Блогеры или газеты? МедиаСаммит-2019 во Владивостоке открылся батлом поколений

Стоит ли управлять информационной повесткой и как это делать, обсудили эксперты в ходе пленарной дискуссии
МедиаСаммит-2019 во Владивостоке открылся с межпоколенческой дискуссии. Фото: ИА PrimaMedia

Стремительное развитие технологий привело к неуправляемым процессам в сфере медиа. Кто формирует информационную повестку — СМИ или каждый читатель в отдельности и стоит ли управлять этим потоком, обсудили эксперты в ходе пленарной дискуссии "Управление информационной повесткой в эпоху IV технологической революции", цитирует ИА PrimaMedia основные темы пленарной дискуссии VI Дальневосточного медиасамита во Владивостоке.

Модератором мероприятия выступил председатель приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов. Он задал участникам обсуждения вопрос — как управлять информационной повесткой в современных условиях.

"Жизнь вносит свои коррективы в происходящее. Происходит стремительное и постоянное развитие технологий, за которым даже не успевает законодательство. За последние годы в этом отношении произошли просто космические изменения. Каким образом в этой ситуации воздействовать на конечного потребителя информации, как доносить нужную информацию и как управлять этим процессом — это актуальные вопросы для органов власти, потому что государство должно управлять своей информационной повесткой", — сказал во вступительном слове Виктор Суханов.

Виктор Суханов

Виктор Суханов. Фото: ИА PrimaMedia

Первым в дискуссию вступил губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он отметил, что инструментом для донесения информации для населения является государственная поддержка местных и районных СМИ, краевого телевидения и изданий.

"Вопросы управления информационной повесткой — это обязанность администрации и мы должны это делать. А мы, в свою очередь, в работе ориентируемся на те проблемные вопросы, которые получаем из интернет-изданий. И если есть посыл со стороны общества, который публикуется в интернете и говорит о проблеме, которая касается не одного человека, мы реагируем на такие вызовы. Так было с дольщиками, с детьми-сиротами, с проблемами дорог, мостов — где наиболее очевидно, что на это власть должна обращать внимание незамедлительно", — прокомментировал Олег Кожемяко.

Олег Кожемяко

Олег Кожемяко. Фото: ИА PrimaMedia

Следом за губернатором в обсуждение вступил мэтр приморской журналистики, генеральный директор ИК "Конкурент" Виктор Старицин. Он напомнил, что 20 лет назад впервые встретил Олега Кожемяко, когда тот был "легендарным бизнесменом". Старицин подчеркнул, что в те времена, в отличии от современности, все было понятно: "СМИ — это газеты, телевидение, радио, а губернатор — это царь, бог и воинский начальник в Приморском крае".

"С тех пор все изменилось кардинально. СМИ — это уже медиа, что намного шире, чем СМИ. Губернатор и другие представители власти вынуждены действовать в логике толпы, когда многие говорят со многими. Этот новый технологический уклад выпустил джинна из бутылки и как его загнать обратно никто не знает. Мы, старая гвардия, представители классических СМИ с их традиционной культурой, привыкли иметь дело с людьми, имеющими хоть какие-то ценности, а вот что делать с этой молодой порослью, мы не понимаем. Это межпоколенческий, культурный конфликт. Нынешние мировые элиты не знают, что делать с этими новыми гражданами, воспитанными в идеях либерализма, но с разрушенными внутренними ограничениями. При этом эти новые граждане требуют справедливости — такой, какой они ее понимают. А справедливость в их понимании — это чтобы была квартира, машина, безопасность, деньги на развлечения и развитие. Мы, классики, глядя на современников, видим абсурдность происходящего в нашей отрасли, пока что можем только поговорить об этом на МедиаСаммите", — грустно констатировал классик Старицин.

Виктор Старицин

Виктор Старицин. Фото: ИА PrimaMedia

После выступления представителя старшего поколения, слово дали молодым гостям МедиаСаммита, для которых жизнь в эпоху IV технической революции — понятная данность.

Директор по развитию проекта "Лайфхакер" Родион Скрябин начал с того, что никакой новостной повестки в современных условиях больше не существует, потому что теперь каждый человек волен потреблять то, что ему хочется.

"Яркий пример тому — умные ленты социальных сетей, Яндекс.Дезн, формирование для каждого человека отдельной информационной повестки. И это классно! Уж точно я не хочу, чтобы кто-то решал за меня, о чем я хочу думать. Я вправе мыслить, выбирать информацию и выбирать те мнения и суждения, которые я считаю важными. И то, к чему идет медиа сегодня — это переход от дидактического взаимодействия к селективному. И как мне кажется, это хорошо. В противном случае это было бы грустно и мы бы читали советские газеты, в которых были талантливые журналисты, которые писали прекрасные материалы, но в которых было 90% того, что нужно было написать обязательно. Это как литература в нагрузку. Спасибо, нагрузки не надо. Раньше медиа обращалось ко всей аудитории, потому понятие аудитории стало слишком широким, поэтому медиа стало обращаться к группам внутри аудитории. Сегодня мы уже в парадигме поинт медиа, когда есть один человек и все, что он потребляет вокруг — это медиа. Мы сами формируем нашу повестку. И классно, что мы сами можем на нее влиять, а остальные люди — нет. И мне кажется, что это важно. Свобода потребления информации — это одна из наших важнейших свобод", — выступил Родион Скрябин.

Родион Скрябин

Родион Скрябин. Фото: ИА PrimaMedia

Его поддержал московский коллега, директор по развитию медиапродуктов "ВКонтакте" Арсений Ашомко.

"Невозможно формировать новостную повестку в современном мире. Ее можно направлять, корректировать, предлагать какие-то темы. Что значит сформировать повестку? Например, у нас с Родионом есть какие-то круги влияния, то есть люди, которые на нас подписаны, с которыми мы дружим в социальных сетях. И для них мы два дня будем формировать повестку о том, как здесь здорово, какие здесь вкусные крабы, обязательно приезжайте во Владивосток. И количество людей, которые хотят приехать и поесть краба, все увеличивается. Но это другой вопрос. Вот такими вещами действительно можно формировать повестку. Я не верю, что в современном мире можно заставить человека смотреть то, что ему неинтересно. В краткосрочном периоде может быть можно что-то ему навязать, но даже в среднесрочной перспективе это невозможно. Не будет это в нем отзываться и через некоторое время ты просто проиграешь как источник информации", — заключил Арсений Ашомко.

Арсений Ашомко

Арсений Ашомко. Фото: ИА PrimaMedia

Немного о том, что информационную повестку уже формируют не люди, а искусственный интеллект, в зависимости от запроса пользователя, сказал ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов.

"Когда мы говорим, что университет готовит кадры, мы говорим о какой-то маленькой доле того, что должен делать университет. Университет — это пространство, где ученые занимаются экспертизой, аналитикой, подготовкой проектов будущего. Университеты должны решать вопросы новых технологий, новых материалов, — подчеркнул Никита Анисимов. — У меня есть ощущение, что журналистика как направление подготовки уходит в прошлое, как и многие другие специальности. Ей на смену приходит синтез. Например, на направление по искусственному интеллекту мы набираем не айтишников, а гуманитариев, которые будут заниматься подбором контента под каждого пользователя".

В ходе дискуссии участники подошли и к обсуждению кибербезопасности в связи с всеобщей "кибердозволенностью". Виктор Суханов на правах модератора поинтересовался у вице-президента ПАО "Ростелеком" Александра Логинова, что будет, если завтра вдруг обрушится Интернет и отключится все, что может отключиться. Как тогда можно будет формировать информационную повестку.

В ответ Александр Логинов резонно заметил, что на этот случай в стране останется информационная инфраструктура печатных СМИ.

"Сегодня кибербезопасность и кибергигиена играют большую роль.Технологии "Ростелекома" защищают малый, средний и крупный бизнес, а также средства массовой информации. Мы проводим большую просветительскую работу, для того чтобы все пользователи соблюдали правила кибергигиены. СМИ, с моей точки зрения, наиболее подвержены всевозможных атакам, — отметил эксперт. – Конечно, государство смотрит и в сторону возможного отключения операционных систем России извне. Нами разработаны операционные системы, которые в случае необходимости очень быстро развернутся".

Александр Логинов

Александр Логинов. Фото: ИА PrimaMedia

Также глава "Ростелекома" подчеркнул, что компания активно развивает цифровую инфраструктуру, ликвидируя цифровое неравенство по всей стране. Например, новые сети заведены на Камчатку и три острова Курильской гряды.

Что касается инфраструктуры печатных СМИ, которая останется, "когда рухнет интернет", то о важности ее развития в своем выступлении высказался секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин.

"Муниципальные журналисты в районах влияют больше на общественное мнение, чем все эти паблики. Паблик губернатора может читать весь мир, но как он воздействует на какую-то отдаленную территорию? Ведь журналист — это человек, кто помогает людям понимать то, что происходит, который работает с серьезной информацией. А тот, который работает на развлечение, — это что-то другое. Страна у нас очень разная, разные территории. На одной территории мы видим рост тиражей печатных СМИ. Но есть территории, где это все все разрушено, подавлено. Поэтому в каждом регионе надо вкладываться в развитие журналистов, местных средств массовой информации. Потому что единственный коммуникатор на муниципальных территориях — это журналисты традиционных газет", — высказался Касютин.

Владимир Ксютин

Владимир Ксютин. Фото: ИА PrimaMedia

Ближе к концу заседания среди участников дискуссии разгорелся межпоколенческий спор. Так, сооснователь коммуникационного агентства SETTERS Александра Жаркова высказалась за полную свободу медиа от попыток контроля со стороны кого бы то ни было.

"Сегодня много было сказано о том, как контролировать, управлять... А зачем? Я искренне пытаюсь понять, для чего все пытаются что-то контролировать. По поводу блогеров. На самом деле это настолько динамично развивающаяся сфера. На сегодняшний день блогер — это настолько обширное понятие, что его нельзя назвать одним словом. Есть политические блогеры, блогеры из сферы диджитал, из фэшн-сферы, есть лидеры мнений, есть микро-инфлюэнсеры, нано-инфлюэнсеры. От сферы блогинга мы пришли к такой глобальной индустрии, которая называется инфлюэнс-маркетинг, которую очень активно используют огромные компании, малый и средний бизнес в России и за рубежом. А также и политические структуры. Это глобальный масштаб. У инфлюэнс-маркетинга есть свои тренды, свои задачи, которые он решает. Какие-то блогеры работают на повышение узнаваемости брендов, какие-то — на выстраивание информационного потока в той или иной тематике. Это настолько масштабно, что странно пытаться этим управлять или это контролировать. С этим можно очень круто взаимодействовать, выстроив правильную коммуникацию между брендами и блогерами, государством и блогерами", — высказалась Александра Жаркова.

Александра Жаркова

Александра Жаркова. Фото: ИА PrimaMedia

В этот момент в дискуссию снова вступил Виктор Старицин. Он заявил, что контролировать информационную повестку необходимо, чтобы у Александры "была квартира, машина и безопасность". В ответ Жаркова парировала, что для молодого поколения это не главные ценности.

Коллегу поддержал Арсений Ашомко и попросил Виктора Старицина более внятно разъяснить, зачем нужен этот контроль. Издатель ответил, что "для того, чтобы мы могли тусоваться на МедиаСаммите".

"Вот смотрите: вы меня не контролируете, а я с вами тусуюсь", — сыронизировал Арсений.

Виктор Старицин в ответ заявил, что "те, кому надо", контролируют всех, и снова сказал о важности развития районных газет, которые являются "последним оплотом истинной человеческой правды", в отличие от "каких-то вот этих блогеров".

Арсений Ашомко заключил, что пока нет адекватного ответа, зачем контролировать информационную повестку, то и контролировать ее не надо.

1 / 7

Несмотря на накалившийся градус дискуссии участники пленарного заседания пришли к выводу, что рассуждать на тему свободы, разумного контроля и ускорившегося технического прогресса можно еще часами и предложили продолжить обсуждение уже в формате секций МедиаСаммита.

Охладить эмоции участникам дискуссии помогла компания "Славда", которая выступила генеральным поставщиком воды МедиаСаммита-2019. "Славда" традиционно поддерживает самые значимые для региона мероприятия и всегда в тренде самых актуальных событий.

Шестой Дальневосточный МедиаСаммит (12+) проходит 13-14 июня в кампусе ДВФУ на острове Русский. Ключевые темы форума — новые тренды медиапотребления и искусственный интеллект. Любой желающий может бесплатно посетить мероприятие, достаточно зарегистрироваться на сайте.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2019 выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Администрация Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России, Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia