Сегодня работники авиации празднуют День воздушного флота России. В Приморье есть районы, куда, как в песне поется, "только самолетом можно долететь" и где пилоты – самые нужные люди. ИА PrimaMedia в честь профессионального праздника авиаторов напоминает историю возрождения и развития внутрикраевых маршрутов.
До конца 80-х годов региональная авиация на Дальнем Востоке была неплохо развита: в ежедневном режиме Владивосток и таёжные районы Приморья соединяли 17 авиамаршрутов. Только в Арсеньев по утрам выполнялось 5 рейсов. Самолеты летали в Ольгу, Милоградово, Чистоводное, Сергеевку и даже в близкий Уссурийск. Л-410, Як-40 и Ан-2 каждый день перевозили сотни человек, возили грузы, почту. Выполняли сельскохозяйственные работы, экспедиционные рейсы, доставляли медикаменты и продовольствие в северные районы Камчатки, Магадана, Чукотки, Якутии для кочевых народов. С развалом СССР постепенно не стало и региональной авиации. В течение почти 20 лет вопросами внутрикраевых авиаперевозок в Приморье практически не занимались, а средства на их развитие выделялись в ничтожном размере. Несколько спасали ситуацию полеты в северные поселки самолетов Як-40 и вертолетов Ми-8, осуществляемых тогда еще действующей авиакомпанией "Владивосток Авиа". Но новые правила безопасности полетов заставили отказаться от использования "сороковок", а связь с севером поддерживали только три Ми-8 и "кукурузник" Ан-2.
Спустя почти четверть века малая авиация вновь вернулась на Дальний Восток. Работа по восстановлению и развитию местных авиаперевозок началась в Приморье в 2014 году. За это время удалось сделать очень многое: на средства краевого бюджета приобретены три самолета DHC-6 Twin Otter Series 400 вместимостью 19 кресел, практически восстановлена маршрутная сеть, существовавшая в годы расцвета гражданской авиации, ведется планомерное восстановление посадочных площадок, аэродромной инфраструктуры. Построено семь новых зданий аэровокзалов. Полностью восстановлены аэродромы в Пластуне, Тернее, Амгу, Светлой, Единке, Дальнегорске, а также в поселке Кавалерово. В сентябре 2018 года открылся новый аэровокзал в поселке Терней. Модульное здание стоимостью 14,5 миллиона рублей приобретено и установлено за счет краевого бюджета. Оно оборудовано залом ожидания для пассажиров, стерильной зоной, пунктом досмотра, комнатой матери и ребенка, служебными помещениями для сотрудников. На втором этаже расположена диспетчерская с целью контроля взлета и посадки воздушных судов, контроля движения по территории посадочной площадки. Чтобы избежать подтопления, здесь предусмотрен свайный фундамент, благодаря которому здание аэровокзала приподнято над землей на 1,2 метра. Аналогичные здания обслуживают рейсы внутрикраевой авиации в поселках Преображение, Светлая и Восток.
Сейчас в Приморье действуют уже 14 внутрикраевых авиамаршрутов, связывая 45 населенных пунктов. Два раза в неделю выполняется региональный рейс из Кавалерово в Хабаровск. По краю пассажиров перевозят самолеты DHC-6, Ан-2 и вертолет Ми-8. В начале июля 2019 года был введен сезонный вертолетный авиарейс по маршруту Терней–Амгу–Единка–Самарга–Агзу–Амгу–Терней. Перевозки вертолетом Ми-8 по этому маршруту будут выполняться с 6 июля по 30 сентября.
В 2018 году количество пассажиров на внутренних рейсах составило 40 156 человек. С 2014 года пассажиропоток увеличен в пять раз.
Справка: День Воздушного флота России (День Авиации) отмечается в третье воскресенье августа на основании постановления Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года. Дата связана с созданием первой в России авиационной части в августе 1912 года.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "След в истории". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.