Зимнее Солнцестояние 2024 - грядет переполох судьбы для всех знаков в конце года
19:30
Курс доллара поставил космический рекорд – последние показатели
19:11
Кутеж Овнов, танцы Раков и спор Львов: подробный гороскоп на 29 ноября
18:30
Ваш помощник в борьбе с темнотой: аккумуляторный подкапотный светильник
18:30
В Приморском крае состоялась 43 региональная конференция "Единой России"
18:00
Блестящий перелив судьбы: таро-расклад на Тузах Безумной Луны - какая масть ваша
18:00
Новогодняя забава за 10 млн рублей появится в центре Владивостока
17:50
Дума Владивостока утвердила проект бюджета на 2025 год
17:38
Во Владивостоке запустят новые маршруты на остров Русский
17:36
Дополнение Правил рыболовства позволит избежать штрафов
17:31
Прижмется узел кармы - как войти в декабрь 2024 Овнам, Тельцам, Близнецам, Ракам
17:30
Более 400 тысяч книг проекта "FESCO Детям" переданы приморским учреждениям
17:27
Герои СВО и молодежь должны активно участвовать в общественной жизни Приморья - губернатор
17:20
Приморская команда молодых горняков вошла в число призёров престижного форума СУЭК
16:56
Развитие пригорода Владивостока обсудили Константин Шестаков и Игорь Чемерис
16:42

Сергей Пушкарев: В Приморье мы все – мигранты

Известный эксперт рассказал, как сделать миграцию цивилизованной
19 июня 2019, 12:13 Общество
Руководитель краевого консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений" (ПРОО "Миграция") Сергей Пушкарев предоставлено Фондом поддержки миграционных процессов
Руководитель краевого консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений" (ПРОО "Миграция") Сергей Пушкарев
Фото: предоставлено Фондом поддержки миграционных процессов

В Приморье нарастает дефицит кадров. В службах занятости сегодня пустуют 83,5 тысячи вакансий. Почти 79% из них — рабочие профессии. Больше всего работников требуется в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, рыбной промышленности. Рассчитывать, что ситуация изменится в ближайшие 10-15 лет, не приходится. Единственный выход из кадрового тупика – изменение подхода к привлечению и использованию трудовых ресурсов из-за рубежа, считает руководитель краевого консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений" (ПРОО "Миграция") Сергей Пушкарев. Как сделать эти процессы цивилизованными, вывести миграцию на качественно иной уровень, известный приморский эксперт рассказал в интервью ИА PrimaMedia.

— Сергей Григорьевич, на днях эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС сообщили, что приток мигрантов в нашу страну сократился до исторического минимума. Российские регионы покидают даже привычные миграционные доноры – Узбекистан и Украина. Куда они все уходят от нас?

— Туда, где им комфортнее. В Южную Корею, Турцию, Японию Германию, Казахстан. Все больше мигрантов отправляются в Кувейт. Там очень хорошо принимают приезжих, с радостью устраивают на нефтеразработки, в сферу обслуживания, на стройки. Сами арабы особо не работают. Им это ни к чему: нефть прямо из земли течет, и только ты родился на этой благодатной земле, государство перечисляет на счет 3 тысячи долларов, женился – получи беспроцентный кредит на 220 тысяч... Гастарбайтеры, которые прибывают в Кувейт со всего мира, благо для этой богатейшей страны.

Россия, к сожалению, становится малопривлекательной для мигрантов. Между тем выровнять дисбаланс на рынке труда, как в целом России, так и Приморья, сегодня невозможно без привлечения иностранных мигрантов. Это самый простой путь решения проблемы дефицита трудовых ресурсов. По такому пути идут практически все страны, где не хватает собственных рабочих рук. Без миграции не обойтись ни России в целом, ни Приморью.

Дело не только в миграционном оттоке с территории, сокращении рождаемости и численности трудоспособного населения, но и в низкой производительности труда, которая сейчас наблюдается практически во всех отраслях, особенно в сельском хозяйстве. При этом многие предприниматели совершенно не настроены вкладываться в новые, эффективные технологии, оборудование, механизмы. Так что мы вынуждены привлекать в край мигрантов, готовых занять малооплачиваемые, низкоквалифицированные рабочие места, не востребованные местными жителями.

— Губернатор края поставил задачу свести к минимуму число трудовых мигрантов в крае. А кто тогда будет работать дворниками, строителями, кассирами в супермаркетах, водителями?

— Это правильная задача. Смысл в том, чтобы установить очень жесткий контроль над тем, как наши работодатели соблюдают трудовое законодательство, которое отдает приоритет при трудоустройстве российским гражданам. Иностранные рабочие должны привлекаться лишь в том случае, когда исчерпаны все возможности взять на работу коренного жителя.

К слову, в 90-х годах, когда пошли огромные сокращения на производстве, мы обратились в ряд иностранных консульств и посольств стран Юго-Восточной Азии с просьбой принимать наших специалистов на свои сборочные производства. Мне тогда запомнился ответ посла Малайзии, который развел руками и сказал, извините, но вряд ли. Оказалось, у них разрешение на привлечение и использование труда каждого (!) иностранного работника можно было получить лишь в том случае, если работодатель под присягой заявит, что не может занять эту вакансию гражданином Малайзии.

Примерно такой вариант предусмотрен сейчас и у нас: установлены квоты на привлечение иностранных работников, которые прибывают в Россию из государств с визовым режимом. Для получения квоты будущий работодатель должен доказать, что эти рабочие места не могут быть заняты российскими гражданами.

— В 2018 году в Приморье заехали почти 80 тысяч узбекистанцев. И за каждого клятва под присягой?!

— К сожалению, здесь совсем другая история. Гражданам Узбекистана, Украины, Азербайджана, Таджикистана и ряда других стран ближнего зарубежья не нужна виза, чтобы приехать и работать в РФ. Им достаточно получить патент.

Вот что мы имеем в итоге. В 2018 году в край для трудовой деятельности прибыли 78,7 тысячи граждан Узбекистана, но патентами обзавелись всего 18,7 тысячи человек. Остальные где-то растворились на территории края, пополнив местный теневой рынок труда. Вся эта огромная армия не платит налоги, обесценивает труд, создает серьезные социальные проблемы.

— И что делать? Чужих ловить, штрафовать, депортировать, минимизировать? Своих заманивать в дворники за три копейки?

— На мой взгляд, в этой ситуации единственный выход – организованный набор трудовых ресурсов. Именно оргнабор дает возможность контролировать и количество, и качество рабочей силы, прибывшей в край из стран с безвизовым режимом. При оргнаборе иностранные работники привлекаются исключительно по заявкам предпринимателей, на определенную вакансию, с законным оформлением всех необходимых документов – от патента до трудового договора.

Если Приморский край смог первым навести порядок в трудовой миграции из стран с визовым режимом (Китай, КНДР, Вьетнам), почему нам не повторить положительный опыт? Тем более в крае уже начал формироваться механизм оргнабора. Этой работой сейчас активно занимается Центр комплексной поддержки мигрантов (ЦКПМ) — молодая некоммерческая общественная организация, созданная в 2018 году как проект – победитель конкурса президентских грантов по укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Сегодня центр реализует ряд программ, направленных на создание в крае цивилизованного миграционного пространства, повышение качества иностранной рабочей силы, адаптацию мигрантов в крае.

Под эгидой центра открылось первое и единственное в Приморье частное агентство занятости "Трудовые ресурсы", получившее государственную аккредитацию и право выхода на международные рынки труда. Компания заключила договоры с Агентством внешней миграции при министерстве труда Узбекистана и лицензированными службами занятости, которым законодательно разрешено вести отбор, подготовку и направление узбекистанцев на работу за рубежом.

— Какие выгоды может получить от оргнабора бизнес, местное население, региональная экономика?

— Оргнабор трудовых мигрантов – один из важнейших инструментов для упорядочения миграционных потоков. Об этом еще раз напомнил российский премьер Дмитрий Медведев, комментируя телеканалу "Россия" итоги недавнего визита в Узбекистан.

Межправительственное соглашение об организованном наборе рабочей силы наши страны подписали в апреле прошлого года. В декабре 2018 года соглашение был ратифицировано Госдумой, соответствующий закон подписан президентом России.

Мы очень надеемся, что в рамках соглашения оргнабор будет целенаправленно развиваться и позволит привлечь в край именно тех специалистов, в которых нуждается бизнес и экономика края.

А вот действующая сегодня патентная система, к сожалению, оторвана от работодателя, от потребностей экономики. Мигранты приезжают не на конкретное место работы, а "на деревню дедушке". Особо ответственные оформляют патенты, и для этого достаточно заявить любую профессию, по которой приезжий может работать.

— Можно назваться строителем космических кораблей или балериной, и это пройдет?

— Да запросто! Никаких подтверждающих документов при выдаче патентов не требуется. В результате наши работодатели вынуждены брать, называется, кота в мешке. Зачастую на стройку приходят иностранные сварщики, каменщики, бетонщики, которые этим специальностям, между прочим, самым востребованным на рынке труда, не обучены.

Система оргнабора исключает подобные ситуации. Частное агентство занятости подбирает кадры соответственно требованиям заказчика к профессии, квалификации, опыту соискателя.

— Сергей Григорьевич, вы в Приморье один из самых известных экспертов в области миграции. Более 30 лет занимаетесь этой непростой темой. Скажите, как изменилось за эти годы отношение приморцев к мигрантам, и почему настолько живуч миф о том, что "понаехавшие" отнимают рабочие места у местного населения?

— Слава богу, наш край, в котором мирно живут 158 разных народов, никогда не отличался ни ксенофобскими настроениями, ни религиозным фанатизмом. У нас спокойно соседствуют православная церковь, синагога, костел, кирха, мечеть. У нас традиционно очень хорошая веротерпимость и межнациональная толерантность. Потому что, по большому счету, все мы здесь мигранты, когда-то "понаехавшие" в Приморье. Я и сам такой. Мой прадед с семьей 120 лет назад переселился из Черниговской губернии в село Осиновку в Михайловском районе. Очень много тогда ехало переселенцев, со всех концов необъятной Российской империи и зарубежья. Были времена, когда до 80% жителей Владивостока представляли китайцы, и никого это не пугало. Все занимались своим делом, и никто без работы не оставался, потому что излишних мигрантов не было.

Сегодня из-за стихии, которая наблюдается на рынке внешней "безвизовой" трудовой миграции, у нас появилось очень много таких "излишних людей", которые настолько обесценили целый ряд профессий, особенно в городском хозяйстве, что они стали не востребованными у местного населения. В ЖКХ практически все отдано на откуп ручному труду. Вместо малой техники для уборки дворов и тротуаров – иностранные рабочие с лопатами и метлами.

Нам нужно сделать все, чтобы вместо людей с лопатами к нам приезжали квалифицированные, социально активные мигранты, создавать условия для их успешной социальной и культурной адаптации. На это направлена и новая Концепция государственной миграционной политики до 2025 года, и планы краевой власти, и усилия общественных организаций.

16842
43
37