И вновь команда медиапроекта "Человек труда" — в Большом Камне, на судостроительном комплексе "Звезда". Масштабный портфель заказов в 38 судов разного предназначения и тоннажа, включая огромные танкеры типа "Афрамакс", самое современное оборудование и программа обеспечения кадрами Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке привлекают сюда специалистов кораблестроительной отрасли со всей страны. Здесь нужны и те, кто умеет управлять оборудованием по резке и сварке металла, и те, кто умеет проектировать и контролировать соблюдение технологий, и те, кто умеет управлять всеми этими процессами. Корр. ИА PrimaMedia познакомились с одним из таких "капитанов производства" — руководителем одного из судостроительных проектов ССК "Звезда".
Константин Анатольевич Рыжков – морской инженер. Профессия эта — что называется, "на стыке" кораблестроения и менеджмента: нужно не только знать, как построить судно (а современные суда по технологичности мало чем отличаются от космических аппаратов), но и уметь организовывать и координировать сложнейшие процессы производства. Такие, например, какие необходимы для создания серии танкеров нового поколения, которые будут работать на экологическом газомоторном топливе.
В июне этого года на Петербургском экономическом форуме ССК "Звезда" подписала с ПАО "Совкомфлот" и АО "ВЭБ-лизинг" контракт на строительство трех таких "зеленых" танкеров, а сама подготовка к этому амбициозному для всего российского судостроения шла с 2018 года. И когда Константину Рыжкову предложили должность руководителя проекта (естественно, с условием переезда на Дальний Восток по программе АРЧК), особых сомнений у него не было.
Руководитель проекта ССК "Звезда". Фото: ИА PrimaMedia
С этой темы и начался наш разговор на достроечном стапеле дальневосточного судостроительного комплекса, куда мы "сбежали" из кабинета, где руководителю проекта коллеги и подчиненные, конечно же, не давали ни минуты передышки. Впрочем, какие-то документы собеседник, извинившись, с собой все-таки прихватил, чтобы просматривать их во время беседы.
— Чем было вызвано решение переехать работать на "Звезду"? Прежде всего, именно возможностью реализовываться в более крупных проектах. И сама верфь, конечно. Новейшая, с мощнейшим потенциалом, с новейшим оборудованием, все располагает к тому, чтобы в дальнейшем предприятие жило и бурно развивалось, — говорит Рыжков и, подумав, добавляет. – Само предприятие и стало ключевой причиной выбора.
Сам Константин – "волгарь", как раньше говорили. Родился в Астрахани в 1979 году и, как сам говорит, "в основном прожил там свою сознательную жизнь". Закончил Астраханский государственный технический университет, начал профессиональный путь в Ростове-на-Дону. Затем вернулся в родной город и — благо недостатка в верфях и судоремонтных предприятиях в Астрахани нет – продолжил работать по специальности.
— У меня родители не связаны с судостроением вообще. Так что судостроение – мой личный выбор. Честно говоря, сейчас даже и не вспомню, почему его сделал. Судьба толкнула, надо думать, — Константин Анатольевич держит себя очень серьезно, так что понять, шутит он насчет "судьбы" или нет, трудновато.
А пожалуй, что и не шутит. Во всяком случае, право на личный выбор профессии за своими детьми (а их в семье Рыжковых двое, сын и дочь) признает полностью.
— Это выбор каждого человека. И меня родители никоим образом не заставляли. Старший у меня, например, мечтает быть военным, а дочь — врачом. Они уже взрослые люди и должны сами принимать решение. Вот сын уже в 11 классе, в следующем году надо будет уже поступать, выбирать учебное заведение, — рассказывает Рыжков.
Семью, кстати, наш собеседник уже готовится перевозить в Большой Камень. Программа привлечения специалистов на предприятия Дальнего Востока Агентства по развитию человеческого капитала, которой и воспользовался Константин, — достаточно гибкая, можно использовать ее, как удобно, "по своему разумению".
— На Дальнем Востоке, к слову, я и раньше был: в 2005 году приезжал в командировку из Астрахани – работать на проекте "Сахалин-2". За 4 месяца с климатом вполне освоился, — вспоминает Константин.
Тогда удалось не только поработать, но и поездить по региону. На Дальнем Востоке – богатейшая природа, говорит Рыжков. И города интересные: Владивосток, например, вполне себе европейский, но, когда встречаешь на улице азиатских туристов, сразу вспоминаешь, что уже давно не в Европе.
С Большим Камнем взаимоотношения морского инженера складываются совсем неплохо. Город, конечно, по сравнению с Астраханью, Ростовом-на-Дону и тем же Владивостоком – совсем небольшой. И от этого – с характерными укладом и темпом жизни, непривычными "настоящему горожанину" Рыжкову. Но – главное – жилье для сотрудников ССК "Звезда" здесь строится и даже уже сдается-заселяется, и поэтому вопроса, связывать ли свое будущее с предприятием и регионом, у Константина нет.
Но руководителю проекта мало просто чувствовать себя хорошо в другой географической реальности – нужно самому создавать деловой и человеческий "климат" в коллективе, без которого впервые построить в России "зеленые" танкеры будет куда сложнее, чем всем нам хотелось бы.
— Определенные сложности есть, как и в любом коллективе, — делится насущным руководитель проекта. — Вопросы по притирке появляются, новые люди – они, естественно, вливаются в команду. Рабочие моменты? Без этого никуда, и это нормально абсолютно. Когда есть уже сложившийся коллектив, все отлажено, все друг друга знают – это одно дело, а здесь структура только формируется, новые люди приезжают со всех уголков страны, каждый человек вносит свои знания, свой опыт. И свой характер — тоже, у кого какой.
Любой новый проект – это всегда зона риска, зона неизвестности, "как в омут головой", рассуждает Рыжков. И почему-то сразу становится понятно, что и риски у руководителя проекта — просчитаны, и неизвестность и "омут" – совсем не пугают, а добавляют азарта и адреналина. Что ни говори, "профессиональный вызов" для серьезного специалиста – не просто слова. В нашем случае, это — три инновационных "зеленых" танкера для страны, бесценный опыт и компетенции для предприятия. И судьба — для человека, которому их предстоит построить.
На тяжелом достроечном стапеле. Фото: ИА PrimaMedia
Проект "Человек труда"создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.