В интервью ИА PrimaMedia первый заместитель директора КГУП "Приморский экологический оператор" Сергей Лазарев рассказал о мусорной реформе в Приморье, о будущих тарифах на вывоз мусора, его транспортировке и внедрении раздельного сбора.
— Сергей Юрьевич, два месяца остается до запуска мусорной реформы в Приморском крае. Расскажите, как оператор готовится.
— На сегодняшний день мы проделали уже большой пласт работы для подготовки к переходу на новую систему управления отходами в Приморском крае. Во-первых, мы провели уже половину аукционов на транспортировку. У нас определились транспортировщики в городе Владивостоке на все пять районов, также в Уссурийске, Вольно-Надеждинском и Надеждинском районе, Спасске-Дальнем. Сейчас организуются аукционы по Находке, Арсеньеву и другим городам. Мы заканчиваем договорную работу с полигонами – объектами, куда повезут отходы. В ближайшее время определим рассчётно-кассовый центр, который будет предоставлять квитанции населению. Это отдельная коммунальная услуга с отдельной квитанцией, которая будет доставляться каждому жителю Приморского края, чтобы он оплачивал эту услугу, как, например отопление и электричество.
— Один из вопросов, который сейчас беспокоит: как изменится тариф на вывоз мусора для населения и стоит ли ждать его повышения?
— Со стороны администрации края проводится вся возможная работа, чтобы тариф если и изменился, то незначительно. Главной проблемой в прошлом году была территориальная схема, у которой "плечи" доставки отходов возрастали кардинально, от 100 до 300 км, особенно в северных районах. Мы сократили эти "плечи". Уже в этом году будут запущены четыре сортировочных комплекса по сортировке отходов, в основном на севере и в центральной части края, потому что полигоны, имеющиеся на сегодняшний день, сосредоточены на юге Приморья. В северных территориях появятся две перегрузочные станции. На следующий год мы запланировали создание не менее трех сортировочных комплексов. Это позволит сократить "плечи" доставки, повлияет на то, чтобы тариф не рос.
У края есть возможность не применять налог на добавленную стоимость для деятельности регионального оператора, это предусмотрено федеральным законодательством. Мы обратились в администрацию края, чтобы применить такую норму в Приморском крае, что опять же позволит понизить тариф для населения. Если говорить о конкретных цифрах, мы ориентируемся выйти примерно на 77-78 рублей с одного человека, проживающего в многоквартирном или индивидуальном жилом доме. Сравним с действующими тарифами: 230-240 рублей в месяц со среднестатистической квартиры в 54 квадратных метра во Владивостоке, а в некоторых районах эта цифра больше. Что будет происходить после 1 января? Умножим на три 77 рублей с человека. Семья будет платить 230-240 рублей в месяц. Как видите, особых изменений не ожидается. Понятно, что многодетные семьи платят больше, но для таких семей у нас предусмотрены льготы.
Слаженную серьёзную работу проводит "Приморский экологический оператор" совместно с администрацией края. Ожидаем, что эффект будет.
— Прежде норматив на накопление отходов для жителей частных домов был в два раза выше, чем для жителей городских квартир. Предполагалось, что житель частного дома производит в два раза больше мусора. Будет ли этот вопрос урегулирован сейчас?
— Такая проблема существовала. Мы подняли вопрос на уровне края, и нас услышали. Норматив на накопление твердых коммунальных отходов, действительно, нужно усреднить. У нас очень низкий норматив для жителей городских квартир и очень высокий для жителей частных домов. Усреднённый тариф будет составлять около 77 рублей для всех, хотя изначально у жителей индивидуальных жилых домов он был равен 150 рублей. Если б мы не усреднили норматив, продолжался бы дисбаланс между городскими жителями и деревней.
— Если всё так благополучно складывается для населения, то как будут обстоять дела у самого предприятия? Рассчитан ли бюджет "Приморского экологического оператора" и не грозят ли ему какие-то бюджетные ямы?
— Если будет высокий уровень собираемости в первом квартале 2020 года, то всё сойдётся. Мы трезво смотрим на ситуацию, видим, что происходило у региональных операторов в центральной части России – первые 3-6 месяцев были провалы. Они не могли рассчитаться со своими поставщиками. Мы проводим сейчас серьёзную работу, чтобы пройти этот период максимально ровно. Мы уже сейчас видим яму, возможную для нас, поэтому упорно работаем.
Второй момент – дальние сёла и северные территории, где перевозчики в зимний период могут не справиться со своевременным вывозом отходов. Нам была выделена субсидия для краевого учреждения, чтобы мы закупили определённое количество собственной техники для подстраховки транспортировщиков. Напомню, что был посыл губернатора максимально сохранить существующую систему вывоза, особенно важно это для районных территорий, где это отдельный бизнес, который нужно сохранить, а рабочие места не сократить, а увеличить. Поэтому мы будем привлекать местных перевозчиков не только к транспортировке, но и к участию в сортировке. Мы действительно стоим на пороге создания новой отрасли по обращению с отходами.
— Сейчас региональный оператор активно проводит аукционы на договоры по транспортировке отходов. Раньше на территориях работали свои перевозчики, все ли они сейчас переходят в новую систему? Есть какие-то потери?
— Аукционная процедура подразумевает, что побеждает сильнейший, более подготовленный. Не везде сохранены те же перевозчики, это касается в основном таких крупных городов как Уссурийск или Владивосток. Они "выпадают" даже не из-за того, что участвовали и проиграли – в основном, они даже не участвовали. Мы не можем всем предоставить максимально вольготные условия для игры на этом рынке. Сейчас аукционы будут проходить в районах, где вообще нет квалифицированных перевозчиков, поэтому если кто-то "выпал" из обоймы, ничего не мешает перейти на другие площадки и применить умения в местах, где нормальный вывоз отсутствовал до начала работы регионального оператора.
— Вы сказали, что региональный оператор будет закупать технику лично для себя. Расскажите, какая это техника и где будет работать.
— Мы закупаем не менее восьми крупнотоннажных единиц для случаев сбоев в перевозках на северных территориях. Понимаем, что есть проблемы в Пограничном, Ханкайском районах, на всей трассе от Кировского района до Лучегорска. На восточном побережье Лазо и Ольга нуждаются в подстраховке. В случае экономии, может, ещё и докупим определённую технику для этих целей и этих территорий.
— На какой стадии подготовка четырёх линий сортировки, которые будут запущены в этом году? Закуплено ли оборудование?
— Мы полностью подготовили площадки в Лучегорске и в поселке Ярославский Хорольского района. В Дальнереченске и Лесозаводске готовятся площадки. Пятую линию только под прессовку отходов будем ставить в посёлке Восток Красноармейского района. Рассматриваем посёлок Светлогорье – северную точку Приморского края. Небольшое количество жителей не означает, что они должны быть засыпаны мусором, мы должны обеспечить доставку отходов и на таких территориях.
— Вы говорили, что там планируется создание раздельного сбора на придомовых территориях.
— К нам, действительно, было обращение от жителей посёлка Восток, они хотели бы организовать раздельный сбор. Мы дважды выезжали туда, смотрели, как сейчас это организовано. Несмотря на удалённость от крупных населённых пунктов, это образцовая территория – им есть, чем похвастаться.
Надо понимать, что запустить сразу в всём Приморье раздельный сбор достаточно сложно. Начинать мы будем с крупных городов, а посёлок Восток будет неким исключением, потому что помимо желания жителей там есть ещё социально-ответственный бизнес, который хочет в этом участвовать и реализовывать экологические проекты на своей территории. Приморский оператор не может отказать, когда есть такие инициативы.
— Это единственный случай в Приморском крае, когда бизнес проявляет инициативу?
— На самом деле, не единственный. Такие же инициативы идут из Дальнереченского района. Компании, которые транспортируют отходы, хотят поучаствовать в процессе. Есть инициативы и в крупных городах. Есть желание территориально протяжённого Хасанского района поставить сортировочные комплексы в начале района, в Славянке, и, может быть, в районе Зарубино, где в пик летнего сезона население вырастает до 250 тысяч человек, и генерирование мусора происходит на уровне Уссурийска или даже больше.
— А Безверхово перестанет жаловаться на то, что оно завалено мусором?
— Будем работать над этим. Власть там очень нацелена изменить ситуацию с приходом регионального оператора. Конечно, нужно обратиться ещё к главам муниципалитетов и сказать, что региональный оператор – не всесильная организация, она не может взять на себя все функции. Координирование создания площадок накопления – вотчина муниципальных властей. Если это многоквартирные дома, ответственность ложится на ТСЖ и управляющие кампании. За сельские территории отвечает муниципалитет. Мы готовы тесно работать с муниципалитетом, но это должен быть диалог, а не монолог.
— Вернёмся к теме работы с населением. Сегодня природоохранная прокуратура направила в адрес редакции СМИ разъяснение того, как региональный оператор будет работать с населением. Сказано, что региональный оператор должен заключить договор с каждым жителем Приморского края, и, соответственно, в обратном порядке. Нужно ли населению бежать к вам первого января с какими-то документами? Как это будет выглядеть?
— Каждое юридическое лицо, действительно, обязано заключить договор с региональным оператором, и прокуратура будет серьёзно отслеживать эту ситуацию. Есть требования 89 Федерального закона об отходах производства и потребления, чётко регламентирующие: твёрдые коммунальные отходы должны быть переданы исключительно региональному оператору, а не кому-либо ещё. Здесь я абсолютно согласен с прокуратурой. Наш абонентский отдел уже сформирован, уже принимает заявки и заключает договоры в тестовом режиме. Что касается населения, договор носит форму публичной оферты. Это значит, что обязанности бежать заключать договор у населения нет. В феврале 2020 года каждый житель получит свою первую индивидуальную платёжку по вывозу мусора, с этого момента возникает обязанность её оплачивать. В свою очередь, региональный оператор с 1 января обязан вывозить эти отходы. Не нужно бежать заключать договор за исключением случаев, когда ТСЖ или управляющая кампания вынудили эти организации заключить прямой договор, минуя платёжки. Таких случаев очень мало. Население может быть спокойно. Главное, чтобы мы своевременно вывозили мусор, а вы своевременно оплачивали.
— Какими будут квитанции? От регионального оператора или другой организации?
— Это будет индивидуальная платёжка от регионального оператора. Деньги будут зачисляться на счёт исключительно регионального оператора. Начисления будут зависеть от количества прописанных лиц на данной жилплощади. Первый квартал мы работаем так, потом вместе с управляющими компаниями будем выявлять, сколько людей проживает на той или иной территории. Если в квартире прописано огромное количество лиц, будьте готовы к высоким начислениям. Привязка справедливая: сколько человек проживает, столько и генерирует мусор.
— Вы сказали, что риск для краевого предприятия – недополучение платежей с населения. Будете работать с населением напрямую?
— Мы будем показывать населению, что нужно платить, доказывая это своей качественной работы. Покажем, что отходы, которые мы своевременно и качественно вывозим, доставляются не на полигоны, а на сортировочные комплексы и не создают новых очагов загрязнения в Приморском крае. Но если эти меры не будут работать, юридический отдел начнёт претензионную работу. Мы предприятие, которое не получает субсидирование нашего тарифа для населения, поэтому мы должны зарабатывать деньги самостоятельно, уплата должна поступать от населения своевременно.
— В связи с реформой могут возникнуть мошенничества. Кому и как конкретно люди должны платить с уверенностью?
— Все управляющие компании выставляют счета жителям, где содержится такая услуга, как вывоз мусора. Ровно на эту стоимость все управляющие компании, которые не работают напрямую с регоператором от лица жителей, должны уменьшить стоимость услуг либо предложить жильцам замену этой услуги на другие: установить видеонаблюдение или же провести дополнительные улучшения мест общего пользования. За этим серьёзно будет следить жилищная инспекция. Жалобы могут поступать как региональному оператору, так и в жилищную инспекцию.
— У вас будет отдел по приёму жалоб?
— Обязательно. Мы формируем колл-центр, сейчас у нас сформирован абонентский отдел.
— С середины этого года региональный оператор принимает активное участие в акциях по раздельному сбору мусора. Он сделал акцию более масштабной, предоставил площадку на территории мусоросжигательного завода. Акции прошли в ДВФУ, в городе Артём. Продолжением этого участия стало открытие во Владивостоке постоянного пункта по приёму раздельного мусора. Расскажите, как к этому пришли, и кто будет обеспечивать работу пункта?
— Одной из обязанностей регионального оператора является внедрение системы раздельного сбора. Мы уже создали отдел для отлаживания системы раздельного сбора. Мы действительно присоединились к движению на определённом этапе и предложили масштабировать хорошее начинание. Мы очень благодарны за опыт, которым с нами поделились. Будем дальше сотрудничать и взаимодействовать.
Мы не ожидали, что такое огромное количество жителей Владивостока хотят участвовать в этом процессе. На каждую акцию за три часа приходит более 800 человек. На последней акции нас посетили около 760 человек, несмотря на ливень. Мы действительно провели акцию в трёх точках, открыли постоянный пункт по приёму раздельного мусора. Обязательно будут бонусы для самых активных жителей при сдаче вторичного сырья. Мы хотим открыть такие пункты в нескольких местах Владивостока. Попытаемся открыть в следующем году пункты во Владивостоке, Уссурийске, Артёме. Во второй половине 2020 года уже будем внедрять придомовой сбор – раздельные баки. Во многих сёлах сейчас мусор возят до ближайшей несанкционированной свалки, нам срочно нужно это устранить.
Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Чистое Приморье". Цель проекта — формирование бережного отношения к природе, среде проживания и экологии, сохранение лесных, водных и иных природных богатств Приморского края.