Директор МКУ "Автоматизированный диспетчерский центр" Татьяна Бердникова каждое утро с 7.30 уже находится на рабочем месте – контролирует работу автобусов, троллейбусов, трамваев Владивостока. Кроме того, решает вопросы о пополнении запасов транспортных карт в киосках и о том, чтобы это были не только карты, но и удобные для школьников браслеты с встроенными чипами. Подробности – в интервью ИА PrimaMedia.
Татьяна Бердникова. Фото: Оксана Киселева, ИА PrimaMedia
— Татьяна Борисовна, несколько дней назад в киоске на площади Семёновской было объявление "Транспортных карт нет!". С чем связано их исчезновение?
— Дело в том, что в августе этого года мы закупили у иногородних компаний-производителей и привезли во Владивосток пробную партию. То есть запустили ее в тестовом режиме – сразу в автобусах и на электрическом транспорте. Напечатали 1000 экземпляров и решили понаблюдать, будет ли спрос. Как видите, горожане оценили удобство пользования такой единой транспортной картой и раскупили первую партию.
Эту карту мы еще называем билетом длительного пользования. Стоит она всего 100 рублей. На лицевой стороне – узнаваемый всеми Золотой мост Владивостока, а на обратной – номер каждой карты и подсказки: о том, что нужно установить мобильное приложение "Транспортная карта", и о том, что, если потеряли её, необходимо обратиться в Центр обслуживания пользователей транспортных карт. Телефон во Владивостоке 236-32-52. Оператором является наше муниципальное казенное учреждение "Автоматизированный диспетчерский центр" ("АДЦ").
Кстати, на прошлой неделе уже пришла вторая партия – сразу 5000 тысяч экземпляров. Так что объявление, которое вы видели, потеряло актуальность – карту снова можно купить.
— Кроме остановки "Площадь Семёновская", где ещё они продаются?
— Также их можно купить на верхней площадке фуникулёра, в диспетчерской трамвая на остановке "Мингородок" (здание ТЦ "Самоцвет") и в диспетчерской троллейбуса на остановке "Автовокзал" (улица Русская, 5).
Срок действия карты неограничен. Как минимум три года сможете пользоваться – если только не будете сушить ее в микроволновке или стирать в машинке.
— Эти 100 рублей, которые пассажир платит при покупке карты, — зачисляются на счет?
— Нет, это стоимость самой карты. А дальше вы пополняете ее в любом отделении и терминальной структуре Сбербанка: банкоматах, информационно-платежных терминалах, а также через ресурс "Сбербанк онлайн". При выходе из автобуса, как и при пользовании обычными банковскими картами, пассажиру необходимо лишь коснуться картой терминала – очень удобно.
В ближайшие дни в продажу поступят также 2 тысячи брелоков и около 400 браслетов синего и серого цвета с встроенными чипами: они тоже дают возможность расплатиться за проезд в общественном транспорте безналичным способом. Для детей браслеты очень удобны: бывает же так, что вы дали своему школьнику деньги на еду и на дорогу, а он потратил эти деньги. Пешком не придется идти, если родители пополнили счет и транспортной карты тоже. Поднес руку к терминалу, приложился браслетом – и терминал выдает билет.
Сейчас мы пока пытаемся наполнить город картами, приучить жителей Владивостока пользоваться ими. Параллельно идет разговор о том, чтобы разнообразить применение этой карты на основе опыта других регионов.
— Где вы заказываете эти карты и браслеты, брелоки? На Дальнем Востоке или дальше, в центральной части России?
— Их производят два завода – в Зеленограде и в Кирове. Сейчас в России всего два таких специализированных предприятия, которые работают по заводским технологиям.
Сами карты работают в Москве и Московской области, Ленинградской области, в Ярославле, Ростовской области, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском и многих других российских городах, регионах.
— Но транспортная карта в Москве — не просто пластик, с помощью которого можно расплатиться, как банковской картой. Во-первых, по "Тройке" в Москве стоимость проезда дешевле, во-вторых, есть различные тарифы на выбор. Какие преимущества будет давать карта во Владивостоке для пассажиров общественного транспорта?
— На первом этапе стоимость проезда стандартная – 28 рублей, и по единой транспортной карте можно совершать не более 15 поездок в течение одних суток.
Льготные поездки у нас тоже будут. Недавно я пообщалась на эту тему с депутатами Думы Владивостока, выступала с докладом на заседании комитета по городскому хозяйству. Теперь депутаты должны принять решение.
ЕТК продают в четырех городских точках. Фото: vlc.ru
Технология единой транспортной карты (ЕТК) – внутреннее построение на Mifare Plus – позволяет на одном пластике реализовывать различные задачи, например, совмещать транспортное приложение со скидками на определенные виды товаров в магазинах определенной группы; зашивать оплаты для детей в школьных столовых. То есть банковскую карту по закону ребенку никакой банк не выдаст до совершеннолетия, а на ЕТК родители могут положить 100-200 рублей, и ученик сходит поест в своей школе – опять же, если будут приняты соответствующие решения на уровне городской Думы.
Можно разрабатывать различные виды дифференцированных тарифов, учитывать персональные данные инвалидов, пенсионеров, студентов, детей и так далее. Опыт других субъектов РФ говорит, что всё это реально, и мы учтём их опыт при разработке своих нормативных документов по использованию возможностей транспортных карт. Например, для школьников Южно-Сахалинска проезд по транспортной карте стоит на три рубля дешевле, чем для остальных пассажиров.
Кроме того, рабочая группа при администрации Приморского края решает вопросы внедрения социальной карты "Приморец" при поездках льготников на общественном транспорте. Речь идет о федеральных льготниках. Сейчас по карте "Приморец" можно со скидкой рассчитаться в аптеках, но с 1 января список ее применения расширится, в том числе, на городских автобусах. Мы будем учитывать эти поездки у себя в "Автоматизированном диспетчерском центре", передавать данные в органы социальной защиты, и конкретным людям будет возвращаться 50% стоимости тех поездок, которые они совершили.
То есть, если раньше никто не покупал билет длительного пользования, потому что пенсионерам очень невыгодно покупать его за пять тысяч рублей, то теперь будет выгоднее по карте "Приморец".
Сейчас идет большая программная работа городских и краевых властей по внедрению льгот на общественном транспорте. При этом от наличных денег, конечно, не уйти, но самый лучший инструмент – это все-таки транспортная карта.
— Почему вы так продвигаете ее?
— Потому что она всегда работает без сбоев, в отличие от обычной банковской карты. Кроме того, повторю, есть технические возможности для того, чтобы ЕТК использовали и дети во Владивостоке. Осталось только документально узаконить и у нас все те хорошие, удобные наработки, которые уже есть за пределами Приморья.
Я согласна с мнением наших пассажиров, что должна быть разница между наличной и безналичной оплатой проезда, хотя бы на два – три рубля. В Петропавловске-Камчатском, например, на рубль отличается. Потому что дать сдачу – это все-таки дополнительная работа для водителя, которая еще и отвлекает его. А так: приложил карту или браслет, соединение произошло, и пассажир вышел на остановке.
— А креативные предложения по дизайну карт принимаете? Или пусть все будут однообразные, с Золотым мостом?
— Новую партию карт – 5 тысяч штук – мы заказали такую же, как первую. А дальше – да, готовы обсуждать изменения, предложения по внешнему виду. Можно даже запустить голосование горожан в интернете.
— Предлагаю на нашем сайте, primamedia.ru.
— Почему бы и нет? Давайте. Чуть позже вернемся к этой теме.