Эксперимент по выявлению автомобилей без полисов ОСАГО с помощью средств фиксации регулярно откладывается на неопределенное время. При этом автостраховщики и ГИБДД регулярно рапортуют о том, что с технической точки зрения готовы начать выявлять нарушителей.
Зачастую при ДТП оказывается, что один из автомобилей застрахован, другой имеет поддельный полис или не имеет его вовсе. Сотрудники ГИБДД при этом, приехав на место происшествия, рекомендуют оформить его по европротоколу, даже не проверив полисов участников.
Добросовестные пострадавшие при этом фактически остаются без защиты в случае, если второй участник ДТП был иногородним, а то и вовсе гражданином ближнего зарубежья. При поддельном полисе подать в суд на виновника становится затруднительно, а ГИБДД не оформляло аварию и данных на виновника у потерпевшего нет, пишет "РГ".
Эксперты полагают, что по дорогам России ездит 3-4 млн автомобилей с поддельными полисами Если учесть, что в стране зарегистрировано 60 млн машин, а застраховано около 40 млн, оказывается, что 20 млн транспортных средств не имеют страховки.
Зачастую добросовестный водитель, купив машину и застраховав ее, не сообщает страховщикам ее номер. Следовательно автомобиль с такими номерами застрахованным не числится.
При первой проверке системы в Москве в феврале было выявлено 15% автомобилей, данные о страховке которых не подтвердились.
Препятствием для полноценного внедрения системы является несогласованность мнений о том, как следует наказывать нарушителя. При размере штрафа в 800 рублей и большом количестве камер, один водитель может за день набрать многотысячный штраф. Противоположная позиция заключается в том, что водителя нужно штрафовать лишь раз в сутки.
Так что, когда такой автоматический контроль начнется на дорогах, зависит, похоже, лишь от административной воли. В любом случае в Госавтоинспекции уверены, что сначала при запуске эксперимента штрафы вовсе выноситься не должны. Водителям будут направляться предупреждения о том, что срок действия их страховки истек.