Аукцион, на который 10-го и 11 октября этого года были выставлены шесть лотов на доли квот краба стригуна красного в подзоне Приморье, Западно-Сахалинской подзоне и стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах был признан несостоявшимся, так как заявок от возможных инвесторов и предприятий, уже имеющих квоты на промысел этих глубоководных видов, не поступило. Фактически это был протест против необоснованных экономических расчетов и других условий, выставленных Росрыболовством. Доводы предприятий, ранее озвученные устроителям торгов, не подействовали, и бизнес, как говорится, "проголосовал ногами", в данном случае просто не подав ни одной заявки.
Между тем Росрыболовство планирует объявить в декабре повторный аукцион по продаже квот на вылов глубоководных крабов. Складывается впечатление — уже из чистого упрямства, так как анализа причин провала октябрьского аукциона у ведомства явно нет. С помощью отраслевых экспертов попробуем провести такой анализ самостоятельно.
Фактор экономической целесообразности
Основной причиной неудавшихся аукционов в октябре явилась экономическая необоснованность в расчетах прогнозирования прибыльности добычи этих видов крабов в случае приобретения предложенных долей квот. Эксперты этот важный фактор отмечали давно, но к их мнению регулятор не прислушался. Возможные инвесторы и предприятия, уже имеющие квоты на добычу этих крабов, заявки на участие в аукционах не подали, отказавшись приобретать глубоководные крабовые квоты, являющиеся априори убыточными.
И здесь совершенно несущественное снижение стоимости лотов на 10% ситуации никак не меняет.
По расчетам экспертов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края, начальная цена всех лотов в 780 млн рублей (или в 11 млн долларов США) даже при ее снижении на 10% не выведет промысел глубоководных крабов в зону рентабельности. По их расчетам, аукционные расходы и обязательства постройки новых судов, обремененные банковскими кредитами (так как ни одна компания в этой ситуации не сможет обойтись без кредитов), определяют реальный срок окупаемости более чем в 30 лет. Квоты же, напомним, представляются всего на 15 лет, так что в данной ситуации выигрывают только банки, и все это отчетливо понимают.
Обременение по строительству краболова для промысла на глубинах до 2500 метров
Фактор экономической целесообразности, безусловно, очень важен, но кроме него в условиях аукционов добавляется и совершенно невыполнимое требование о постройке специализированного краболовного судна для глубоководного промысла на глубинах до 2500 метров.
В Росрыболовстве и Совете Федерации спецификация такого судна имеется. Очевидно, что требования к глубоководному краболову значительно выше, чем к краболову обычному.
Дело в том, что все техническое насыщение "глубоководных" судов приобретается за рубежом и изготавливается по лучшим мировым стандартам.
Такое оборудование сегодня в России не производится, ввиду чего требования Постановления правительства № 719 "Об импортозамещении в судостроении" однозначно не могут быть выполнены, а это значит, что судно не будет признано российским.
Вот это обстоятельство само по себе и является непреодолимым препятствием для гипотетических участников аукционов по продаже квот на глубоководного краба, и любой инвестор, пожелавший приобрести эти квоты, неизбежно столкнется с ним.
Да и при всем, даже самом горячем желании "глубоководное" судно уже будет невозможно заказать на верфях Дальнего Востока, так как судостроители ДВ уже заявили о том, что подписали соглашения с компаниями, которые осенью купили лоты на промысел шельфовых видов крабов. Например, холдинг "Антей" еще до крабовых аукционов стал сотрудничать с Находкинским судоремонтным заводом, в сентябре рыбаки и судостроители подписали меморандум. Компания "Сигма Марин Технолоджи" еще за полгода до торгов договорилась работать с "Восточной верфью". И суда уже строятся — 26 ноября на приморском предприятии прошла церемония закладки первого краболова.
А вот группа компаний "Примкраб" рассматривает размещение строительства краболовов на западных верфях. То есть все участники крабовых аукционов еще до процедуры подачи заявки уже знали, где они будут строить суда, и получили предварительные гарантии того, что заказы будут исполнены.
Предварительные договоренности обусловлены нормативной базой
Также отметим, что компании, заключившие договоры на выигранные на торгах крабовые квоты, получили около полугода на то, чтобы предоставить в Росрыболовство копию договора на строительство судов, а также график реализации проекта. Естественно, что такие требования и привели к тому, что рыбаки заранее оговаривали условия и "контрактовали" судостроителей. Затем победителям аукционов , напомним, еще предстоит отчитываться перед Минпромторгом о реализации каждого проекта, и для этого требуется тщательная подготовка договоров.
Судостроение уже сейчас, как уже говорилось, перегружено заказами от компаний, купивших квоты на шельфовых крабов, и инвестор, рискнувший заняться строительством судов для промысла глубоководного краба, просто не сумеет вклиниться в напряженные графики верфей.
Если аукцион пройдет в начале 2020 года, то они придут к судостроителям, когда те уже будут загружены портфелями заказов. И, как уже было сказано, нет технического обеспечения глубоководного промысла, все устанавливаемое на таких судах оборудование – только импортное.
Гипотетически, конечно, на Дальнем Востоке за этот проект могли бы взяться Славянский судоремонтный завод (но его опыт в судостроении – одна баржа) и несколько хабаровских предприятий, которые входят в холдинг ОСК, но и эти заводы сейчас загружены заказами Минобороны.
Опять же в теории можно заказать суда и на западе страны, но в этом случае заказчик строительства может лишиться потенциальных 20% возмещения затрат на строительство краболовов. Напомним, что еще осенью вицы-премьеры Алексей Гордеев и Юрий Трутнев обратились к президенту РФ с предложением о субсидировании затрат на приобретение краболовных судов, построенных в ДФО. И хотя пока официально механизм субсидирования не определен и не закреплен постановлениями правительства, все участники прошедших торгов всерьез рассчитывали на 20%-ное субсидирование затрат. Отсюда — и массовое бронирование заказов именно на дальневосточных судоремонтных и судостроительных заводах.
Еще одна возможная проблема, на которую указали сами судостроители на совещании в рамках визита на судостроительные заводы региона зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина и его коллеги по парламенту Елены Грешняковой, — это серийность заказов и готовность проектов.
Представители верфей акцентировали внимание на то, что если по обычным краболовам понятна серийность и есть готовые проекты, то специализированные суда для глубоководного промысла не имеют готовых проектов. Мнение судоверфей поддерживают и рыбаки, они так выступают именно же за серийность заказов.
По словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, сегодня сохраняется и полная неопределенность с будущими затратами на строительство судов для глубоководного промысла.
Дополнительные риски для инвесторов
В целом проведение "глубоководных" аукционов возможно уже только в 2020 году, а это означает, что купивший лоты на глубоководного краба в начале будущего года сможет приступить к промыслу только в 2021 году, и средства, потраченные на покупку квот, будут, по сути, "заморожены" на целый год.
Дальневосточные рыбаки уже обращались со всеми раскрытыми выше аргументами в Росрыболовство. Общественный совет при Росрыболовстве поддержал обращение к руководству отрасли об исключении глубоководных крабов из перечня объектов промысла, распределяемых на аукционах.
Однако ведомство-регулятор опубликовало заявление своего руководителя Ильи Шестакова о том, что решения о проведении повторных торгов принято – без ясного обоснования, впрочем. Возможно, такая настойчивость — это выполнение требований законодательства, но, например, ранее разыгрываемые квоты на другие виды биоресурсов (в частности, лоты на право вылова сардины в ИЭЗ Японии) после того, как не оказалось заявок участников, повторно на аукционы еще не выставлялись.
Промысловики, работающие на глубоководных объектах, в свою очередь заявили, о том, что ценность и стоимость глубоководного краба значительно ниже, чем у шельфовых крабов, и имеется еще одно серьезное препятствие по продажам продуктов глубоководного краба.
Дело в том, что внутренний рынок России для компаний закрыт. Как отмечает член совета директоров РК "Восток-1" Александр Передня, занимавшийся этим вопросом и выходивший на уровень двух вице-премьеров правительства России, несмотря на понимание сути проблемы заместителями председателя правительства РФ глубоководные крабы так и находятся под запретом к ввозу и реализации на территории России и Таможенного союза — по причине наличия в них органического мышьяка, уровень которого превышает действующие санитарные нормы России, которые морально устарели и не соответствуют международным стандартам. Отраслевая наука, впрочем, обозначает срок проведения необходимых исследований по решению данной проблемы. "Не менее10 лет".
Оборотная сторона вопроса
Глубоководный промысел рыбы и краба — новое направление в мировом промышленном рыболовстве, ему менее 20 лет, и сегодня обладают такими компетенциями только российские компании.
За прошедшее время компании, которые осваивали и развивали глубоководный промысел, по мере накопления опыта модернизировали и переоснащали свои промысловые суда, оснащая их самым лучшим в мире оборудованием, которое позволяет эффективно работать на большой глубине. Эти компании уже имеют современный, специализированный и эффективный флот, которым уже обеспечивается стопроцентный вылов квот глубоководных крабов в Дальневосточном бассейне.
А вот участвовать в аукционе эти компании не имеют возможностей, так как, как уже было отмечено, глубоководный краб не дает сверхприбыли, а, наоборот, требует постоянных вложений в переоснащение судов для развития этого вида промысла.
Так что ситуация складывается следующим образом. Компании, которые освоили и развили глубоководный промысел, обречены на банкротство, их сотрудники — на безработицу. Если эти компании будут участвовать в аукционе, то возложат на себя неподъемные обязательства по выплате аукционной стоимости и постройке новых судов. Если не будут участвовать, то лишатся половины своих квот. Но в любом случае они будут поставлены перед необходимостью ликвидации половины своего современного специализированного на большие глубины краболовного флота. Эти суда окажутся невостребованными в России (учитывая обязательство построить новые), а значит — имеющийся флот надо либо утилизировать, либо продавать. И эти суда действительно востребованы за рубежом, т.е. все наработки и накопленный опыт придется отдать потенциальным иностранным конкурентам. И те 20 лет, когда методом проб и ошибок предприятия совершенствовали флот и развивали промысел, зарубежные конкуренты "пробегут" за один миг, просто купив готовое судно.
И получается, что сейчас методом принуждения к аукционам глубоководного краба (а ведь уже идут и попытки выставить якобы для инвестиций и глубоководную рыбу макрурус) действующих рыбаков толкают к сдаче своего опыта и наработок иностранцам.
Любой инвестор, купивший "глубоководные" квоты, должен понимать, что ему придётся пройти весь этот путь, построить новые специализированные суда и обучить людей, так как никто ему продавать флот и отдавать людей, конечно же, не будет.