С августа 2019 года в Приморье ведется борьба с африканской чумой свиней. Вводятся карантины в районах, где были выявлены случаи заболевания, в некоторых из них запрещалась охота, иногда даже не только в эпизоотической зоне. Свою точку зрения на ситуацию в "Авторской колонке" ИА PrimaMedia решил высказать заместитель председателя общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае, известный приморский юрист Андрей Беловодский:
— 18 ноября 2019 года было принято Постановление Губернатора Приморского края № 95-пг "О запрете охоты загоном, нагоном и с применением собак охотничьих пород на копытных животных в сезон охоты 2019-2020 годов" (далее – Постановление). Данным Постановлением запрещена добыча копытных животных загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород по 15 января 2020 года при осуществлении традиционной, промысловой, спортивной и любительской охоты в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на территории Приморского края. Таким образом, данным Постановлением ограничены виды охоты на копытных животных на территории Приморского края.
Данное Постановление в СМИ прокомментировали руководитель государственной ветеринарной инспекции Приморского края Дмитрий Кузин, директор краевого департамента охотничьего надзора Дмитрий Панкратов. И стало ясно, что указанное постановление принято также в рамках борьбы с африканской чумой свиней (в самом тексте Постановления указанное основание не приводится).
Если это так, то непонятна связь ограничения охоты в Приморье и АЧС (африканская чума свиней), как одно поможет другому и какие результаты ожидаются.
Запрет (и ограничение в том числе) на охоту не является действенным и единственным методом решения проблем. Об этом также свидетельствует и Приказ Минсельхоза России от 31.05.2016 года № 213 "Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2016 N 43379). Раздел VI Приказа предусматривает установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов АЧС, а также на предотвращение распространения АЧС. Согласно пункту 24 данного раздела охота запрещается ТОЛЬКО в эпизоотическом очаге, даже в первой угрожаемой зоне охота не подлежит запрету. При этом перечни запрещаемых мероприятий являются закрытыми.
На заседании общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае, проходившем 11 ноября 2019 года, прозвучало мнение руководителя Государственной ветеринарной инспекции Приморского края Дмитрия Кузина о том, что охота в целях регулирования численности необходима в целях ликвидации африканской чумы свиней, а любительскую охоту следует ограничить в связи с тем, что результаты этой охоты не контролируются.
Однако руководитель департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края Дмитрий Панкратов на том же заседании отметил, что охоту необходимо запретить полностью в целях ограничения миграции диких кабанов.
Как видим, даже среди специалистов в вопросе борьбы с африканской чумой свиней нет единого мнения. А когда ситуация складывается подобным образом, то самое правильное будет – следовать букве закона. В данном случае, требованию пункта 24 раздела VI Приказа Минсельхоза № 213 о запрете охоты ТОЛЬКО в эпизоотической зоне.
Что касается миграции диких кабанов, то нельзя забывать и о ее естественных причинах. Так, выделяют сезонные и кормовые миграции. Они — ежегодные, и расстояние миграций определяется высотой снежного покрова и наличием кормов. А самое главное, на активность миграционных процессов диких кабанов существенное влияние оказывает вырубка лесов. Снижение продуктивности кормовых ресурсов способствует повышению миграционной активности кабана и дальнейшему распространению природно-очаговой инфекции.
На фоне естественных миграционных процессов возможная миграция кабана, вызванная шумами, производимыми охотниками при загонной и/или нагонной охоте, представляется не столь уж существенной для учета миграции. Так же недоумение вызывает тот факт, что остальные способы и методы коллективной охоты остались разрешены. А коллектив охотников не может быть бесшумным.
Как показывает практика, эффективность мер, связанных только с ликвидацией дикого кабана и запретом охоты, стремится к нулю. Вспышки АЧС продолжают фиксироваться в новых регионах.
Основным источником возбудителя АЧС являются больные, переболевшие и/или павшие от АЧС домашние свиньи и дикие кабаны, а также их органы, кровь, ткани, секреты, экскреты. Передача возбудителя АЧС осуществляется путем непосредственного контакта домашней, в том числе декоративной свиньи, дикого кабана с больным или павшим животным, пищевыми продуктами и сырьем, полученными от них, при контакте с контаминированными возбудителем АЧС кормами, одеждой, объектами окружающей среды, включая почву, воду, поверхности помещений, оборудования, транспортные и технические средства (данные с официального сайта Россельхознадзора).
Таким образом, мы видим очень разнообразный перечень способов распространения АЧС. Следовательно, и работы по предупреждению и ликвидации проблемы должны вестись по нескольким направлениям. Что делается далеко не всегда.
Простым, но достаточно эффективным способом профилактики распространения заболевания может стать сжигание и закапывание туш павших животных. Можно обязать свиноводческие предприятия заключать договоры с охотниками или иными гражданами об оплате действий по сжиганию и закапыванию туш. Либо указанные расходы покрывать из соответствующего бюджета. Если не сделать этого, то весной, после схода снега, при отсутствии достаточной кормовой базы и ослаблении иммунитета диких кабанов возможна следующая вспышка АЧС.
Как вариант, в СМИ призывают охотников при выявлении трупов диких кабанов информировать Управление Россельхознадзора и государственную ветеринарную инспекцию Приморского края. Полагаем, что это не очень эффективно, в связи со значительным расстоянием и неповоротливостью механизма государственных учреждений. Более логичным будет информировать охотпользователей, которых, в свою очередь, следует наделить правом осуществлять данные меры самостоятельно, с последующей передачей акта об уничтожении в соответствующие органы.
Знакомясь с путями распространения заболевания, видно, что распространять его могут не только охотники, но и туристы, сельхозработники, сборщики ягод и дров и т.п. В таком случае запрещать посещение мест, возможно зараженных АЧС, необходимо всем категориям граждан, а не только охотникам. Но это уже перейдет все возможные границы разумного и приведет к огромным убыткам.
Также не стоит забывать и о таких направлениях борьбы с АЧС, как контроль над перемещением сельскохозяйственных животных, кормов, продукции свиноводства, необходимость разработки действенной вакцины, актуализация нормативной базы.
Таким образом, существует несколько направлений работы по предотвращению АЧС, которые требуют внимания, а не только лежащий на поверхности запрет (ограничение) охоты. Работу следует вести по всем возможным направлениям, в строгом соответствии с действующим законодательством, — резюмирует Андрей Беловодский.