Знойная буря удачи: как войти в Новый год Козерогам, Водолеям и Рыбам
17:30
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
17:18
"Я тебе покажу": полиция расследует конфликт между учителем и учеником в школе Находки
15:43
Как перестать тревожиться перед Новым годом и отпустить негативные эмоции— ответ эксперта
14:20
Смертельная авария на льду: водитель выехал на озеро Ханка и врезался в пирс
14:09
"Русская лыжня" откроется во Владивостоке 22 декабря
13:47
Приморцы смогут сегодня как следует выспаться: предстоящая ночь будет самой длинной в году
13:04
В ВДЦ "Океан" ребята со всей России всего за три недели поставили новогодний спектакль
12:28
На дорогах Приморья с начала года погибли 38 пешеходов
12:13
В Приморье ищут тигра, замеченного рядом с жилыми домами
11:39
Во Владивостоке накрыли сеть подпольных казино с криминальными доходами в сотни миллионов
10:20
МТС проведёт масштабную трансформацию группы
10:07
Яркие новогодние утренники для малышей и школьников пройдут в "Роял Парк"
10:00
Ясная и морозная погода ждёт приморцев в субботу
08:33
Заплатите 100 тысяч рублей, если неправильно перевозить новогоднюю елку
07:11

Владимир Заровняев: Газ дает стимул урбанизации территорий Якутии

Специалист газовой отрасли, проработавший "на трубе" 20 лет, уверен: любую проблему нужно рассматривать как возможность для инноваций
13 декабря 2019, 12:17 Общество Человек труда
Владимир Заровняев предоставлено АО "СТНГ"
Владимир Заровняев
Фото: предоставлено АО "СТНГ"
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Газ для Якутии – жизненно необходимое и стратегически важное сырье. Учитывая естественную обособленность и удаленность этой огромной территории от основных транспортных магистралей страны, именно природный газ становится главным видом топлива в 95 населенных пунктах Республики Саха. Газом обогревают дома, газ дает энергию промышленным предприятиям, из газа производят топливо для машин. Газовая отрасль является надежной основой для бесперебойного обеспечения якутян теплом и электроэнергией, начиная с 60-х годов. Сегодня протяженность газопроводов, эксплуатируемых компанией АО "Сахатранснефтегаз", достигла более 7000 километров. Объемы поставки природного газа в 2018г. составили 1669 млн м3. В вопросах кадрового обеспечения партнером СТНГ является Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Национальная компания АО "Сахатранснефтегаз" (СТНГ) продолжает трудовые традиции газовиков-первопроходцев, постоянно стремясь развивать и совершенствовать технологии, проводить техническую модернизацию, отвечая требованиям времени. Именно это в конечном итоге является залогом безаварийной эксплуатации всего инженерно-технического комплекса, начиная от магистральных газопроводов, объектов газоснабжения и заканчивая распределительными сетями. 

Если еще два-три года назад полная информатизация и цифровизация всей газотранспортной системы АО "СТНГ" казалась чем-то очень далеким, то сегодня уже четко определены цели, поставлены задачи, выработаны основные методы, пути и сроки их решения. Во главе этого процесса стоит начальник Линейно-производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ) Владимир Заровняев – опытный специалист газовой отрасли, проработавший "на трубе", как говорят газовики,  20 лет. В интервью он рассказал, каким был его путь в профессии, каким образом организовано обслуживание крупнейшего по протяженности газопровода в Якутии и какими силами предполагается модернизировать систему транспорта газа.

1 / 2

— Владимир Николаевич, откуда вы родом и как попали в газовую отрасль?

— Я родился в городе Вилюйске в 1977 году. Вилюйский район — это первая по значимости в масштабах центральной Якутии газовая провинция, из недр которого идёт природный газ для нужд республики. В 1994 году, когда я окончил школу, существовала государственная программа подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства, и мне повезло в рамках данной программы поступить в Российскую государственную академию нефти и газа им.Губкина в Москве. Благодаря этой государственной программе, тысячи молодых ребят определи своё будущее, выбрали профессию и получили соответствующее образование. Многие из них и сегодня работают в Якутии. 

В 1999 году я завершил обучение и вернулся в Якутию. Пришёл в компанию ОАО "Якутгазпром", и с 11 августа 1999 года я, как говорится, "на трубе".  За несколько лет вырос от мастера-стажёра до главного инженера управления магистральных газопроводов. Прошел сильную и серьезную школу на реальном, весьма непростом, не всегда заметном стороннему взгляду, но очень ответственном производстве. Время было непростое. Менялись организационно-правовые формы, владельцы, названия, руководители газотранспортных и добывающих предприятий республики. За этот период мне довелось работать главным инженером ЛПУМГ, начальником производственного отдела Управления капитального строительства, главным инженером Управления газораспределительных сетей. Таким образом, специфику работы различных подразделений предприятия, порядок их взаимодействия и организационно-производственные связи в масштабах компании в целом мне известны не понаслышке, а, как говорится, изнутри. С глубочайшим уважением, особой теплотой и благодарностью я вспоминаю своих первых руководителей, старших товарищей и наставников, скромных тружеников ОАО "Якутгазпром", с которыми свела меня судьба в первые годы моей трудовой деятельности и позднее, на протяжении всех 20 лет.  Кого-то из них уже нет с нами, но светлая память об этих людях останется со мною навсегда.

— Когда вы перешли на руководящую должность?

— В марте 2013 года Иван Константинович Макаров, генеральный директор компании, доверил мне руководство большим коллективом линейно-производственного управления магистральных газопроводов, насчитывающим около 450 сотрудников. А в целом в компании сейчас работает уже свыше 2 тысяч человек. У нас пять структурных подразделений по различным направлениям производственной деятельности: добыча, транспорт, переработка, газораспределение и строительно-монтажное направление. Именно строители-монтажники сегодня выполняют основной объем в части реализации проектов по расширению, модернизации и реконструкции производственных мощностей.

Система транспорта газа неоднократно переживала непростые периоды: менялись собственники, менялась и технологическая политика. Но труба живёт именно теми людьми, которые на ней работают. Сегодня мы тоже живём в очень непростых условиях. Есть стареющие основные фонды, но ежегодно вводятся и новые объекты. Перед нами стоит задача по эффективному, грамотному и бережному управлению этим имуществом.

— Наибольшие трудности, наверное, связаны с природными условиями?

— Зона прохождения магистральных газопроводов — это зона вечномёрзлых грунтов. При строительстве первого газопровода от Усть-Вилюйского газоконденсатного месторождения применяли деревянные опорные конструкции. Значительная часть газопровода была построена в надземном исполнении. Этот газопровод до сих пор в работе, но в основном за прошедшие десятилетия путем реконструкции он стал подземным. Надземное исполнение осталось только там, где труба пересекает водные препятствия.

Да, зима у нас суровая. Но нужно понимать, что климат меняется, меняются сроки прихода зимы, её продолжительность, и это все чувствуют. В связи с этим меняются гидрологические, геологические условия прохождения газопроводов. Где-то происходит деградация мерзлоты, что неизменно приводит к возникновению непроектного положения трубопровода, влечет за собой появление ряда технических проблем. Здесь, как воздух, необходим всеобъемлющий контроль, мониторинг положения и состояния газопроводов. В течение последних 5 лет мы направляем колоссальные ресурсы на проведение технического диагностирования и экспертизу промышленной безопасности объектов, отработавших свой срок. В соответствии с результатами экспертиз у нас разработана программа ремонтов газопровода до 2023 года. Согласно данной программы в течение последних 5-ти лет ежегодно идет 2–3-х кратное увеличение протяженности участков магистрального газопровода, где выполняются работы по капитальному ремонту, полной замене участков, приведения газопроводов в проектное положение.   В структуре управления создана группа мониторинга состояния линейной части магистрального газопровода, а также группа развития автоматизированной системы диспетчерского управления.

1 / 4

— Расскажите о модернизации системы газоснабжения Якутии.

— Газотранспортная система АО СТНГ является локальной и замкнутой, она ориентирована исключительно на внутреннее потребление газа и не имеет выхода за пределы республики. Сегодня все потребители природного газа прекрасно понимают, что существуют новые энергоэффективные технологии, и мы, как поставщики газа, чтобы оставаться конкурентноспособными на рынке энергоресурсов, должны находиться в постоянном процессе поиска оптимальных решений в части совершенствования технологий и организации производственной деятельности. В этой связи АО СТНГ активно применяет современные технологии при производстве ремонтов газопроводов. В качестве примера приведу тот факт, что мы давно опробовали и уже неоднократно успешно применяли метод горизонтально направленного бурения при прокладке газопроводов через водные препятствия с применением современных строительных материалов.

В 2017 году мы завершили переход на цифровые технологии при построении сети технологической связи с применением скоростных Ethernet-протоколов. Это дало возможность значительно увеличить скорости, расширить информационные потоки передачи голосовой, телеметрической, фото— и видеоинформации. При производстве работ на трассе газопровода очень важен голос. Без наличия связи с диспетчерским и руководящим персоналом производство каких-либо работ на участках и объектах газотранспортной системы категорически запрещено.

Сегодня в республике реализуется масштабная государственная программа "по устранению цифрового неравенства". Ведется строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) по различным направлениям, во многие населённые пункты. Это смелые и хорошие идеи. За прошедшие два года вдоль значительной части магистральных газопроводов нашими компаниями-партнерами проложены линии связи с применением волоконно-оптических кабелей. Протяженность этих линий связи уже составляет примерно третью часть от общей протяженности магистральных сетей. В этом году мы заключили соглашение со специализированными организациями о подключении всех технологических объектов вдоль магистрального газопровода к ведомственной сети технологической связи с использованием ВОЛС.  Это прежде всего автоматические газораспределительные станции, опорные пункты, радиорелейные станции.

На всем протяжении вдоль магистральных сетей размещены около 10 опорных пунктов, где круглогодично присутствуют линейные обходчики. Их основная задача — обеспечение постоянного контроля закрепленных участков газопровода и инфраструктурных объектов, а также передача всей оперативной информации о текущем состоянии основных технологических параметров газопровода. Связь с диспетчером осуществляется по радиостанции согласно утвержденного регламента правил радиообмена. В зимний период они 4 раза в сутки передают информацию о давлении и температуре газа, а в случае неконтролируемого падения давления должны суметь локализовать аварийный участок газопровода до прибытия аварийной бригады. Кроме того, обходчики обеспечивают работу всей инфраструктуры, ведь опорный пункт – это целое хозяйство: гаражи, вахтовые дома, котельные, дизельные и газопоршневые электростанции, склады, емкостной парк топлива, редуцирующие пункты, аварийный запас труб, запорной арматуры и т.д.   

Сегодня мы переходим на новый уровень автоматизации и телемеханизации технологии транспорта газа, вводим автоматизированные системы контроля и управления на объектах, чтобы  находясь за сотни километров, полностью контролировать процессы, происходящие на различных участках газопровода и всех его объектах. В этой связи нами реализуется ряд программ, итогом которых станет создание единой автоматизированной системы диспетчерского управления. Еще совсем недавно, ввиду отсутствия той или иной информации, приходилось по любому поводу направлять ремонтные бригады на значительные расстояния, что неизбежно вело к дополнительному износу техники, расходу ГСМ, привлечению немалых временных, материальных и людских ресурсов, а значит, к увеличению прямых эксплуатационных расходов Компании. Сегодня, с вводом системы телемеханики, благодаря наличию собственной технологической сети связи и передачи данных, мы значительно повысили надежность технологии транспорта газа, эффективность и оперативность в управлении процессами в текущем режиме, а также при возникновении какой-либо нештатной ситуации, её локализации и ликвидации последствий.      

Диспетчеры "СТНГ"

Диспетчеры "СТНГ". предоставлено АО "СТНГ"

— На чем добираются ремонтные бригады?

— Это особая тема. На газопроводе, как известно, категорированных дорог нет и никогда не было. Когда есть зимник, "Урал-вахта" – это наш дом на колесах, а в остальные периоды – это традиционный гусеничный транспорт или вертолёты. Еще совсем недавно объем услуг авиатранспорта составлял порядка 80-ти летных часов в год. Мы ежемесячно летали и доставляли материалы, людей, оборудование, производили смену вахт, совершали плановые и внеплановые облеты трассы МГ в периоды паводка или пожаров. Однако, учитывая текущую стоимость летного часа, нам все чаще и чаще приходится искать альтернативные решения по организации перевозок. Сейчас для выполнения аэрофотосъемки участков газопровода и облета трассы мы все чаще и довольно успешно применяем беспилотные летательные аппараты (БПЛА) с установленными на них видеорегистраторами. В сочетании с классическими гусеничными вездеходами типа ГАЗ-34039 мы уже второй год эксплуатируем отечественные вездеходы на пневмоходу типа ТРЭКОЛ, которые доказали свою эффективность при практически круглогодичном использовании. Любая проблема в нынешнем веке должна рассматриваться, как возможность. То есть, возможность эту проблему решить, применяя современные инструменты.  

В следующем году мы планируем реализовать проект полной реконструкции диспетчерской ЦДУ. Надеемся, что она полностью преобразится. Это будет сочетание цифровых и строительных решений с целью создания автоматизированного центра диспетчерского управления газотранспортной системой на основе аппаратных и программных продуктов Siemens. Огромная видеостена, как экран коллективного пользования с отображением всей газотранспортной системы Общества, автоматизированные рабочие места дежурного диспетчерского персонала, современное серверное оборудование, внедрение программного продукта "Электронный журнал диспетчера" – все это составляющие единого цента управления процессом транспорта газа. Именно отсюда, при необходимости, управленческий персонал будет иметь возможность создания оперативного штаба и осуществлять руководство при возникновении каких-либо нестандартных ситуаций. Видеонаблюдение на опорных пунктах с выводом в диспетчерскую будет налажено уже в следующем году.

1 / 3

— Скажите, все-таки газ – это опасный источник энергии?

— Я бы даже не стал шутить по этому поводу, настолько это серьезно. При правильном отношении, естественно, не надо бояться газа. А для рядовых пользователей скажу, что нужно просто правильно использовать газовые приборы и соблюдать элементарные правила безопасности. Проходить, когда это необходимо, инструктажи и обучение по пользованию газовыми приборами. Доверять установку, проверку и ремонт этих приборов только специализированным службам и организациям.

 Сегодняшняя эволюция технологий продиктована мировыми трендами. Строить повсеместно газопроводы – это очень дорого, не всегда экономически обосновано, да и не всегда возможно. У нас, как и во всем мире, освоили технологии по сжижению природного газа и начали транспортировать его в жидком виде с использованием морского, автомобильного и ж/д транспорта. Совсем недавно железнодорожный состав с первой партией сжиженного газа был отправлен со станции Нижний Бестях в Монголию. В программе расширения и модернизации Якутского ГПЗ одним из этапов также предполагается получение нового продукта — сжиженного природного газа. 

Сегодня мы эксплуатируем газопровод в трехниточном исполнении. Относительно недавно завершилось почти десятилетний период строительства третьей нитки МГ, но не полностью, т.к. первоначальный проект строительства третьей нитки был сокращен на 84 км. Но по инициативе правительства Республики Саха совместно с нашей Компанией вопрос строительства этого участка рассматривается на самом высоком уровне. Это крайне необходимо сделать, так как третья нитка даст дополнительное увеличение пропускной способности системы, а главное, значительно повысит надежность и обеспечит бесперебойность процесса транспорта газа. 

Как только газ приходит в любой населённый пункт, сразу просматривается тенденция увеличения, расширения его территории. Населенный пункт получает новый толчок развития, моментально меняется демографическая картина. Люди понимают, что не надо заготавливать дрова, появляется комфорт, можно на новом уровне обустраивать быт. Они начинают строить двухэтажные дома, занимаются благоустройством. Но это означает, что после прихода "первой волны" газа, через 5-10 лет необходимо будет создавать дополнительные муниципальные программы по расширению уже существующих сетей.

1 / 4

Проект "Человек труда" создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.

196773
43
37