Проект очередного доклада Федеральной антимонопольной службы правительству РФ о состоянии конкуренции в РФ (опубликован на сайте ФАС) вызвал большой отклик представителей рыбной отрасли. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) и Ассоциация добытчиков минтая уже направили ФАС официальные отзывы на раздел доклада 3.18, посвященный рыбохозяйственному комплексу. По оценке отраслевого сообщества, заявления антимонопольной службы о спаде эффективности в российском рыболовстве не соответствуют данным ФНС и Росстата, а выводы о низком уровне конкуренции в отрасли (из-за чего, по мнению ФАС, якобы и имеет место некая "стагнация") и, следовательно, необходимости вернуться к аукционной практике распределения квот неизбежно приведут к концентрации ресурсов в руках немногих крупных игроков.
Как сообщает ФАС президент ВАРПЭ Герман Зверев (письмо опубликовано на сайте ассоциации), данные Федеральной налоговой службы, Росстата и Росрыболовства говорят об устойчивом росте основных показателей рыбохозяйственного комплекса страны – отраслевой выручки, инвестиций в основной капитал, фискальной отдачи, доли в ВВП страны.
"Таким образом, содержащиеся в общедоступных базах данных ФНС России и Росстата статистические данные не подтверждают выводы раздела 3.18 проекта доклада ФАС России о снижающейся эффективности производства и отсутствии устойчивого существенного роста финансовых результатов предприятий рыбохозяйственного комплекса", — отмечает руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли страны, рекомендуя ФАС доработать "рыбный" раздел 3.18 с учетом данных ФНС, Росстата и других официальных источников.
ВАРПЭ также напоминает, что суммарный вылов рыбодобывающих предприятий также растет год от года, а рост поставок рыбопродукции на внутренний рынок позволил успешно заместить импортную продукцию, поступление которой с 2014 года сильно сократилось благодаря введению Россией контрсанкционных мер в отношении ряда зарубежных стран.
По поводу же утверждений ФАС о том, что базовый для российского рыболовства "исторический принцип" распределения прав доступа к промысловым ресурсам якобы ставит непреодолимый барьер перед новыми игроками отрасли, президент ВАРПЭ отвечает, что механизмов "входа в отрасль" вполне достаточно: Росрыболовство регулярно реализует на аукционах высвободившиеся доли квот на промысел водных биоресурсов, программа инвестиционных квот открыта для всех желающих, а водные биоресурсы, в отношении которых не определяется общий допустимый улов (ОДУ), могут добываться любым российским юрлицом по заявительному принципу.
Между тем в своем письме в ФАС президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак информирует антимонопольный орган, что в промысле этого вида биоресурсов на сегодняшний день участвует 167 предприятий, причем максимальная доля квоты одного предприятия не превышает 12% от общего допустимого улова этой рыбы, а максимальная доля одной группы компаний — менее 20% от ОДУ.
Комментируя представленные в разделе 3.18 доклада выводы о том, что "исторический принцип" обуславливает экспорто-ориентированность российской рыбной отрасли, президент АДМ напоминает госоргану-адресату, что в рамках нацпроекта "Экспорт продукции АПК", инициированном указом президента РФ от 7 мая 2018 года, предприятиям рыбной отрасли предстоит увеличить экспорт рыбопродукции к 2024 году в 1,7 раза.
В письме ВАРПЭ говорится и о том, что предлагаемый ФАС механизм перераспределения квот раз в 3-5 лет путем аукционов (обозначенный в ранее подготовленном антимонопольщиками плане ("дорожной карте") по развитию конкуренции в российской экономике) будет способствовать не увеличению, а сокращению количества игроков в рыбной отрасли.
"За указанный срок при легко прогнозируемой высокой стоимости квот невозможно организовать экономически эффективную промысловую деятельность, продолжение которой через те же 3 — 5 лет не гарантировано. При таких условиях предложенный ФАС России механизм будет работать только среди действующих участников рынка и будет способствовать еще большей концентрации рынка продукции из водных биоресурсов между крупнейшими группами лиц, так как их финансовые возможности намного выше, чем у средних и мелких участников рынка", — говорится в письме Германа Зверева.
ВАРПЭ также отмечает, что "рыбный" раздел доклада ФАС не учитывает позиции Минсельхоза РФ по поводу замены "исторического принципа" "аукционным", не основан на объективных данных и поэтому его следует полностью переработать.
Как сообщили РИА "Новости" в Федеральной антимонопольной службе, отзывы ВАРПЭ и Ассоциации добытчиков минтая ведомством получены, свою позицию ФАС намерено представить позднее.
Между тем от ИА PrimaMedia напомним, что в апреле 2019 года руководители министерства сельского хозяйства РФ выступили против предложения ФАС по отмене "исторического принципа" и распределению рыбных квот на аукционах каждые 3-5 лет. По оценке Минсельхоза, действующий сейчас механизм закрепления квот является основным стимулом для привлечения инвестиций и выполнения обязательств рыбаками. Напротив, отказ от "исторического принципа" приведет к снижению ключевых экономических показателей отрасли, а необходимость компенсировать высокие расходы на торгах за квоты подтолкнет рыбаков к браконьерству. Среди других возможных рисков Минсельхоз называет и рост социальной напряженности в прибрежных регионах.
Также в апреле этого года о своей поддержке сохранения "исторического принципа" заявил ряд представителей Федерального собрания РФ. Выступая на Всероссийской конференции рыбаков, председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заверил делегатов от рыбохозяйственных предприятий и отраслевых ассоциаций, что депутаты Госдумы будут строго следить за тем, чтобы нынешние пользователи биоресурсов не столкнулись с критическим изменением "правил игры" в распределении прав доступа к ресурсу.