Судостроительный комплекс "Звезда" в приморском Большом Камне в июне этого года принял на работу 2500-го сотрудника. Масштабный портфель заказов в 38 судов разного предназначения и тоннажа (включая сюда 12 огромных танкеров типа "Афрамакс"), самое современное оборудование, программа обеспечения кадрами Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и активно строящееся в городе жилье привлекают сюда специалистов кораблестроительной отрасли со всей страны. Здесь нужны и те, кто умеет управлять оборудованием по резке и сварке металла, и те, кто умеет проектировать и контролировать соблюдение технологий, и те, кто умеет управлять всеми этими процессами.
А еще многие нынешние сотрудники ССК "Звезда" — что называется, корабелы по призванию и профессиональной судьбе. Об этом – в медиапроекте "Человек труда".
"Менеджер – это не мое"
Цех корпусообрабатывающих производств ССК "Звезда". Фото: ИА PrimaMedia
Блок корпусных производств судостроительного комплекса "Звезда" огромен настолько, что уже через пять минут нахождения здесь просто перестаешь это осознавать – все разбивается на относительно небольшие локации: здесь режут лист стали, а здесь – уже сваренная деталь, из которой потом соберут секцию корпуса и отправят ее на достроечный стапель.
Дениса Владимировича Суховеева, мастера участка, мы находим не сразу – пришлось изрядно поплутать, пока не обнаружилась нужная секция многофункционального судна снабжения, около которой нас и ждал собеседник.
Денис Суховеев, мастер участка. Фото: ИА PrimaMedia
— Мастер участка изготовления объемных и криволинейных секций цеха номер 33, он – то есть цех – называется блок корпусных производств и покрасочных камер. С 11 апреля этого года здесь, — Денис говорит, казалось бы, совсем не напрягаясь, но его хорошо слышно. Чувствуется, как говорится, опытный руководитель.
Так и оказалось. 31-летний Денис – что называется, корабел со стажем. Работал на легендарном Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, строил атомные ледоколы, был в профессиональной командировке и за рубежом — в Финляндии.
— А родом я из Амурской области, из Благовещенска, — рассказывает Денис. – Потом поехал учиться Военно-морской инженерный институт в Петербурге. Но на пятом курсе отчислился и пошел работать – 1 апреля 2011 года, сразу мастером на Балтийский завод, все-таки у меня 4,5 курса было, неполное высшее. Почему не доучился? Ну, на тот момент мне хотелось работать, зарабатывать.
Денис Суховеев. Фото: ИА PrimaMedia
Сама идея поменять Балтийский завод на ССК "Звезда" у Суховеева сформировалась, как выяснилось, под влиянием коллеги по цеху, ставшего "новым дальневосточником".
— У меня знакомый хороший есть, вместе мастерами работали на Балтийском заводе, сюда на верфь раньше приехал, сейчас он замначальника цеха. И после переезда через какое-то время меня позвал, — говорит Денис.
Из всех предприятий, где работал Денис, "Звезду" он считает самым "свежим", самым современным. Коллектив, где собрались люди буквально со всей страны и даже из-за рубежа, мастера тоже устраивает.
А ведь еще год назад Денис, казалось бы, всерьез задумался о смене профессии – "податься в менеджеры или продавцы". Сходил несколько раз на собеседования, посмотрел на потенциальных "коллег". В итоге, как видим, уехал на верфь.
— Понимаете, я привык работать с настоящими мужиками, — с юмором объясняет Денис свой выбор. — А там я зашел в офис — сидят ребятишки с такими красивыми ногтями. Честное слово, ногти красивее, чем у женщин. Это не мое.
"Менеджер — это не мое". Фото: ИА PrimaMedia
На последний же вопрос – о профессиональных и карьерных перспективах – мастер участка цеха № 33 ССК "Звезда" Суховеев отвечает коротко и даже как-то буднично.
— Планирую здесь работать. Начальником цеха.
"Каждое судно провожаешь как ребенка"
Работа инженера-технолога – совсем не кабинетная. На судоверфи "Звезда" за день Нина Викторовна Дустбаева проходит как минимум несколько километров. Беседуем с ней, кстати, как раз на переходе из цеха на стапель, где уже все больше места занимают корпуса многофункционального судна-снабженца и танкера-гиганта "Афрамакс".
Нина Дустбаева, инженер-технолог. Фото: ИА PrimaMedia
Родилась Нина Викторовна в Большом Камне, так что вроде бы и нет ничего удивительного в том, что житель "города корабелов" (Большой Камень и был основан в 1947 году как моногород при судоремонтном предприятии — ред.) работает на расположенной здесь же крупнейшей судоверфи Дальнего Востока. Однако, как оказалось, путь в профессию у нашей собеседницы был совсем не простым.
— Первоначально у меня – юридическое и педагогическое образование. А в 2008-м мне предложили получить еще одно высшее образование и стать инженером. Меня тогда это предложение, если честно, напугало, я же все-таки больше гуманитарий. Но — пошла учиться. Было сложно, и потом уже в практической работе постигала то, что казалось не очень понятным в теории. И я очень благодарна тем людям, которые помогали мне прийти в профессию, — рассказывает Дустбаева.
С новым дипломом Нина отправилась овладевать профессией на Ярославский судостроительный завод, что на Волге. Работала сперва мастером, а потом уже и технологом. Там, в Ярославле, Нина Викторовна проводила со стапелей свое первое судно — малый десантный катер "Денис Давыдов".
Нина Дустбаева. Фото: ИА PrimaMedia
Затем был Комсомольск-на-Амуре, Амурский судостроительный завод.
— Работала там технологом до 2018 года. — Работала там технологом до 2018 года. Принимала участие в строительстве и сдаче новых судов — малого судна снабжения "Иван Сидоренко" и корвета " Совершенный". К сожалению, после этого мою должность сократили. Вернулась в Приморье, на Дальзавод — по контракту достраивать танкеры "РН Сахалин" и "РН Приморье". Контракт закончился, а тут как раз вакансию для меня на ССК "Звезда" открыли, — рассказывает собеседница.
Внуку Нина Викторовна говорит так: надо в жизни получить рабочую специальность. Мало ли что может случиться, а рабочая специальность всегда пригодится, рассуждает Дустбаева.
— На следующий год уже внук закончит 9 класс и, скорее всего, пойдет учиться в техникум ДВФУ (филиал федерального университета в Большом Камне, дающий среднее профессиональное образование как раз по судостроительным специальностям – ред.). Получит специальность, поработает, а потом и сам определится с дальнейшим выбором, — делится инженер-технолог семейными планами.
"Каждое судно провожаешь как ребенка". Фото: ИА PrimaMedia
Уже прощаясь, все же пытаемся узнать — почему все-таки инженер-технолог, почему судостроение?
— Здесь создается что-то новое. Судно — оно растет на моих глазах, от закладки до сдачи. И его провожаешь в самостоятельное плавание, как ребенка.
"Само предприятие – ключевая причина выбора"
Константин Рыжков, руководитель проекта. Фото: ИА PrimaMedia
Константин Анатольевич Рыжков – морской инженер. Профессия эта — что называется, "на стыке" кораблестроения и менеджмента: нужно не только знать, как построить судно (а современные суда по технологичности мало чем отличаются от космических аппаратов), но и уметь организовывать и координировать сложнейшие процессы производства. Такие, например, какие необходимы для создания серии танкеров нового поколения, которые будут работать на экологическом газомоторном топливе.
В июне этого года на Петербургском экономическом форуме ССК "Звезда" подписала с ПАО "Совкомфлот" и АО "ВЭБ-лизинг" контракт на строительство трех таких "зеленых" танкеров, а сама подготовка к этому амбициозному для всего российского судостроения шла с 2018 года. И когда Константину Рыжкову предложили должность руководителя проекта (естественно, с условием переезда на Дальний Восток по программе АРЧК), особых сомнений у него не было.
— Чем было вызвано решение переехать работать на "Звезду"? Прежде всего, именно возможностью реализовываться в более крупных проектах. И сама верфь, конечно. Новейшая, с мощнейшим потенциалом, с новейшим оборудованием, все располагает к тому, чтобы в дальнейшем предприятие жило и бурно развивалось, — говорит Рыжков и, подумав, добавляет. – Само предприятие и стало ключевой причиной выбора.
Константин Рыжков. Фото: ИА PrimaMedia
Сам Константин родился в Астрахани в 1979 году и, как сам говорит, "в основном прожил там свою сознательную жизнь". Закончил Астраханский государственный технический университет, начал профессиональный путь в Ростове-на-Дону. Затем вернулся в родной город и — благо недостатка в верфях и судоремонтных предприятиях в Астрахани нет – продолжил работать по специальности.
— У меня родители не связаны с судостроением вообще. Так что судостроение – мой личный выбор. Честно говоря, сейчас даже и не вспомню, почему его сделал. Судьба толкнула, надо думать, — Константин Анатольевич держит себя очень серьезно, так что понять, шутит он насчет "судьбы" или нет, трудновато.
А пожалуй, что и не шутит. Во всяком случае, право на личный выбор профессии за своими детьми (а их в семье Рыжковых двое, сын и дочь) признает полностью.
Семью, кстати, наш собеседник уже готовится перевозить в Большой Камень. Программа привлечения специалистов на предприятия Дальнего Востока Агентства по развитию человеческого капитала, которой и воспользовался Константин, — достаточно гибкая, можно использовать ее, как удобно, "по своему разумению".
— На Дальнем Востоке, к слову, я и раньше был: в 2005 году приезжал в командировку из Астрахани – работать на проекте "Сахалин-2". За 4 месяца с климатом вполне освоился, — вспоминает Константин.
Но руководителю проекта мало просто чувствовать себя хорошо в другой географической реальности – нужно самому создавать деловой и человеческий "климат" в коллективе, без которого впервые построить в России "зеленые" танкеры будет куда сложнее, чем всем нам хотелось бы.
"Само предприятие — ключевая причина выбора". Фото: ИА PrimaMedia
— Рабочие моменты? Без этого никуда, и это нормально абсолютно. Когда есть уже сложившийся коллектив, все отлажено, все друг друга знают – это одно дело, а здесь структура только формируется, новые люди приезжают со всех уголков страны, каждый человек вносит свои знания, свой опыт. И свой характер — тоже, у кого какой, — рассказывает Рыжков.
Любой новый проект – это всегда зона риска, зона неизвестности, "как в омут головой", рассуждает Рыжков. И почему-то сразу становится понятно, что и риски у руководителя проекта — просчитаны, и неизвестность и "омут" – совсем не пугают, а добавляют азарта и адреналина. Что ни говори, "профессиональный вызов" для серьезного специалиста – не просто слова. В нашем случае, это новые корабли для страны, бесценный опыт и компетенции — для предприятия. И судьба — для людей, которым эти корабли предстоит построить.
На тяжелом достроечном стапеле ССК "Звезда". Фото: ИА PrimaMedia
Проект "Человек труда"создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.