"Я решил, что это очень смело и резонансно": музыкант из Владивостока - об инсталляции с манекеном
10:29
В Приморье нужно построить 13 новых путепроводов через железную дорогу - Игнатенко
10:28
Альфа-Банк и Высшая школа экономики запускают сетевую образовательную программу
10:21
Приморские муссоны, забег по мостам и День тигра: выходные будут насыщенными
10:20
В Фокино загорелись лодочные гаражи на Береговой улице
10:01
Часть таможенных платежей направят на модернизацию транспортной инфраструктуры Приморья
09:35
Почему стоит перевести зарплату в Солид Банк?
09:27
Белоруссия может построить порт не в Приморье
08:50
Водителям ряда автомобилей предлагают выдать новую льготу - кого коснется
07:11
Владивосток 27 сентября. Прибыли 15 тракторов "Фордзон-Путиловец" для Приморской губернии
07:00
Ваша эрудиция трещит по швам, если не осилите хотя бы 50% вопросов - ТЕСТ
06:00
Так рис вы еще не готовили: простейший рецепт на ужин - домашних не оттащишь
04:40
Волоски выпадут один за другим: 3 фатальные ошибки уничтожат прическу осенью
04:20
Начать бизнес в краткосрочной аренде недвижимости дешевле, чем открыть ресторан "с нуля"
03:37
Закон принят: кому не "отвертеться" от нововведений в сфере ЖКХ - все очень строго
03:11
Белоруссия может построить порт не в Приморье 08:50
Две ключевые для Приморья компании попали в топ-100 в России 26 сентября, 22:09
Губернатор сможет уволить главу Владивостока без согласия депутатов 26 сентября, 19:05
Основатель ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал развивать альтернативные экспортные маршруты 26 сентября, 16:43
Кофе скоро резко подорожает. Виной всему неурожай и курс доллара 26 сентября, 12:54
"Технологии помогут муниципалитетам уйти от рутинного битья по клавишам" 26 сентября, 09:00
У Олега Кожемяко появится спецпредставитель в Москве 25 сентября, 11:00
Рестораны могут остаться без сёмги и форели, кижуч будет дорогим 25 сентября, 10:15
Мишустин сменил одного из заместителей главы Минвостокразвития 25 сентября, 08:58
На страже современного и комфортного жилья в Приморье: ГК "Эскадра" 24 сентября, 16:55
В Приморье будут построены две новые электростанции 24 сентября, 16:50
Дегустация цифрового сервиса Альфа-Босс для руководителей бизнеса прошла во Владивостоке 24 сентября, 14:05
Назначен новый президент группы FESCO 24 сентября, 08:23
Дальневосточным авиакомпаниям уже не хватает самолётов. А Китай ждет на посадку 23 сентября, 21:51
Парламент Приморья уходит из YouTube 23 сентября, 18:15

Ревизор, не гони лошадей!

Авторская рецензия на спектакль "Ревизор" в Приморском краевом драматическом театре молодежи
24 сентября 2019, 15:04 Общество
Премьера "Ревизора" в театре молодежи во Владивостоке ИА PrimaMedia
Премьера "Ревизора" в театре молодежи во Владивостоке
Фото: ИА PrimaMedia

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ Наталья Федоровская:

В 2019 году Россия отмечает 210 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга и публициста Н.В. Гоголя (1809-1852). Совпадение этого юбилея с Годом театра послужило одной из причин пристального внимания к сценическому наследию автора. Приморский краевой драматический театр молодежи завершил прошлый театральный сезон постановкой необычайного происшествия в двух действиях по знаменитой комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (16+) (премьера состоялась 20 июля 2019 года). Новый сезон открылся продолжением премьерных показов этого спектакля.

Режиссер-постановщик С.В. Мальцев совместно с режиссером Г.Б. Авеличевым выбрали интересный вариант прочтения хорошо известной всем комедии. XX-XXI века стали эпохой равноправия полов, когда женщины получили возможность занимать практически любые должности, в том числе, и должности государственных служащих. В связи с этим, чиновников "Ревизора" на сцене воплотили актрисы театра. В их исполнении реплики Н.В. Гоголя звучат не менее убедительно, хоть, порой, и окрашиваются эмоциональной составляющей – дамы есть дамы.

1 / 6

Отметим мастерскую игру исполнительниц, сумевших реалистично представить чиновничью элиту провинциального города. Незабываемый образ городничего Анны Андреевны Сквозник-Духановской блестяще воплощен М.Ю. Зизенковой-Наумовой. Перед зрителем предстает властная чиновница, полноправная хозяйка города, которая уверена в своей власти над окружающими. Однако, несмотря на всю свою опытность, она не может устоять перед апломбом и очарованием молодого столичного мошенника.

Не менее колоритно созданы образы ее соратниц, которые, с одной стороны, лебезят и преклоняются перед начальством, а с другой – не прочь посплетничать и позлорадствовать за ее спиной. Судья Аммос Федоровна Ляпкина-Тяпкина в исполнении Е.А. Вариводы показана прямолинейной и жестковатой любительницей борзых и заядлой охотницей. Игрой актрисы тонко подмечено, как влияет на женский характер "мужская" профессия судьи. Контрастом к ней выступает образ попечителя богоугодных заведений Артемии Филипповны Земляники, цинично проповедующей "естественно-природную" медицину, действующую по принципу – если Богу угодно, то все само вылечится. Т.Г. Донской удалось убедительно передать верткий, двуличный характер героини, которая преданно смотрит в глаза начальству и коллегам и, одновременно с этим, наушничает и интригует против каждой из них. Цвет интеллигенции представлен смотрителем училищ Лукой Лукиничной Хлоповой. Е.А. Серебрянская создает на сцене эффектный образ провинциальной манерно-эпатажной красавицы, которая гордится своим интеллектом и эрудицией.

Ситуация с ревизором жизненно демонстрирует, как свита городничего активно поддерживает и помогает своей начальнице и в то же время при малейшей возможности пытается сыграть свою партию, добившись от высокого гостя покровительства и личных благ, сплетничая при этом о своих коллегах.

Лицемерие, царящее в высшем свете уездного городка, подчеркивается сценами слухов и сплетен, решаемых режиссерами, в частности, на приемах у городничего, где высшее общество "жужжит" новостями. Кульминацией взаимоотношений чиновничьих дам становится сцена подслушивания высшим светом разговора между четой Сквозник-Духановских: на экран проецируются эпизоды, в которых Анна Андреевна рисует радужные перспективы помолвки дочери с Хлестаковым и дает нелицеприятную оценку своему окружению. Теперь местное общество не их круг – семейство ждет высший свет Петербурга.

Несомненной находкой "Ревизора" стал яркий комедийный дуэт Петра Ивановича Добчинского (П.Л. Пятыров) и Петры Ивановны Бобчинской (В.А. Самарина). Главные сплетники города в спектакле получили должности вездесущих, конкурирующих между собой журналистов, которые, перебивая друг друга, несут местной элите новости о необычайных происшествиях. Именно они сообщают городничему весть о том, что приезжий Иван Александрович Хлестаков (С.С. Рюмкин) и есть тот самый ревизор из столицы.

Особое внимание стоит уделить воплощению на сцене образа Ивана Александровича Хлестакова. Зрители наблюдают, как у них на глазах меняется человек, исходя из жизненных обстоятельств. Главный герой в реалистичном исполнении С.С. Рюмкина предстает в начале спектакля трусоватым, избалованным, истерично-скандальным молодым человеком, который, благодаря своим пагубным пристрастиям, остается без денег по дороге домой. Страх и нежелание отвечать за свои поступки подчеркивается исчезновением Хлестакова, при малейшей опасности, в огромном дорожном ящике, который играет важную роль в спектакле и постоянно перемещается по сцене – то опускается в трюм, то поднимается на уровень сцены, то переносится на помост, выполняя функции стола, кровати, лавки и т.д. Характер Хлестакова проявляется также в общении со слугой Осипом. Убедительно сыгранный А.М. Мягких ворчливый, недовольный происходящим слуга пытается образумить зарвавшегося молодого хозяина, наглядно демонстрируя окружающим его пороки.

Обласканный неожиданным вниманием хозяйки города Хлестаков мгновенно преображается и пускает пыль в глаза местному светскому обществу. Кульминацией осознания собственной важности становится сцена на приеме у городничего, когда прячущийся в начале спектакля в ящике герой в пьяном угаре поднимается на верхний уровень сцены и вещает обществу о своем высочайшем статусе в Петербурге. Осознав, что его принимают за некого высокого чиновника, Хлестаков пользуется создавшейся ситуацией: без зазрения совести вымогает финансовую помощь за несуществующее покровительство и потешается над провинциальной элитой.

1 / 8

Особое место в спектакле занимает любовная интрига. Властные дамы пытаются очаровать господина проверяющего и произвести на него неизгладимое впечатление. Интересно решена сцена танца-соблазнения тремя чиновницами, в результате которого Хлестаков обнаруживает в своей одежде подложенные в порыве страсти деньги.

Главная любовная дуэль разворачивается между городничим и ее дочерью Марьей Антоновной. Любимая, балованная дочка, далекая от реальной взрослой жизни, эффектно сыграна О.А. Белоконь. Исполнение ею наивного романса "Приди ко мне" на приеме в честь Хлестакова становится лейтмотивом для развивающихся любовных событий. "Заботливые родители" стремятся показать свою дочь перед гостем в самом лучшем свете: на приеме Мария поражает сначала черными берцами на ногах и коротким деревенским ситцевым платьем, на которое приколота огромная красная роза, а затем – розовой пачкой, которая феерически сочетается с той же обувью. Хмельной Хлестаков не против приударить за наивной богатой наследницей. Однако, когда мать застает его со своей дочерью, тут же переключается на более опытную в любовных играх чиновницу.

Обратим внимание на особое положение в спектакле мужских персонажей. Учитывая то, что город находится во власти женщин, – мужчины, за исключением Хлестакова, оказываются на вторых ролях. Сильные, властные чиновницы оттеняются их изнеженными, женоподобными мужьями. Таков Антон Анатольевич, муж городничего, который благодаря мастерскому исполнению И.А. Смирнова предстает перед публикой изнеженным, эмоциональным, погруженным в домашние хлопоты и размышляющим о нарядах персонажем. Близок ему по духу забитый, молчаливый интеллигент – муж Хлоповой (О.И. Демчук).

Мужские образы представлены в спектакле служащими, которые находятся в услужении у властных дам. Это уездный лекарь Христиан Иванович Гибнер (Б.А. Сазонов), частный пристав Степан Ильич Уховертов (В.Л. Замараев), слуга городничего Мишка (Д.Н. Лашко), слуга трактирный (Ю. Шадрин). Актерам удалось тонко показать подчиненное положение своих персонажей, которые обретают свободу лишь в трактире, где, сбегая от начальства, предаются философствованию о жизни.

Музыкальным лейтмотивном спектакля становится знаменитый русский романс начала XX века "Ямщик, не гони лошадей" (музыка Я.Л. Фельдмана, слова Н.А. фон Риттера), который исполняет загадочный и вездесущий Иван Кузьмич (А.Г. Стрелков). Романс становится символом бескрайних российских просторов, воплощением порывов и стремлений широкой русской души. Блестяще сыгранный А.Г. Стрелковым местный бард, с неизменной гитарой в руках и словами любимой песни на устах, воспринимается простыми гражданами и местной элитой "своим" человеком. Напевая "Ямщика", он появляется во многих сценах, связывая спектакль в единое целое.

Яркий, нарочито-театральный костюм и парик указывают на некоторую фальшивость в образе героя, истинное лицо которого раскрывается в эпилоге спектакля. Иван Кузьмич принимает непосредственное участие в разоблачении Хлестакова и, сорвав с себя парик и яркий фрак, предстает перед шокированной городской элитой человеком, сообщающим о том, что прибывший из столицы чиновник ждет руководство города для беседы. Спектакль не дает зрителям точного ответа на вопрос – являлся ли Иван Кузьмич тем самым ревизором или сопровождающим его жандармом, как это было у Н.В. Гоголя.

Особое внимание обратим на оформление спектакля (художник-постановщик Светлана Зарубина). Театр молодежи остается верен своей традиции и сразу погружает публику в атмосферу "Ревизора": зрителей встречают одетые в стилизованную форму постовые, хранящие покой граждан. Изображенная на занавесе старинная карта Российской империи как ничто другое показывает необъятные просторы нашего отечества, подчеркивая то, что события, описанные Н.В. Гоголем, могли происходить в любом уездном городке.

В спектакле создается вневременное пространство, где тонкий налет гоголевской эпохи стирается, уступая место обобщенным российским образам. Декораторы не стремятся к исторической достоверности, а показывают дух российской периферии, ее нищету, неустроенность, которая сочетается с показушной яркостью. Внимание зрителей акцентируется на деталях: темные старые холстины, которыми покрыты сцена и стены, фрагменты обрешетки и т.д.

Центральное место на сцене занимает абстрактная конструкция, в которой угадываются неизменные атрибуты провинциальной жизни: перевернутые бочки, лестницы-завалинки, помосты-подиумы, двери-лазы. Задрапированные холстиной конструкции позволяет зрителю легко их ассоциировать, то с баней-сауной, в которой чиновницы расслабляются после государственных дел, то с трактиром, то с городским домом городничего. Конструкции дают возможность исполнителям свободно перемещаться по сцене и создавать многоуровневые сценические композиции. Отметим максимальное использование всех уровней сцены. Так, сцена в трактире трактована с использованием сценического трюма, когда фигуры персонажей выглядывают на сцене лишь на половину.

1 / 9

Своеобразным символом рока и неизбежного возмездия за творимую городничим несправедливость становятся колоритные образы вдовы Февроньи Петровой (А.А. Федосеева) в черном платье (у Н.В. Гоголя Февронья Петровна Пошлепкина) и вдовы унтер-офицера (М.Ю. Стратулат) в белом платье. Героини являются зрителю из трюма сцены сначала как образы-призраки, а затем и как реальные персонажи, пытающиеся найти справедливость и защиту от самоуправства городничего у Хлестакова.

Наряду с запоминающимися декорациями, "Ревизор" радует разнообразием эффектных сценических костюмов, которые отражают индивидуальность каждого персонажа, и, в то же время, гармонируют между собой, позволяя создать на сцене визуально законченные композиции. Актеры неоднократно меняют свои одеяния, которые своей длинной и фасонами одновременно сочетают в себе гоголевскую и современную эпохи. Строгие и вместе с тем эффектные костюмы чиновниц, контрастируют с нарочито бедноватыми одеяниями слуг и служащих. Народ традиционно представлен в сцене концерта в красных рубашках и сарафанах, которые должны продемонстрировать проверяющему благополучие населения. Несимметричность, сочетание даже в одеяниях чиновниц благородных тканей и холстины несет в себе дух провинциального городка, где его обитатели наивно пытаются придать себе светский, столичный лоск.

Современное общество привыкло к всевозможным бюрократическим проверкам, приездам "высоких" комиссий и проверяющих, которые вызывают дрожь и трепет как у чиновников, так и простых служащих. "Ревизор", поставленный в Приморском краевом драматическом театре молодежи, актуален как никогда. Этот спектакль рассчитан не столько на подрастающее поколение, которое необходимо знакомить с классикой отечественной литературы, сколько на взрослых, служащих в различных государственных и частных структурах.

Появление на сцене дам-чиновниц – это дань современности, подчеркивающая то, что слабости и "грешки" свойственны всем вне зависимости от пола. Спектакль наполнен многочисленными постановочными находками, которые заставляют зрителя по-новому воспринимать классический сюжет. Публика видит перед собой абсолютно современную, жизненную историю, которая вызывает смех сквозь слезы и заставляет вновь вспомнить знаменитую фразу городничего "Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!"

Наталья Александровна Федоровская
Наталья Александровна Федоровская

Директор департамента искусств и дизайна, Школа искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Автор фото: предоставлено Н.А. Федоровской

В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор 130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.

Спектакль "Ревизор" (16+) покажут 28 сентября в Приморском краевом драматическом театре молодежи по адресу: ул. Светланская, 15а. Начало в 18.30. Справки по телефону: +7 (423) 226 48 89.

Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.

16842
43
37