Дата 30 октября в календаре российских профессиональных праздников отмечена как День инженера-механика. В преддверии праздника ИА PrimaMedia напоминает, что ровно год назад инженерному образованию на Дальнем Востоке исполнилось 100 лет, и его флагманом на сегодня остается Инженерная школа ДВФУ, вобравшая традиции Дальневосточного государственного технического университета и Восточного института.
История инженерного образования на Дальнем Востоке началась 1 ноября 1918 года, когда на базе экономического отделения Восточного института был открыт Владивостокский высший политехникум. Создание нового учебного заведения в Приморье стало возможным благодаря инициативе Союза инженеров, Русского технического общества, Общества изучения Амурского края и преподавателей Восточного института. В первый год работы политехникума в нем проходили обучение 406 студентов. В начале 1923 года Политехнический институт вошел в состав ГДУ как технический факультет, а в 1930 году был образован самостоятельный Дальневосточный политехнический институт. Имя Куйбышева ДВПИ получил в 1935 году. А в 1992 году учебное заведение было преобразовано в Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ).
Современный этап развития инженерного образования на Дальнем Востоке начался в 2010 году, когда ДВГТУ вошел в состав создаваемого Дальневосточного федерального университета и был преобразован в Инженерную школу ДВФУ. Сегодня это центр подготовки высококлассных кадров и разработки новейших технологий для промышленности. За столетнюю историю в университете сформировались известные в стране и за рубежом научные школы — в области сварки в судостроении, разведки месторождений полезных ископаемых, разработки аппаратов для исследования Мирового океана и других.
Сейчас в Инженерной школе ДВФУ обучается свыше 6500 студентов, работает более 570 профессоров и преподавателей, развиваются связи с 54 вузами и научными центрами в 19 странах. Подготовка специалистов ведется в постоянном контакте с крупнейшими предприятиями — судостроительной вервью "Звезда", авиазаводом "Прогресс", заводом "Дальприбор", компаниями нефтегазовой и судоремонтной отрасли и другими.
Инженерное образование в ДВФУ соблюдает курс на интеграцию в производство и тесное взаимодействие с другими науками – прежде всего, с информационными технологиями. Как шутят сами инженеры, чистая механика осталась во временах Архимеда, сегодня актуальным направлением инженерной мысли является конструирование роботов и "обучение" их разнообразным операциям. У всех на слуху достижения университетской команды робототехников: еще в 2010 году робот, собранный студентами из Приморья, был признан лучшим на неофициальном мировом студенческом чемпионате, проходившем на Гавайских островах. Далее были победы на международных соревнованиях по робототехнике в США и Сингапуре – ими копилка достижений приморцев пополнилась буквально в прошлом году.

ректор ДВФУ
Автор фото: ИА PrimaMedia
Многие поколения выпускников-инженеров стали гордостью не только на Дальнем Востоке и в России, но и за рубежом. Сейчас экономическая политика такова, что на Дальнем Востоке открываются тысячи предприятий, отчего растет спрос на инженеров, специалистов, которые владеют самыми современными техническими средствами и подходами. И мы с гордостью держим эту марку, и ДВФУ поддерживает нашу страну в подготовке инженеров и дальше, на следующие 100, 200, 1000 лет – сколько понадобится, столько мы и будем готовить инженеров и гордиться нашими выпускниками.
В апреле 2019 года на площадке ДВФУ открылся технопарк "Русский", внутри которого с самого начала действует акселератор – подразделение, где талантливые студенты под руководством наставников имеют возможность конструировать и собирать сложнейшие аппараты, включая космические спутники. Роботы, собранные аспирантами и студентами ДВФУ, умеют даже играть в теннис. Однако прежде всего задача роботов – приносить пользу. Так, робототехнические комплексы, созданные при участии программистов и инженеров ДВФУ, будут задействованы в добыче нефти и газа – на такую перспективу направлена деятельность недавно созданного в вузе Инжинирингового центра "Газпрома". Также порабатывается создание на острове Русский инжиниринговых центров и центров исследований и разработок компаний "Роснефть", "Росатом", "РусГидро", "Роскосмос", "Вертолеты России", "Объединенной авиастроительной корпорации" и других заинтересованных организаций.
Справка. День инженера-механика берет начало в 1854 году, когда в Российском императорском флоте был образован Корпус инженеров-механиков. Инициатором его создания стал морской министр Александр Меншиков. В советские времена торжества проходили на неформальном уровне, в среде служащих. Традиция сохранилась в России после распада СССР. В 1996 году Главком ВМФ издал приказ о чествовании инженеров-механиков на флоте. Документ стал данью уважения к профессии и выразил стремление повысить ее престижность.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "След в истории". Цели проекта — просвещать читателей в историческом отношении, приобщать их к изучению славных страниц родного края и страны, воспитывать патриотизм в молодых поколениях, систематически и подробно знакомить широкую аудиторию со знаковыми вехами в истории России и Приморья.
аспирант Инженерной школы ДВФУ, преподаватель
Автор фото: ИА PrimaMedia
Занимать призовые места на международных чемпионатах университетской команде робототехников позволяет наработанный опыт, сложившийся с учетом опыта наших наставников из Института проблем морских технологий. Ключевая сложность — в построении подводного аппарата. Есть много проблем, связанных именно с подводной средой. Под водой не работает вай-фай, связь возможна только по акустике, которая очень ненадежна. Мы хотим найти оптимальные способы использовать не один аппарат, а целую группу аппаратов. У нас есть хорошие и талантливые программисты, есть талантливые электронщики, механики. Чтобы их объединить, необходимы наставники — и они всегда у нас были. Это нас отличает от многих зарубежных команд.