Олег Нилов, заместитель руководителя фракции "Справедливой России" в Государственной Думе РФ, как партийный депутат курирует три российских региона – город-субъект Санкт-Петербург, Сахалинскую область и Приморский край. На прошлой неделе политик посетил дальневосточные регионы, и во Владивостоке корр. ИА PrimaMedia побеседовал с видным представителем партии о региональной и федеральной повестке "справедливороссов".
О социально-политической обстановке в регионах ДВ
— К счастью, каких-то радикальных неприятных перемен со времени моих прошлогодних приездов не произошло. Хотя после "полыхающего" прошлой осенью Приморья — и Дальнего Востока в целом — можно было ожидать всякого. Я имею в виду, прежде всего, напряженность в обществе – политическую, так сказать, предреволюционную. Но вот этого я не увидел.
Может, это мне и кажется, но к счастью, не так все так печально. Особенно с учетом той осенней так называемой "пенсионной реформы". Я все же думаю, что невозможно сегодня надеяться на то, что все это так быстро будет забыто — перевернут страницу граждане или политики, и жизнь закипит светлыми, буйными красками. Ничего подобного. Эту историю ее так просто не сотрешь.
Эту, мягко говоря, ошибку нужно исправлять. Я считаю, что это было сделано на грани провокации, грубо говоря, "подставы", и прежде всего — президента. Вот и вопрос: кто организовал эту подставу, с какими целями? Разбора полетов нет.
Я считаю, что без работы над этой ошибкой, без исправления ситуации, к какому прорыву можно идти? Посмотрите, что происходит. Народ говорит: "Не забудем, не простим. Думайте, делайте, принимайте решение".
Я абсолютно с этим согласен, наша партия абсолютно так же считает. Ну, не хватает вам мужества сделать шаг назад. Бывает такое, есть такой стиль, в том числе и в нашей стране. Давайте тогда "вбок" пойдем, давайте какую-то подушку безопасности сделаем, то, что поможет нивелировать вот этот ужас потрясений, которым буквально ошарашили людей год назад наши правители. Вот это — никто не забудет.
О том, как нивелировать последствия пенсионной реформы
— Что мы предлагаем? Здесь как раз мы обсуждали с сахалинцами, с приморцами: давайте сделаем хотя бы так, как сделал Сергей Собянин в Москве. А что именно он сделал? Он заблаговременно своим решением – а это право имеет каждый субъект федерации — установил, что минимальная пенсия в Москве будет 17,5 тысяч рублей. То есть если Пенсионный фонд имени господина Топилина (Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ – ред.) насчитал 7-8 тысяч, значит, еще 10 тысяч из регионального бюджета вы получите.
Так что в Москве эта проблема решается. Эта мера социальной защиты — как раз и есть одновременно и нивелирование потрясений от пенсионной реформы, и борьба с бедностью.
О народосбережении и "двойке" чиновникам
— С Валерием Лимаренко (врио губернатора Сахалинской области – ред.) мы встречались на днях. И я предложил: да, региональную политику, конечно же, давайте обязательно обсуждать, программы представлять, но вот эту "федеральную занозу" под названием "пенсионная реформа" и проблем у предпенсионеров – в первую голову.
Нельзя ведь региональной власти взять и сказать: "Мы-то не при чем, это же Госдума, это правительство, они придумали, а мы будем этот крест нести, но — в меру решений правительства". Не нужно здесь, я считаю, смотреть на правительство, которое, по сути, подставляет и президента, и губернаторов, и партию власти.
И правительство не просто подставило партию власти, а, по сути, ее похоронило. С этой реформой у партии власти, к сожалению, никаких перспектив нет. Или все-таки нужно признать ошибку, исправить ее и это будет замечательно. Сейчас – профицитный бюджет, 3 трлн рублей по этому году в бюджете, а цена вопроса, о которой говорили авторы "пенсионной реформы", — всего 600 млрд. Где была логика?
Это было нами сказано, и это обязательно будет сказано еще много раз. Потому что интересы народа у нас поставлены на первое место, народосбережение – это, кстати, идея "Справедливой России" — является приоритетом номер один и главной задачей власти любого уровня. Критерием оценки эффективности власти любого уровня является народосбережение. Если ты — губернатор, мэр, глава, президент — делаешь много чего вроде бы хорошего, то есть пишешь программы, проводишь реформы, саммиты, форумы, но на вверенной тебе территории смертность растет, заболеваемость растет, наркомания, алкоголизм, люди уезжают – это все. По нашему предложению – садись, "два", и не оставайся на второй год.
Отставка — это как минимум. И когда, представьте, этот главный критерий будет работать, я вас уверяю, любой руководитель сразу поймет, чем ему заниматься. Растет смертность? Немедленно людей надо спасать, лечить. Где люди гибнут? На дорогах? Возле этих ларьков с "боярышником"? Дороги ремонтировать срочно, ларьки немедленно закрыть. Ведь чиновники всегда очень четко понимают, за что именно их могут снять, за что их могут лишить портфеля. А сегодня критерий – выборы, если они пройдут не так, как надо. Вот здесь и заложена какая-то ошибка, мягко говоря. Снимать с должности нужно именно за то, что не выполняется этот главный указ из числа всех правильных, дельных указов президента – о народосбережении.
О том, где взять деньги
— Предложения нашей партии и на Сахалине, и в Приморье принимаются. А где взять деньги на эти пенсии, на зарплаты, народосбережение, спросите вы? Уважаемые коллеги, посмотрите — богатейшие края. Леса, моря, один краб чего стоит, по которому два месяца назад мы дебатировали до сотрясения стекол в Думе.
Только это богатство "растекается", как говорится, по усам течет, а в рот не попадает. Даже сахалинцам и приморцам уже становятся порой недоступны какие-то морепродукты, деликатесы. Я уже не говорю про всю Россию.
С пожарами лесными, посмотрите, что происходит. Богатство России превращено в ее же беду. Из 29 самолетов лесной пожарной охраны сегодня всего девять в строю. Все остальное – у кого-то арендуется, привлекается. Триллионы рублей лежат в бюджете, а мы не можем эскадрилью Бе-200 (российский многоцелевой самолет-амфибия – ред.) для тушения лесных пожаров создать. Почему этого не делается? А потому что чьи-то интересы здесь "накладываются", кому-то эта беда выгодна.
И наше предложение: давайте разворачивать эти потоки — крабовые, рыбные, лесные, денежные — прежде всего, на территорию регионов. А продукцию — на территорию России.
О коррупции, выборах и снова о персональной ответственности
— Но сейчас для этого "разворота" не хватает мужества, сил, в том числе – и у действующих руководителей. И мы, "Справедливая Россия", на это указываем. Ведь еще одна главная беда — не только в Приморье и на Сахалине, а в России в целом – это коррупция. И это безучастное наблюдение за этим, извините, бардаком. И здесь, к сожалению, пока перемен я не наблюдаю, не вижу здесь прорыва и "поворота коррупционных рек вспять". А без этого как можно говорить о зарплатах, о достойной жизни?
Да, сейчас сложное время для всех, но это безвременье, безвластие — я имею в виду как раз борьбу с коррупцией — должно закончиться. Потому что даже через 2 года к выборам в Госдуму власть просто не сможет подойти, не предъявив хотя бы промежуточных результатов этого прорыва.
И вообще для тех, кто сегодня приходит во власть, для тех же губернаторов основная задача – показать результаты, а не программы, не планы. Нужно обязательно каждые полгода демонстрировать на "дорожной карте" конкретный запланированный рост показателя по каждому из направлений. С персональной ответственностью для тех, кто это выполняет: "Не сделал – до свидания".
Пожелаем, конечно, успехов всем, кто сегодня находится у руля, но и будем обязательно контролировать. В этом, в том числе, и цель моего посещения регионов, я, напомню, занимаю должность первого заместителя председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту.
Главную же оценку власти ставит народ, и если раньше это происходило раз в 5 лет, то теперь это необходимо делать каждые полгода. И если оценка – "двойка", то, может, не нужно мучить кого-то продолжением, а нужно просто найти других ответственных за главное, за результат.
О бедности, лукавстве и мотивации к прорыву
— Борьба с бедностью — вот реальная задача, которая поставлена президентом. "Борьба нанайских мальчиков" здесь никому не нужна. Здесь нужно доказывать, что результат есть. Как вы боретесь с бедностью? Где результат?
Если брать Сахалин, то там, конечно, есть свои возможности. Слава богу, есть профицитный бюджет, есть эта возможность защитить своих пенсионеров и особенно — защитить предпенсионеров. Ведь создали целый слой людей, которым тяжелее всего. У пенсионеров есть хоть какая-то стабильность, а вот у предпенсионеров — только ожидания непредсказуемого будущего.
Вот сейчас они пойдут миллионами каждый год, не имея ни пенсии, ни работы по профессии. Вот это мы особо подчеркиваем: какое вы, чиновники правительства, имеете право гражданина страны, который всю жизнь отработал по своей профессии, учился, набирал навыки, "переучивать" на какую-то другую работу ниже квалификацией, ниже оплатой? Какое вы имеете право тем более заставлять его заниматься неквалифицированным, малооплачиваемым трудом? Наоборот, вы обязаны ему предоставить в обязательном порядке выбор. Если он не может работать по профессии — выплачивайте ему в полном объеме пособие по безработице, но не в размере 5 тысяч рублей, как это сейчас, а в размере хотя бы того самого прожиточного минимума, который опять-таки не может быть сегодня 11 тысяч рублей.
И здесь – еще одно предложение, оно как раз и может быть "подушкой безопасности" по всем направлениям: и в борьбе с последствиями этой пенсионной реформой, и в борьбе с бедностью, нищетой и в защите интересов трудящихся. Закон о потребительской корзине – самый, как я считаю, отвратительный, самый опасный и вредоносный закон. Мало того, что он уже 7-ой год не пересматривается, хотя в первой статье этого закона написано, что потребительская корзина должна быть пересмотрена не реже чем раз в 5 лет. Что делает ведомство Топилина? Выходит с поправкой, где предлагается в это какое-то "такое сложное время" не пересматривать ее еще 3 года.
То есть, опять-таки, где логика? Президент заявляет: "Надо бороться с бедностью, нужно идти на прорыв". А Топилин говорит: "Но корзину не будем пересматривать". То есть подтянем пояса, на голодный желудок будем прорывы осуществлять и бедность побеждать.
А ведь там заложена потребительская корзина еще уровня 2012 года — 30 рублей доллар, 30 рублей бензин. Сейчас некоторые позиции изменились в разы. Поэтому мы разработали свой вариант закона о потребительской корзине. Сейчас это сделано на серьезном уровне. Благодаря спикеру Вячеславу Володину создан инструмент проработки и подготовки законопроектов не только депутатами, но и экспертами, профессионалами, учеными. И целый год работала группа специалистов, ученых-экспертов разных вузов, в том числе и МГИМО, по разработке закона о потребительской корзине. 26 июня законопроект будет представлен в Госдуме на общественных экспертных слушаниях. 25-30 тысяч рублей — вот результат, это стоимость минимальной потребительской корзины для гражданина РФ вместо нынешних 11 тысяч. Значит, и МРОТ становится 25-30 тысяч. А если МРОТ 25-30 тысяч, то зарплаты уж точно должно быть 50-70 тысяч, причем именно средние зарплаты, а не 30-40 тысяч, как это, допустим, сегодня в Приморье и на Сахалине. И пенсия должна быть соответствующей.
Вот какая мотивация нужна. В любом обществе цивилизованном не могут быть зарплаты и пенсии в 11-12 тысяч, никакого прорыва тогда не может быть. Никакого эффективного труда, никакого развития, стремления повысить квалификацию не будет. Будет — как следствие — заполонение рынка труда мигрантами, гастарбайтерами.
Как же сделать так, чтобы повысить зарплаты нашим гражданам? У нас есть конкретное предложение привязать зарплату чиновников, губернаторов, депутатов, топ-менеджеров госкомпаний к средней по региону. Федеральный закон об этом, разработанный мною и Сергеем Мироновым, уже лежит больше года в Госдуме. Если личные доходы руководства именно в бюджетной сфере, в государственной сфере будут привязаны к этому показателю, к средней зарплате по региону, пусть даже не один к одному (как в многих европейских странах), а, допустим, один к двум-трем, то я вас уверяю — и ресурсы, и резервы найдутся. Вот тогда будет и мотивация.
О повторении на выборах губернатора Сахалина "приморского" или "хабаровского" сценариев
— Нет, у меня сложилось такое впечатление, что эти сценарии здесь не повторятся. Потому что Сахалин — именно из-за тех возможностей, которыми он обладает, бюджетом, перспективой, потенциалом развитием, теми инвестициями, которые уже сделаны – все-таки ближе к московскому варианту выборов главы субъекта.
Предпосылок "хабаровских", "сентябрьских приморских" я не вижу. Нужно очень "постараться", чтобы произошло то же самое. Только, что называется, личностный фактор, человеческий фактор может привести к таким потрясениям.
Мы должны поблагодарить предыдущее руководство региона, которое инициировало программы социальной поддержки, поддержки материнства и детства, приняло соответствующие законы. На Сахалине свыше 200 мер поддержки малообеспеченных или нуждающихся граждан. Да, это обусловлено, конечно, бюджетными возможностями региона. И на этой почве, я уверен, не должно быть никаких потрясений, таких, чтобы выборы или не состоялись, или были перенесены.
О политических планах "Справедливой России"
— Планы такие: чтобы наши идеи — которые, как мы видим, поддерживаются на самом высоком уровне, на уровне президента, многие превращены либо в указы, либо в национальные проекты — были реализованы.
Ведь цель нашей партии — не стать партией власти. Говорить "Отдайте нам власть!" может только партия, которая или еще, или уже не понимает меры ответственности. Потому что брать власть в регионе, я считаю, это очень серьезно, особенно в сложных регионах. Поэтому нужно приводить не сколько своего губернатора, нужно приводить свою команду — профессиональных министров, вице-губернаторов, глав районов.
У какой партии сегодня это есть? Да, у "Единой России", как говорится, три скамейки запасных. Но к ней и претензий сегодня столько, что они идут самовыдвиженцами, как правило, уже практически везде. Самовыдвиженцы – новая или же хорошо забытая старая история. Может быть, отчасти это и неплохо, потому что нужно ведь собрать подписи, пройти народный фильтр. Я даже не исключаю, что через какое-то время у нас вообще будут одни депутаты-одномандатники. А партии будут некими консультативными органами с теоретическими наработками, разработками проектов законов, проектов указов, направлений развития.
О роли и функции негосударственных СМИ в России
— Я думаю, что не преувеличу, когда скажу, что оппозиционные медиа являются самой мощной оппозиционной силой в России. Медиа выше по своей эффективности, по результатам, чем деятельность любой политической партии. Да, такой взгляд, возможно, не понравится моим коллегам и однопартийцам, тем более — другим оппозиционерам, которые себя считают вождями пролетариата или буржуазии. Но медиа — они как раз выполняет именно ту функцию, которую в нормальном обществе должны выполнять оппозиционные партии.
Поэтому я бы предложил подумать, чтобы создать в России Медиапартию. Увас больше возможностей донести до людей тот объем предложений, требований, который есть в стране. У вас есть искра, которая, конечно, не раздувает "пламя революционное". А вот "эволюционный огонь" — он нужен.
Справка: НИЛОВ Олег Анатольевич, заместитель руководителя фракции "Справедливой России" в Госдуме РФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю и регламенту. Член Президиума Центрального совета "СР".
Родился в Калининградской области в 1962 году. В 1985 году окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (ЛИАП), в 1999 году — Северо-Западную Академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности "государственное и муниципальное управление", в 2005 году — факультет международных отношении? Санкт-Петербургского государственного университета по специальности "международные отношения".
После окончания ЛИАПа работал на Северном заводе в Санкт-Петербурге, где прошел путь от мастера до начальника цеха. В дальнейшем был избран первым секретарем Приморского РК ВЛКСМ. Под его руководством находились многотысячные общественные и производственные коллективы.
Начиная с 1997 года, пять раз подряд избирался депутатом на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Избирался депутатом Государственной Думы РФ VI созыва. 18 сентября 2016 года избран депутатом Государственной Думы РФ VII созыва по федеральному списку кандидатов политической партии "Справедливая Россия".