Автозаправочные станции и предприятия Приморья испытывают острую нехватку дизельного топлива. Бензовозы по 10 часов простаивают в ожидании дизеля. По информации Приморского топливного союза (ПТС), если ситуация не изменится в течение недели, ряд АЗС в крае не смогут обслуживать клиентов. Среди причин топливного кризиса в ПТС называют неподъемные цены на бирже и высокие тарифы на железнодорожные перевозки, сообщает ИА PrimaMedia.
О том, что в Приморском крае начались перебои с дизельным топливом, агентству сообщил глава Приморского топливного союза и гендиректор сети заправок "Комплект-Сервис" Владимир Чирсков. По его словам, проблемы испытывают независимые АЗС, промышленные, сельскохозяйственные, дорожные и другие предприятия края, которые не могут своевременно получать необходимые объемы зимнего дизельного топлива.
"Данные ФАС России и Минэнерго о стабильной ситуации по обеспечению нефтепродуктами и ценам на моторное топливо представляются нам не вполне объективными. Это обобщенная ситуация по стране в целом. В действительности, ситуация в ДФО существенно, в худшую сторону отличается от ситуации в центральной России, республике Башкортостан, Приволжском Федеральном округе. Если ничего не изменится, у независимых АЗС начнется дефицит", — сообщил корр. редакции Чирсков.
Информацию о перебоях с дизелем агентству подтвердили владельцы независимых АЗС. Среди причин эксперты ПТС и участники рынка называют высокие цены на бирже, которые не позволяют приобретать топливо через биржевые механизмы. Также отраслевое сообщество видит проблему в том, что из-за высоких ЖД тарифов в Приморье невыгодно поставлять топливо с разных НПЗ.
В сентябре на биржевых торгах стоимость зимнего дизеля в течение двух биржевых сессий увеличилась с 56100 руб./т (25.09) до 63100 руб./т (27.09) с Комсомольского НПЗ ("РН-Востокнефтепродукт") с учетом жд тарифа до станции Владивосток. И держится на этом уровне по сей день. В пересчете на один литр биржевая цена выше розничной на пять рублей.
Так что зимнее дизельное топливо независимые АЗС в Приморье приобретают по мелкооптовым ценам, на пять рублей дешевле биржевых, у единственного поставщика в поселке Вольно-Надеждинское.
В пресс-службе ООО "РН-Востокнефтепродукт" прокомментировали сложившуюся ситуацию следующим образом: "Компания в полном объёме обеспечивает нефтепродуктами собственную розничную сеть, определяя внутренний рынок как абсолютный приоритет. Продажи зимнего дизельного топлива с нефтебаз ООО "РН-Востокнефтепродукт" в адрес независимых сетей (АЗС) существенно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и продолжают увеличиваться на фоне заметно растущего спроса на нефтепродукты компании. В сложившихся обстоятельствах компания отмечает необходимость увеличения объёмов реализации дизельного топлива другими производителями региона, в частности, Омским и Хабаровским НПЗ".
Как сообщает Приморский топливный союз, ввиду логистических сложностей, перегруженности железнодорожной станции, к которой привязана нефтебаза в Вольно-Надежденском, и недостаточной емкости нефтебазы регулярно происходит сбой выдачи моторного топлива. Бензовозы покупателей вынуждены до 10 часов в сутки простаивать в ожидании нефтепродкутов.
"Ситуация очень плохая. Если она не изменится в течение недели, независимые АЗС начнут останавливаться одна за другой. Налицо необеспечение моторным топливом потребителей. Причем страдают не только автозаправочные станции. Мы получаем массу звонков от предприятий, которые столкнулись с этой проблемой", — комментирует Чирсков.
Одной из действенных мер по улучшению ситуации в Приморском топливном союзе видят снижение жд тарифов на перевозку нефтепродуктов минимум пять тысяч рублей на тонну. Владимир Чирсков, отмечает, что сезонная проблема с перебоями дизеля не нова, и отраслевики давно предлагают варианты ее урегулирования.
Снижение жд тарифа должно стать не коммерческим, а национальным проектом, считает Чирсков. Потому что с 2010 года рост тарифа индексировался РЖД в размере 7-10%. Вследствие этого цена жд тарифа с Омского, Сургутского, Ачинского НПЗ ежегодно увеличивалась от 700 до 1000 рублей за тонну. К 2019 году увеличение составило от семи тысяч до десяти тысяч рублей за тонну, соответственно. В результате РЖД получило высокомаржинальный бизнес по транспортировке нефтепродуктов, а ДФО — неподъемный жд тариф, который негативным образом влияет на формирование цен на моторные топлива. При сниженном тарифе в Приморье станет выгодно поставлять топливо из других НПЗ, и рынок будет насыщен предложением. Рост предложения, отмечают в ПТС, поможет решить главную задачу — снизить биржевые цены.
О тяжелой ситуации с дизельным топливом не только на Дальнем Востоке, но и в стране в целом ранее сообщал РБК глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. По данным РТС, сейчас биржевая цена тонны зимнего дизеля в среднем на 10–12 тысяч рублей дороже межсезонного дизеля, хотя обычно эта разница составляет 2–3 тысячи рублей.
Ранее правительство предлагало отрегулировать биржевые цены так, чтобы они были сопоставимы с мелкооптовыми – это обещание вице-премьера Дмитрия Козака пока не реализовано.