Общественная организация "Итальянское национально-культурное общество Севастополя Belpaese" существует с апреля 2018 года. В конце октября этого года в рамках XIX недели итальянского языка состоялся открытый урок на площадке Ассоциации национально-культурных обществ Севастополя. На мероприятии присутствовал председатель новообразованной организации итальянец Роберто Лелли, известный многим севастопольцам по фирменному итальянскому мороженому, которым десять лет Роберто угощает жителей и гостей Севастополя. Журналист поговорил с председателем Belpaese о созданном итальянском обществе, о национальной кухне, о том, как вести малый бизнес, о кадровом "голоде", о том, что изменилось в городе с переходом из Украины в Россию и, разумеется, о планах на будущее. Об этом и многом другом читайте в материале ИА PrimaMedia.
— Роберто, зачем вы решили создать итальянское национально-культурное общество в Севастополе?
— Это нужно было сделать. Как я уже говорил, есть много людей, которые любят Италию, любят разговаривать по-итальянски. Любят, потому что были там, жили, есть родственники. Есть большая связь со всем тем, что связано с Италией, в Севастополе, в Крыму. Я живу здесь 10 лет и чувствую, что надо что-то делать, чтобы объединять людей, кто по разным причинам связан с Италией.
И я решил создать это общество с преподавателем итальянского языка. У неё были уже люди, которые учили итальянский. У меня было много людей, которые часто говорили, что, да, надо что-то делать, что-то вроде ассоциации, сообщества, чтобы встречаться, общаться. И всё пошло. Конечно, не очень активно, как у других обществ в Севастополе: белорусское, украинское, греческое, болгарское. Но мы потихоньку будем проводить мероприятия.
Почти все итальянцы, проживающие в Севастополе, связаны с ресторанным бизнесом – Роберто. Фото: ИА SevastopolMedia
Но пока в Севастополе мало итальянцев, семь-восемь человек. Мы собираемся один-два раза в месяц: общаемся, предлагаем идеи. У меня есть идея проводить сагры, праздники национальных блюд. Сагру пиццы, сагру пасты. Обычно в таких случаях приглашается большое количество людей. Можно пригласить и представителей других национально-культурных обществ, просто покормить, дать попробовать наши национальные блюда. Может быть, весной или летом проведём.
— А чем занимаются итальянцы, которые здесь проживают?
— Последний, с кем я познакомился недавно, занят в стоматологии, в том числе делает протезы. Другой итальянец работает с деревом. Живёт на Северной стороне. У него жена местная. Любой итальянец, который сюда переехал, связан с местной девушкой. Познакомились и поженились. Сначала жили там, в Италии, а потом переехали сюда. А я, наоборот, приехал сюда заниматься бизнесом, женился. Кроме того, в Севастополе есть пиццайолы. Есть и те, кто держит пиццерии.
— То есть в основном это ресторанный бизнес?
— Да, мы преимущественно это и умеем делать. Я мороженным занимаюсь. Начал недавно новый бизнес. Мы хотим дать попробовать наши национальные вкусы.
— Технология приготовления блюд традиционно итальянская?
— Конечно. Я не знаю, как делают бизнес другие. Я всегда говорю про себя. Я использую все качественные ингредиенты, которые можно привезти из Италии. Половина ингредиентов – из Италии. Сахар и молоко покупаем здесь, но остальное – из Италии. Мука у нас итальянская. Итальянцы там покупают и продают здесь. Поэтому мы покупаем здесь. Качество наших блюд итальянское. И должен быть человек из Италии, который будет служить гарантом качества. Тогда будет получаться вкусно.
— Какой бизнес у вас сейчас в Севастополе?
— Сейчас у меня есть итальянское мороженое. Точки находятся в разных местах города. Сейчас немного изменился бизнес. Я здесь 10 лет живу: пять – на Украине и пять – в России. Вообще тяжеловато держать маленький бизнес. Нужно трансформироваться немного, подстроиться. Конкуренция очень большая. Люди так до конца и не понимают, что можно покупать, а что вредно, поэтому стало сложновато. Раньше было выгодно открывать магазины. Недавно открыл помещение, где мы готовим пасту и пиццу. Всё – на итальянской муке. Получается вкусная традиционная рецептура.
Почти все итальянцы, проживающие в Севастополе, связаны с ресторанным бизнесом – Роберто. Фото: ИА SevastopolMedia
— Пять лет вы в России, что по этому поводу можете сказать?
— Обстановка сейчас улучшилась. Строят, ремонтируют дороги. Раньше было немного по-другому, город был международным. Иностранцы сейчас мало приезжают из-за проблем с визой. Недавно мой друг приехал на выставку в Москву и потратил на визу больше денег, чем на билет на самолет. Потом приехал сюда. Всё нравится, но очень дорого всё.
— То есть в плане ведения бизнеса сейчас тяжелее?
— Даже не тяжелее, а просто по-другому. Через три-четыре года я понял, как приблизительно надо вести бизнес. Как было, уже стоит забыть, потому что теперь – это две разных страны, две разных системы. Мы надеемся на будущее. Поменялись люди, система, уменьшились зарплаты. Раньше было более свободно. Я говорю про маленький бизнес. Про большой не знаю, но в маленьком бизнесе – везде большая конкуренция. Много заведений. Но конкуренция должна поднимать качество. Пусть будет.
— Что бы предложили для развития малого и среднего предпринимательства в Севастополе?
— Я был недавно на мероприятии "От идеи до бизнеса", которое было в "Аквамарине". Было много молодежи 18-20 лет. Они должны работать на себя, а не на кого-нибудь. Если есть идея, то есть и бизнес. Конечно, другие проблемы возникают, если ты работаешь на себя. Моя самая большая профессиональная проблема – кадры: сложно найти профессионалов, которые думают о работе, которую они делают, и хотят работать дольше, чем день-два.
— Не хватает поваров?
— Не только. Ещё официантов. Есть проблемы и с налогами, высокая стоимость аренды. Нет долгосрочных договоров аренды с владельцем помещения. В течение 11 месяцев арендодатель может в любой момент поднять аренду. Нет стабильности для развития нормального бизнеса. Нужно менять менталитет, интегрироваться с иностранцами, быть более открытыми.
— Почему вы выбрали Севастополь?
— Был впервые в 2007 году мой друг, который познакомился в Севастополе с девушкой. Приехали сюда, пригласили. Было интересно. Мороженого итальянского здесь не было. У меня всегда была идея за границей открыть что-то вроде мороженого, так как меня учили как технолога. В 2009 году с другом открыли бизнес по продаже мороженого.
Почти все итальянцы, проживающие в Севастополе, связаны с ресторанным бизнесом – Роберто. Фото: ИА SevastopolMedia
— А вы в Италии были поваром?
— У меня экономическое образование. Но всегда работал немного в барах, в мороженом. В мороженом уже 15 лет.
— Своего бизнеса не было в Италии?
— Не было.
— Сколько вам было лет, когда приехали сюда?
— 37. Сейчас мне 47 лет. Я начал заниматься мороженым в 2004 году, после университета, после путешествий по Ирландии, Австралии, Новозеландии, Англии. Потом пошёл в этот бизнес. Я был заинтересован, потому что я – очень хороший потребитель мороженого. Спасибо моего другу в Италии, который мне дал возможность работать в этой области. Там меня научили правильно делать мороженое. Потом пришло приглашение на работу в Англию. И так далее. Я не хотел в Италии открывать мороженое. Мне нужно было другое место. В 2007 год я приехал сюда первый раз. В 2009 году открыли бизнес. Потом через пять лет мы разошлись.
— Не жалеете, что приехали и открыли здесь бизнес?
— Чуть-чуть, когда был переход из Украины в Россию. Тогда немного жалел. Когда думаешь о нестабильности, сложностях добраться до Италии, о том, что стало дороже, чем было раньше, то понимаешь, что недостатки есть. Но ради Крыма, ради природы, ради семьи и бизнеса, в общем, мы уже не можем думать о другом. Но было очень сложно.
— А что говорят ваши родственники в Италии?
— Если я доволен, то и они довольны. Конечно, они до конца не знают, что тут происходит. По телевизору ничего не показывают, и Россия, мол, всегда плохая. Я всегда говорю, что это не так и не надо смотреть это всё. Сейчас получают информацию через Facebook и так далее, что всё хорошо здесь, в России, в Крыму.
— Санкции сильно ударили по вам?
— Ударили. До санкций был прямой самолёт до Рима, было очень много продуктов, которые мы могли использовать при приготовлении изделий. И было полегче самим гостям. И мы могли бы ещё больше развивать город.
— Может, вам интересно было бы привлекать инвесторов из Италии на каких-то условиях?
— Да. Но до сих пор боятся то ли санкций, то ли ещё чего-то.
— В какой сектор экономики вы бы рекомендовали им инвестировать?
— Только не в туризм. Для развития общепита много что можно делать.
— Не планируете уезжать из Севастополя?
— В Испанию есть возможность на три месяца съездить. Меня пригласили как специалиста по мороженому. И есть соблазн остаться там. Понимаете, час-полтора – и я в Риме, то есть живу рядом. И уже люди ждут меня. А здесь сложно: далеко, дорого, нужна виза. Поэтому сейчас думаю.
— Вы до сих пор предпочитаете итальянскую кухню? Или появились другие предпочтения?
— Я предпочитаю итальянскую кухню. Но! У вас шашлык вкусный! Могу поесть холодец, оливье. А в остальном я люблю итальянскую кухню.
— В ближайшее время какие-то мероприятия ваше национально-культурное общество планирует проводить?
— В ближайшее время не знаю. Может быть, проведём мероприятие накануне Рождества.