От матроса до лоцмана. Виталий Плешаков один из самых молодых и профессиональных моряков в Приморье. Сегодня он возглавляет Портовый флот АО "Восточный Порт". В международный День мореплавателя в интервью корреспонденту ИА PrimaMedia Виталий Плешаков рассказал, почему не жалеет о выборе профессии, какими качествами должен обладать настоящий моряк и почему он гордится своими коллегами.
Виталий Александрович, ваш карьерный путь впечатляет, вы один из самых молодых лоцманов в Приморье? Почему решили связать свою жизнь с морем?
— Свою трудовую деятельность я начал в 2001 году после окончания Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. Прошел путь от матроса до капитана судна, в 2010 году стал лоцманом. В эту профессию не попадают случайные люди. Лоцман должен обладать многими качествами, начиная от коммуникабельности, поскольку приходится работать с огромным количеством людей, в том числе и с иностранцами, ведь в порт заходят суда из многих стран. Также нужно знать досконально акваторию порта и уметь быстро принимать решения. Эта работа привлекает своей сложностью и интересными задачами.

Коллектив Портового флота АО "Восточный Порт". Фото: предоставлено АО "Восточный Порт"
Вы согласились возглавить Портовый флот в Восточном Порту. Собственные суда в стивидорной компании – довольно редкое явление, верно?
— АО "Восточный Порт" – крупнейший в России специализированный угольный терминал, который стабильно развивается. Только в штате Портофлота сегодня работает 145 сотрудников. Я не раздумывая согласился возглавить Портофлот такой компании, когда поступило предложение.
Моряки – люди с особым характером: выдержанные и сильные духом. Руководить таким коллективом не сможет человек, далекий от профессии. Коллектив Портового флота – это очень квалифицированные специалисты. Капитаны на буксирах работают по 20-40 лет. За 5-10 лет матросы повышают компетенции, становятся механиками или помощниками капитанов. Трудиться здесь престижно и интересно.
Портофлот АО "Восточный порт" наряду с производственно-перегрузочными комплексами стивидорной компании несет ежедневную круглосуточную вахту в акваториях бухт Врангеля, Находки и Козьмина.
С 2015-го года у нас начала развиваться лоцманская служба. Лоцманы встречают суда, проводят их по морскому пути, швартуют к причалам.
Самая большая ценность моей профессии — это реальная возможность вместе с единомышленниками сделать что-то полезное для своей страны и для людей.
В чем особенность собственного флота компании?
— С 2012 году в АО "Восточный Порт" запущена программа обновления, которая касается в том числе и портового направления. За это время мы приобрели три современных буксира. Работать на таких судах – удовольствие, но нужно обладать и определенной квалификацией. Помимо государственных программ обучения в Портофлоте регулярно проходят учения, в ходе которых экипаж повышает свой профессионализм. Работа здесь – не рутина.
Буксиры АО "Восточный Порт" осуществляют буксировку судов не только к своим причалам, услуги по швартовке мы оказываем и для сторонних организаций, расположенным на территории Порта Восточный. Нам доверяют, и мы обязаны это доверие оправдать.

Буксир. Фото: предоставлено АО "Восточный Порт"
Морская романтика – это, конечно, хорошо, но в жизни большую роль играют и социальные гарантии.
— Вы правы: труд моряка – сложный, а социальные гарантии – это поощрение за службу. Мы — одно из подразделений АО "Восточный Порт", поэтому на нас распространяются все программы, гарантии и льготы, которые прописаны в коллективном договоре.
Руководство здесь действительно заботится о своих сотрудниках: мы отдыхаем с семьями на базах отдыха, участвуем в больших корпоративных праздниках и спортивных турнирах. Для детей регулярно организуют коллективные выезды на концерты, в цирк, дельфинарий Приморского края. Из такой мозаики и складывается удовлетворенность своей жизнью и работой, а для здорового коллектива это очень важно.
Как часто сотрудникам Портофлота приходится сталкиваться с опасностями?
— При должных знаниях и накопленном опыте работа моряка не опасна. Но бывают и внештатные ситуации, например, участие в спасательных или поисковых операциях. Наши экипажи судов десятки раз принимали в них участие и всегда справлялись с возложенными обязанностями.
Что бы вы пожелали коллегам и подчиненным в международный День мореплавателя?
— Я ни разу в жизни не пожалел, что связал свою жизнь с морем. Желаю этого всем своим коллегам. Также хочу пожелать, чтобы профессия моряка всегда оставалась престижной и интересной. А моим подчиненным — здоровья и благополучия. Наш коллектив – это профессионалы своего дела, за которое они болеют всей душой. Держите марку!