучение. Я считаю, за этим будущее, и, наверное, один из принципов нашего дальнейшего успешного существования –открытость образовательной среды.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "В учительской". Цель проекта — дать молодежи представление о богатстве выбора профессионального образования и ценности разных профессий, повысить престиж учителя в общественном сознании, информировать читателей о том, чем живут общеобразовательные школы и колледжи Приморского края.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia