Аэрофлот впервые в истории перевёз 1 млн пассажиров на линии Москва – Владивосток – Москва
19:30
Кандалы Убывающей Луны: эти 2 знака мигом оцепенеют от нищеты с 18 декабря
19:30
В Приморье компанию оштрафовали на 1 млн рублей за взятку и фиктивные работы
19:21
Повышение налогов и пошлин для владельцев квартир – новые нормы с 1 января
19:11
Мэрия Владивостока хочет вернуть недостроенный детсад в собственность для строительства нового
18:40
Новый закон изменит процесс подготовки схемы земельного участка - разбор юриста
18:39
Шалость Львов, гнет Дев и чутье Рыб: подробный гороскоп на 18 декабря
18:30
Тысячи тонн мусора собраны и вывезены с улиц Владивостока городскими службами за год
18:24
Шут, Влюбленные, Солнце: пикантный расклад на любовь с 17 декабря - салют чувств
18:00
Крупные банки улучшают ставки по вкладам
17:46
Светофор для выезда пожарной бригады появился на улице Героев-Тихоокеанцев во Владивостоке
17:40
Яркий и красочный "Зимний бал" с участием оркестра состоялся в школе №9 Владивостока
17:39
Во Владивостоке с 15 января ограничат движение по одной из улиц
17:24
Жительница Уссурийска лишилась семи млн рублей после разговора с лже-полицейским
17:11
Это будет славная охота: кампания в Заксобрание Приморья началась
16:43

Что не так в доработанной Нацпрограмме развития Дальнего Востока: отзыв эксперта

Юрий Авдеев предлагает сделать Владивосток по параметрам сопоставимым с Сингапуром и создать там национальную судоходную компанию и порт
Юрий Александрович Авдеев Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Юрий Александрович Авдеев
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Пока об изменениях в Национальной программе развития Дальнего Востока можно судить лишь по публикациям в СМИ. Доработанная версия направлена на согласование в правительство РФ. Как заявил полпред по Дальнему Востоку, вице-премьер правительства Юрий Трутнев осталось согласовать "источники финансирования, потому что других вопросов по программе нет. Все содержательные вопросы решены". Свои предложения к нацпрограмме и проблемах ее реализации рассказал кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев .

Обеспечение темпов экономического роста в полтора раза выше средних значений по стране, повышение качества жизни дальневосточников до уровня выше среднероссийского, а также остановка миграционного оттока населения — ключевые цели программы развития. Они обрели конкретные параметры, но от этого, к сожалению, не стали более убедительными. Судите сами: поставлена цель остановить миграционный отток и обеспечить рост численности населения до 8,3 млн человек. По отношению к нынешнему уровню в 8,1 млн, вроде бы, позитивное решение. Но, если иметь в виду, что прибавка в 200 тыс. человек — это задача на 15 лет. То, грубо говоря, ежегодный прирост в 13,3 тыс. на 11 субъектов федерации — как-то мало похоже на опережающее развитие. Сопоставляя этот прирост с задачей предполагаемых 450 тыс. новых рабочих мест, "нестыковка" видна невооруженным глазом. Для примера, в начале 90-х численность населения Дальнего Востока (с учетом Забайкальского края и Читинской области) составляла 10,5 млн, а потери за эти годы составили более 2 млн человек, Нынешнюю демографическую структуру населения региона за счет "капельных вливаний" не изменить, а потому рассчитывать на то, что коэффициент рождаемости вдруг увеличится до уровня, когда на каждую женщину будет более двух детей не получится.

В оптимизме нынешнему министру Дальнего Востока не откажешь, особенно, когда он берется за решение задач, у которых нет решения: "Чтобы добиться их (поставленных целей. — Ю.А. Трутнев), надо не просто сделать огромный шаг вперед, а совершить целый марш-бросок. Потому что сначала Дальний Восток должен догнать среднероссийский уровень, а затем его обогнать".

Когда неверно обозначены цели, когда нет стратегии их достижения, когда не определены приоритеты, ни "марш-броски", ни дополнительные финансовые вливания не смогут изменить ситуацию, и цена вопроса — утрата огромной части страны.

Восточная столица России

Восточная столица России. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

В чем проблема?

Российский Дальний Восток становится безлюдным, в то время как в радиусе тысячи километров от Владивостока более 300 млн человек. Эта тенденция сохраняется не год-два — 30 лет. Усилий много, но переломить ход не удается. В стране немало тех, кто искренне считает, что Дальний Восток — обуза, от которой нужно отказаться. Это уже не Аляска, не Курильские острова. Это 7 млн кв. км суши и 5,5 млн кв. км морского пространства в национальных границах. Вкупе это больше территории США или Китая.

Из семи принятых с 90-х годов программ — ни одна не выполнена, Национальную программу развития Дальнего Востока в нынешнем виде ждет та же участь.

Какая цель?

Цели Национальной программы сформулированы амбициозно: 6% рост ВРП в год, прекратить отток населения, достичь параметров качества жизни выше среднероссийских, нарастить товарооборот и инвестиционное сотрудничество с сопредельными странами.

Исходя из сложившихся тенденций и существующих подходов, следует признать, что цели недостижимы.

Экономическую стагнацию в стране можно преодолеть только путем ускоренного развития тихоокеанского побережья, за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, формируя принципиально новые интеграционные связи со странами АТР в тех сферах деятельности, в которых у России сохраняются лидерские позиции и достаточно высок мировой авторитет.

Нужен масштабный ответ на современные вызовы, что возможно только обеспечив мощный прорыв. Прорыв — ключевое назначение Национальной программы, требующее объединения усилий государства, бизнеса и населения. Но консолидация возможна, когда участникам ясны цели и задачи долгосрочного развития, последовательность реализации на десятилетия вперед, и тех конкретных шагов, которые должны быть сделаны сегодня и завтра. Необходимо понимание приоритетов, стратегия выхода на равноправное партнерство с "азиатскими тиграми". Только так можно обеспечить здесь уровень жизни, чтобы сюда приходилось не заманивать "бесплатными" гектарами, а по конкурсу выбирать лучших из желающих жить и работать здесь.

Выбор пути

Альтернативой ресурсному освоению, экспорту сырья с низкой добавленной стоимостью, специализации на транзите, обслуживающим экономики других стран, является новая индустриализация региона, "втягивающая в нее экономики стран АТР, когда те же природные ресурсы и транспортная инфраструктура с помощью национального потенциала страны (финансы, технологии, квалифицированные кадры) ориентированы не на вывоз за рубеж, а на "опережающее" развитие собственной территории.

Человеческие потребности достигли такого уровня, когда даже самые развитые страны не могут их удовлетворять самостоятельно. США нуждается в России для доставки астронавтов на орбиту. Освоение энергетических ресурсов Мирового океана требует объединения усилий. Прогнозы погоды и оценки урожайности, стихийные бедствия и лесные пожары, телекоммуникации и связь, освоение дальнего и ближнего космоса – задачи, которые эффективно можно решать. объединяя усилия многих стран. Препятствиями на этом пути являются конкуренция между странами и соперничество за лидерство.

Почему Россия?

Миссия России — начать формирование принципиально новой интеграционной платформы, где главным является реализация планетарных проектов на основе разделения труда и специализации стран-участников. С этих позиций понятно совместное использование природных ресурсов, создание энергетических сетей и транспортной инфраструктуры, единой технологической базы, регулируемых инвестиционных потоков, эффективных организационных и управленческих структур, когда роль товарно-денежных отношений будет сведена не более чем к учетной функции. В Европе для России подобные перспективы достаточно призрачны, тогда как в Азии через Восток России такое объединение возможно. Площадка Восточного экономического форума – это начало формирования принципиально новой интеграционной повестки для АТР. К этому нас мягко и деликатно пытаются подвигать его участники: определитесь, что вы сами хотите здесь сделать. И с этих позиций понимание каким Востоком нам завещано владеть, обретает вполне конкретное содержание. Думая о будущем, объясняя откуда появляются те или иные идеи, полезно иногда возвращаться к началу, чтобы понять, что является источником развития, при каких условиях это развитие случается. И для этого есть достойный повод.

В 2019 году исполнилось 380 лет с момента выхода русских к Тихому океану. Отсюда начиналось освоение тихоокеанского побережья от Чукотки до Курил, от Аляски до Калифорнии. Царские указы сюда доходили через Иркутск и Якутск. С неудобством расположения центра управления огромной территорией в Охотске приходилось мириться долгих два столетия, которое преодолели, перенеся его в Петропавловск-Камчатский. Уже в апреле-мае 1855 года главная военная база и население города были эвакуированы в Николаевский пост. За три года военный пост превратился в город Николаевск, крупнейший порт Дальнего Востока России, с населением в 1757 человек, заводом по ремонту и сборке кораблей. В это же время идет продвижение на юг, и через десять лет, после захода в бухту Золотой Рог, нареченного "Владеть Востоком" будущего города, сюда из Николаевска переходит главный порт российского Дальнего Востока. А в апреле 1880 года столица Приморской области переезжает из Николаевска в Хабаровку. Но с Владивостоком не все так просто: рассматриваются Посьет и бухта Новгородская, бухта Ольга, и даже Порт-Артур и Дальний на Квантунском полуострове. Но притягательность полуострова Муравьева-Амурского оказалась сильнее. Даже решение Президента РФ о перенос столичных функций как центра управления всей территорией Дальнего Востока (включая теперь и Забайкалье) не вызвало каких-либо вопросов.

Решение о переносе функции управления огромной территорией, сопоставимой с материком Австралией, по существу, на периферию, принятое молниеносно на самом высоком уровне, должно было иметь сильную мотивацию. Важны аргументы в обоснование данного решения.

Инвестиционную привлекательность Приморья сравнивали с Хабаровским краем, не замечая, что позиции Сахалина или Якутии существенно выше. Весомыми аргументами стали проекты судостроительного комплекса "Звезда", "Русагро", Находкинского завода минеральных удобрений, Восточный нефтехимический комплекс, Дальневосточный федеральный университет, и даже пока не существующий научно-технологический и инновационный кластер на острове Русский. Все это здесь есть или будет, но и в других субъектах федерации жизнь не стоит на месте, только все это не имеет отношения к управлению территорией Дальнего Востока.

Самым "убедительным" аргументом в пользу Владивостока, которому придает "особый шарм", это — площадка Восточного экономического форума, в котором участвуют первые лица стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ведущие мировые компании. Но в повестке форума преобладает международная тематика, тогда как в Хабаровске, было время, Дальневосточный экономический форум, в т. ч. с участием иностранцев, преимущественно обсуждал проблемы федерального округа.

Восточная столица России

Дивиденды Владивостоку — "столице" Дальнего Востока —  законодательством не предусмотрены, в управлении федеральным округом будет больше проблем, чем решений, которые потребуется героически преодолевать. За последние годы приграничные деревушки на северо-востоке Китая, превратились в динамично развивающиеся города, позиционируя себя на равных с нашими "самыми крупными" городами. Поэтому вопрос о Мировом городе на востоке России, не фантазия, и не теоретические домыслы — это национальный престиж, приоритетная задача Национальной программы развития Дальнего Востока. У России здесь должен быть город в одном ряду и даже превосходящий Токио и Сеул, Харбин и Далянь, Сингапур и Гонконг. На западе страны — Москва и Санкт-Петербург, на востоке —Владивосток и Хабаровск.

На восток от Красноярска нет ни одного города с населением в миллион жителей. Вместе Владивосток и Хабаровск немногим более миллиона. Им нужно не конкурировать, а сотрудничать, специализируясь на функциях, определяемых данным местом. Функции, которые каждый из них выполняют, масштабные и ответственные: один координирует и синхронизирует действия всех субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, являясь столицей Дальнего Востока, другой специализируется на расширении коммуникаций России и Европы со странами АТР, выполняя роль Восточной столицы России (Тихоокеанской России), что далеко не одно и то же. И в этом ответ на вопрос: каким Востоком владеть завещали предки.

Мировой город

Главные критерии Мирового (глобального) города: высокая численность населения; концентрация штаб-квартир крупных ТНК, международных организаций; мировой финансовый центр; центр обрабатывающей промышленности в мировом масштабе; крупный транспортный и коммуникационный узел международного значения; высокоразвитая сфера деловых услуг.

Владивосток пока не отвечает не одному из этих критериев, как, впрочем, и многие более крупные города России. Преимуществом Владивостока является экономико-географическое положение, которого не имеет 90% территорий России. Многие мировые центры находятся к нему ближе, чем к Москве: Сан-Франциско, Токио, Сеул, Пекин. В XXI веке конкуренция между странами — это конкуренция между городами. По прогнозам ООН, к 2050 году 66% населения земли будут жителями городов и агломераций. В 2014 году из 28 мегаполисов мира, 16 находятся в Азии. К 2025 году планируется, что 7 из 10 самых крупных городов мира — в Азии.

Владивосток

Владивосток. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Решение этой задачи потребует:

—  Определить границы Владивостокской агломерации, решив вопрос о включении в нее части акватории.

—  Наделить эту территорию статусом субъекта федерации, разграничив функции между Приморским краем и Владивостокской агломерацией.

—  Разработать и принять на уровне федерального закона Стратегию социально-экономического развития нового субъекта федерации до конца столетия, выделяя этапы, в пределах которых реализуются конкретные проекты.

—  Разработать Генеральный план развития Владивостокской агломерации на основе Стратегии на период до 2050 года, ориентированный на градостроительное освоение этой территории

—  Сконцентрировать финансовые ресурсы всех уровней на решении первоочередных задач по развитию портовых мощностей, инфраструктурному обустройству, созданию производств, связанных с освоением Мирового океана, включая сюда преференции, предусмотренные федеральными законами о ТОРах, Свободном порте Владивосток, Дальневосточном гектаре.

— Разработать и внедрить на территории Владивостокской агломерации специальный закон об особом миграционном режиме, позволяющим получать гражданство любому инвестору, который "вписывается" в планы развития территории.

— Важнейшим условием формирования города Мирового уровня на российском Дальнем Востоке является обеспечение тесного взаимодействия Владивостока и Хабаровска, каждый из которых специализируется на выполнении определенных функций, исключающих конкуренцию между ними, и усиливающие друг друга за счет согласования действий между собой.

—  Хабаровск ориентирован на выполнении функции центра Дальневосточного федерального округа, координирующего деятельность всех девяти (десяти) субъектов федерации, и там же концентрируется работа Министерства по развитию Дальнего Востока (с филиалами в Москве и в каждом из субъектов региона).

—  Владивосток выполняет функцию центра международных коммуникаций между Россией, Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (с размещением штаб-квартиры Полномочного представителя Президента России, и служб Министерства иностранных дел), предоставляя возможности для размещения на территории консульских организаций стран Азии и Европы, штаб-квартир транснациональных корпораций, финансовых и страховых компаний.

—  Особая роль отводится острову Русский, который в перспективе видится в качестве площадки международного сотрудничества, где для каждого из сообщества АТЭС может быть передана в долгосрочную аренду территория для представления национальной культуры, экономических достижений и народа, и здесь же размещаются представительства городов России, демонстрирующих все разнообразие культуры страны. В усеченном виде и на короткое время эта идея сегодня реализуется как "дальневосточная улица", а могла бы быть реализована в соприкосновении и взаимодействии культур Европы и Азии, что и по масштабу, и по результату будет превосходить значительно.

 Владивостокская агломерация

Владивостокская агломерация в нынешних границах (два городских и два муниципальных района), при невнятной постановке задач, не способна придать импульс динамичного развития Дальнему Востоку. Признаки агломерационных связей наблюдаются в пределах всего юга Приморского края: это 13 муниципальных образований с территорией в 23,6 тыс. кв. км и населением в 1,4 млн человек. На ближайшие десять лет нужно сконцентрировать все преференции, предусмотренные законами о ТОРах, Свободном порте Владивосток, Дальневосточном гектаре, и в кратчайшие сроки обеспечить прирост социально-инфраструктурного потенциала этой территории и инфраструктуры будущих портов. Такой заход позволит повысить эффективность инфраструктурных обязательств государства, это станет привлекательным для инвесторов, а ясное понимание ближайшей перспективы станет стимулом для живущего здесь населения, и мигрантов.

Федеральный закон "Об особом миграционном режиме" в границах Владивостокской агломерации в рамках Национальной программы должен "работать" не только на ускоренный прирост здесь населения, но и стать новой моделью эффективной миграционной политики страны.

Приток населения позволит реализовать крупные инвестиционные проекты по развитию новых портов. Но не "портиков" по перевалке угля, а таких, чтобы они по масштабам и конкурентоспособности не уступали Пусану, Даляню, Шанхаю, Сингапуру. Наращивая скорости и пропускную способность Транссиба и БАМа, Россия может стать наиболее привлекательной для грузовых и пассажирских потоков между востоком и западом. Началом реальных кластеров в Национальной программе должны стать судостроение, подводная робототехника, производство морских платформ, что потянет за собой развитие морского машиностроения, металлургии, и многое другое.

Необходимо переосмыслить и роль Владивостока в его нынешних административных границах. Идея увеличить грузооборот порта вдвое, сулит рост налоговой базы и бюджета города. Но 30 и даже 40 млн т порта Владивосток не сопоставимы с портами Кореи, Китая, тогда как затраты на решение транспортных проблем вряд ли улучшат жизнь горожан. Более перспективным вариантом будет специализация города преимущественно на туристической деятельности, а это уже совсем иные решения. Потребуется вывод промышленных предприятий с акватории бухты Золотой Рог с последующей рекультивацией и восстановлением природной среды. Необходим вывод портовых мощностей промышленного назначения, и специализация на пассажирских перевозках и туристско-рекреационной деятельности как наиболее востребованной.

На отсутствие идей и предложений сегодня Владивостоку жаловаться не приходится. Свои проекты предлагают японские, корейские и китайские компании, подвизаются столичные (КБ "Стрелка"), региональные (омский ИТП "Град") дизайнерские и проектные организации, заказчиком выступает АО "Агентство ипотечного кредитования жилья". Более того, Минвостокразвития для глав субъектов федерации, чтобы те смогли сформулировать предложения в Национальную программу, пригласили специалистов из международной аудиторской компании Ernst & Young Global Limited (EYG).

Не отказываясь и с благодарностью принимая предложения наших соседей, следует помнить, что, решая частные вопросы, всегда будешь натыкаться на общие.

Поэтому постановка вопроса о Мировом городе на востоке России вполне уместна, и задача состоит в том, чтобы обеспечить существенный прирост численности населения. Стратегическим направлением должно стать максимально лояльное отношение и приглашение сюда крупных транснациональных компаний и международных организаций; для страны с таким количеством часовых поясов необходимо формировать здесь мировой финансовый центр; масштабы занимаемой территории и береговой линии позволяют ставить задачу о возрождении центра обрабатывающей промышленности в мировом масштабе; у Владивостокской агломерации есть потенциал, позволяющий сделать её крупным транспортным и коммуникационным узлом международного значения; ничто не мешает нам создать здесь высокоразвитую сферу деловых услуг; федеральный университет из Дальневосточного постепенно должен превратиться в Российский Азиатско-Тихоокеанский университет, в котором будет учиться до 150 тысяч человек, половину из которых составят студенты из азиатских стран.

Первоочередные задачи:

1. Приступить к формированию Мирового города на Востоке России (Восточной столицы России), который будет не только сопоставим, но и превосходить по своим параметрам азиатские города Сингапур, Шанхай, Гонконг, Сеул, Далянь и другие, которые достигли нынешнего уровня за несколько последних десятилетий.

2. Создать национальные порты, по грузообороту, производительности и экологии сопоставимые или превосходящие крупнейшие порты на Тихоокеанском побережье.

3. Разместить здесь штаб-квартиру национальной судоходной компании, осуществляющей управление не только прибрежной территорией Дальнего Востока и национальной акваторией в 5,5 млн кв. км, но которая будет поддерживать статус России как морской державы. Это требует прежде всего национальная безопасность.

4. На базе Центра судостроения в Большом Камне начать формирование территориально-производственного комплекса: от разведки и добычи руды до металлургического производства. Относительно небольшие объемы металлопроката из Южной Кореи – явление временное, что обусловлено кризисом судостроения там. Уйти от зависимости от импорта можно только развивая собственное производство.

5. Задача преодоления дефицита квалифицированных кадров, объясняемая убывающим населением и снижающимся качеством образования, усугубляется рукотворной проблемой слияния гуманитарного и политехнического образования. Вопрос требует глубокого изучения и решения по формированию во Владивостоке трех федеральных университетов: гуманитарного (на острове Русский), политехнического (в Большом Камне), и морского (на материковой части Владивостока). Формирование на базе филиала ДВФУ в Большом Камне Федерального политехнического университета станет мощным импульсом для роста численности населения города. С одной стороны, выпускники каждого из них сегодня востребованы и в стране, и за ее пределами, а с другой – каждый из них мог бы значительно увеличить прием иностранных студентов: кто-то, получив образование, мог бы работать у нас, кто-то стал бы агентом влияния в своих странах.

6. Бурное развитие морской инфраструктуры и портовых мощностей потребует синхронизации технического перевооружения железнодорожных магистралей: Транссиба и БАМа, а также транспортно-логистической составляющей для существенного наращивания грузооборота. При этом в развитии важно добиться соблюдения пропорций между тремя составляющими: скорость – сервис – сохранность.

7. Остается открытым вопрос выбора приоритетов регионального развития. На какие виды деятельности делать ставку: любые произведенные у нас товары неконкурентоспособны на внешнем рынке. И у этого есть основания. Выход – специализироваться на том, в чем нуждаются практически все страны, но не производят у себя, а наш авторитет и опыт в этих сферах неоспорим. Такие приоритеты должны стать вектором развития в нацпрограмме: это космос, океан и культура. Триада, которая может придать импульс развития Дальнему Востоку, многим регионам России, и стать основой для организации интеграционных связей со странами АТЭС на принципиально новой экономической платформе.

8. Долгосрочные цели и открывающиеся перспективы могут стать наиболее сильным аргументом в решении демографических проблем. Ничто так не будет удерживать человека здесь, и ничто так не будет привлекать тех, кто захочет сюда приехать, как ясное представление о целевых установках, и последовательное движение к их осуществлению. Люди не будут отсюда уезжать, и люди захотят сюда приехать, если они увидят, что вся страна работает на реализацию поставленных задач.

9. Важнейшим принципом демографической политики региона должно стать понимание, что в каждом родившимся здесь заинтересованы не только родители, но и государство, которое поощряет рождаемость, поддерживает на высоком уровне материальное положение многодетных семей. Преодолеть демографическую яму предыдущих десятилетий за счет естественного воспроизводства удастся только в более отдаленной перспективе. Поэтому миграционная политика в том, чтобы с одной стороны ориентироваться на соотечественников, а с другой – за счет организованного набора мигрантов, обеспечить значительный прирост социально-инфраструктурного потенциала, что повышает привлекательность территории.

10. Земельный вопрос является камнем преткновения в решении любых задач: пусть то организации бизнеса, жилищного строительства, прокладки дорог и многого другого. Ситуацию усугубляют законы о ТОРах, СПВ, ДВ гектаре. На повестку дня в национальном масштабе встает вопрос о Генеральных планах развития территорий. Принятая недавно Стратегия пространственного развития также не решает эту проблему. Поэтому новый механизм территориального планирования в рамках Национальной программы целесообразно отработать на относительно небольшой территории, в данном случае – территории Владивостокской агломерации, что потом можно будет распространить на остальные территории.

11. Остров Русский должен занять достойное место в Национальной программе. Необходимо принципиальное изменение подхода к определению будущего этой территории, позиционируя ее как площадку международного взаимодействия – модель новых интеграционных связей между странами АТЭС.

Остров Русский

Остров Русский. Фото: Гречанюк Виталий, ИА PrimaMedia

Остров Русский может изменить отношение к Дальнему Востоку и России в целом со стороны ближайших и более дальних соседей в этой части планеты. Для этого достаточно проработать идею создания площадки международных коммуникаций. Президент России на очередном саммите АТЭС сделал предложение всем 20 странам разместить на острове свои культурные центры, которые могли бы представить культуру своих стран для российских туристов. И вместе с тем было бы объявлено, что Россия уже приступила к размещению здесь же на острове своих культурных центров, предоставив возможность 20-ти городам показать туристам из азиатских стран все многообразие архитектуры, науки, быта нашей страны.

С одной стороны, это возможность на относительно небольшой территории представить разнообразие и многоликость азиатской и европейской культур, а с другой — показать, что источниками инвестиций для такого проекта могли бы стать государственные, муниципальные и частные вложения как стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, так и городов России.

Принятое странами АТЭС предложение, по мере обустройства такой международной площадки, позволит рассчитывать со временем на открытие здесь постоянных представительств этого международного сообщества. Причем это может случиться достаточно быстро, если будут решены следующие принципиально важные задачи. Во-первых, сама концепция требует более детальной проработки и определения последовательности действий. Во-вторых, необходимо окончательное решение в чьем ведении находятся земли острова. В-третьих, необходима корректировка законов (ФЗ РФ от 29.12.2014 г. №473-ФЗ, от 13.07.2015 г. №212-ФЗ) в части ограничений по совмещению режимов свободного порта и территории опережающего развития, что может оказаться привлекательным для инвесторов. В-четвертых, необходимо разрешение российским муниципалитетам использовать бюджет за пределами своей территории.

Особую статью перспективных направлений развития острова представляет взаимодействие с министерством обороны. Эта работа требует глубокого изучения и расчета будущих затрат для последовательного перемещения объектов военной инфраструктуры в бухту Холуай, по примеру Сан-Диего (США), где остров Коронадо является и рекреационной территорией, и крупной военно-морской базой. 

Разработка Национальной программы развития Дальнего Востока нуждается в профессиональной дискуссии по многим направлениям, в глубокой проработке всех "за" и "против". Как показывает практика последних десятилетий, ни академические институты, ни региональные вузы, к сожалению, на решение этих задач не нацелены. Для управленческого аппарата субъекта федерации в любом статусе это тоже задача неподъемная. Большие дискуссионные площадки годятся разве для того, чтобы похоронить любую свежую идею, ровно так же, как общественные советы решают частные задачи, не имеющие отношения к перспективе. Поэтому необходим такой интеллектуальный центр, задачей которого будет выработка стратегической линии развития края в интересах России и на благо жителей региона. Такие центры сегодня функционируют в Северо-Западном регионе, в Приволжском федеральном округе, в Красноярске, в Москве. Был такой и во Владивостоке в первой половине 2000-х годов: АНО "Тихоокеанский центр стратегических разработок". А еще нужна политическая воля для реализации задуманного, с тем чтобы наконец начали сбываться пророчества наших предшественников о том, что богатство России будет прирастать Сибирью, и она таки будет владеть Востоком!

222000
43
37