Во Владивостоке преображают 20 пришкольных территорий
13:57
Мэр Владивостока рекомендовал работодателям отпустить сотрудников домой
13:56
Режим повышенной готовности введён в Октябрьском округе из-за непогоды
13:33
С балконом или без: ТОП вопросов о трендах в новостройках застройщикам Владивостока
13:33
Два вагона сошли с рельсов в Приморье
13:22
ВТБ проанализировал покупки россиян в аэропортах
13:18
Движение по двум важным мостам может быть перекрыто в столице ДФО из-за непогоды
13:04
Назначен новый руководитель Дальневосточного таможенного управления
12:59
В мэрии Владивостока назначен замглавы по ТЭК: должность занял Роман Чернявский
12:04
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
12:01
Гран-при конкурса "Серебряный медальон"-2024 достался "Ивану-дураку"
11:47
Пробило лобовое: первые пострадавшие от ураганного ветра в центре Владивостока
11:26
Росгосстрах в Приморском крае застраховал владельца танкера на 16,2 млн долларов США
11:18
Мощный ветер сорвал обшивку с многоэтажки - актуальная обстановка во Владивостоке
11:14
Валит крыши, выбивает окна: что сейчас происходит на улицах Владивостока - кадры
10:39
В мэрии Владивостока назначен замглавы по ТЭК: должность занял Роман Чернявский 12:04
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной 12:01
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным 25 ноября, 18:42
Интервью председателя Думы города Владивостока – скоро на PrimaMedia (АНОНС) 25 ноября, 16:17
Три города в Приморье станут муниципальными округами из-за низкой плотности населения 25 ноября, 12:59
Жители Раздольного выступили против преобразования Надеждинского района в округ 22 ноября, 17:03
Главный коммунист Приморья потребовал закрыть процесс об элитном жилье от общественности 22 ноября, 13:20
Камчатская икра не подошла к столу краснодарского бизнесмена 21 ноября, 12:35
Вектор на рост: модернизация Приморской ГРЭС в 1,5 раза увеличит выработку электроэнергии 21 ноября, 10:27
Сергей Маринин: Способность адаптироваться к переменам — наше преимущество 20 ноября, 15:19
Парламент Приморья просит детского омбудсмена чаще общаться с депутатами 20 ноября, 13:55
В агентстве по делам молодежи Приморья определили временного руководителя 20 ноября, 11:53
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Губернатор Приморья выразил признательность и уважение мигрантам 16 ноября, 16:30
Чем опасны вклады под высокий процент - эксперт раскрыл мало кому известные риски 15 ноября, 14:58

Пора "брить бороды" - от новой программы развития Дальнего Востока ждут большего

Профессор Виктор Белкин рассуждает, почему не работают меры господдержки и что мешает элитам повернуться на Восток
Виктор Белкин ИА PirmaMedia
Виктор Белкин
Фото: ИА PirmaMedia

В ближайшее время будет утверждена новая национальная программа (пока это проект) развития Дальнего Востока до 2025 – 2035 гг. Между тем государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" действует с 2014 года. С тех пор ее переписывали неоднократно, и каждая новая редакция вызывала шквал критики.

В частности, в недавней публикации на сайте ИА PrimaMedia ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев отмечал, что с 90-х годов и до настоящего времени в России было разработано и принято семь подобных программ, и ни одна из них не выполнена.

Автор же этих строк — доктор экономических наук, профессор Виктор Белкин — официальный эксперт Минэкономразвития РФ (Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики), который изучал ход реализации программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", рассчитанной до 2025 года, в 2018 году. Новый проект, считает он, должен учесть предыдущие ошибки.

Первый вопрос — из области формальной логики: нужны ли 7-я, 8-я…, 20-я и последующие программы, если предыдущие не выполняются. С точки зрения формальной логики — да, они необходимы. Не было бы программ — не было бы и финансирования проектов, которые в них включены, из бюджетов разных уровней.

Вместе с тем, чтобы оценить эффективность данной программы, следует ответить вопрос "Будут ли достигнуты поставленные цели развития даже при полной, стопроцентной ее реализации?"

Среди них:

— обеспечение  устойчивости естественного роста численности населения ДФО;

— увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

—— создание в базовых отраслях экономики, прежде всего, в обрабатывающей промышленности, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора на основе современных технологий.

В программе "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" предусмотрены и прописаны многие сотни показателей и индикаторов как по региону в целом, так и по каждому субъекту. Абсолютное большинство из них выполнено и перевыполнено в 2018 году.

К концу 2018 года на Дальнем Востоке созданы 31,8 тысяч рабочих мест (при плане 18,1 тысяч); 10,1 тысяч высокопроизводительных рабочих мест (план 4,04 тысячи). Открылось более 200 новых предприятий. На декабрь 2019 года введено в эксплуатацию 283 предприятия, создано 43 тысячи рабочих мест, инвестиции достигли 788,5 млрд. рублей.

Но важнейший из всех показателей 2018 года пока остался недостижимым. Это рост численности населения. Численность постоянного населения Дальнего Востока и Байкальского региона осталась на уровне 10,6 млн человек в 2018 году при плане 10,7 млн. То есть на уровне 2017 года. За 10 лет на Дальнем Востоке было создано всего порядка 100 тысяч рабочих мест при планируемой численности населения 11,2 млн человек (прирост 600 тысяч человек), а этого явно недостаточно для региона, который занимает 36% территории России.

Почему так происходит? На это есть веские причины. И первая, главная из них, — недостаточность объемов финансирования как из бюджетных, так и внебюджетных источников. С внебюджетными источниками картина ясная и понятная. Пока сильны общеизвестные административные барьеры для бизнеса, отечественные и зарубежные инвесторы предпочитают более спокойные и надежные места. Либо преференции для инвесторов должны быть так значимы, чтобы покрывать возможные риски. Поэтому и не спешат пока резиденты открывать счета в российских офшорах, в том числе на острове Русский. Или возьмем тяжелую ситуацию, сложившуюся в части предоставления земельных участков предпринимателям администрацией Владивостока

По сути, президент обозначил и обосновал необходимость поворота на Восток. Но все ли госструктуры, госчиновники, крупные компании и бизнесмены так уж быстро и повернулись на Восток? Думается, что нет. Процесс это длительный и для многих пока неоднозначный. Достаточно вспомнить, как три столетия назад Петр I прорубал, прежде всего, в головах своего окружения, окно в Европу, в том числе и через сбривание бород.

Глава государства неоднократно давал поручения руководителям министерств, ведомств, крупных компаний и корпораций включать в программы и проекты, которые они разрабатывают и реализуют, дальневосточную компоненту. Из отчета Минвостокразвития за 2018 год в этом направлении видна активность со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, МЧС, Минэкономразвития, Минобрнауки, Министерства труда.

И все же больших проектов, рассчитанных не менее чем на тысячу рабочих мест, пока мало.

Другая важная проблема, связанная с бюджетными инвестициями, – это разрыв между инвестициями в производственную сферу и социальную инфраструктуру, коммуникации. Наиболее ярким, как позитивным, так и негативным примером здесь является развитие Владивостока.

За последние десять лет в городе построены новые мосты, дороги, аэропорт, Дальневосточный федеральный университет, Приморский океанариум, Приморский театр оперы и балета, спорткомплекс "Фетисов арена". Но при этом отток населения из города продолжается. Главная причина – практическое отсутствие значимых инвестиций в производственный сектор с одной стороны и закрытие ранее существовавших предприятий с другой. Прежде всего, молодежь не может найти себе достойной работы с достойной зарплатой и уезжает в Москву, Санкт-Петербург, за рубеж. А вслед за ней, как правило, переезжают родители.

Оценивая в целом значимость и весомость анализируемой госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", можно отметить следующее.

В данном виде она не сможет обеспечить в полной мере достижение ряда национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года. Таких, как ускорение технологического развития РФ, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа, и создание в базовых отраслях экономики высокотехнологичного экспортно-ориентированного сектора.

При этом на другие национальные цели развития российской территории, обозначенные на период до 2024 года, влияние программы пока несущественное, во многом по причине зависимости реализации этих целей от других госпрограмм. Например, это повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; снижение в два раза уровня бедности; улучшение жилищных условий.

Во-вторых, программа содержит огромное количество плановых и отчетных показателей, индикаторов, которые слабо влияют или совсем не влияют на показатели, используемые для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти.

При этом в ней отсутствует ряд важнейших показателей. Я считаю, это прежде всего закрытие (ликвидация) предприятий, организаций по отраслям (сферам) деятельности с указанием численности работников в разрезе субъектов, городов и муниципальных образований, в ТОРах и СПВ.

На Дальнем Востоке в принципе отсутствует систематизация отслеживания реализации инвестпроектов от подписания соглашения о намерениях до запуска реального производства и выпуска продукта.


В-третьих, отмечается необходимость формирования и развития "центров экономического роста субъектов федерации РФ". В ноябре 2019 года Юрий Петрович Трутнев сообщил, что на Дальнем Востоке определены 58 таких центров.

Хотелось бы иметь дополнительную информацию, где именно и в какие сроки планируется их создать, как они будут способствовать достижению национальных целей развития.

Предусматривается, что основной задачей центров экономического роста является "создание комфортных условий жизни людей через модернизацию социальной инфраструктуры". По нашему мнению, эта формулировка недостаточна. Формирование социальной и производственной инфраструктуры должны быть взаимосвязаны. На эту тему я уже ранее приводил негативный пример с развитием Владивостока без должной специализированной производственной инфраструктуры.

На наш взгляд, следовало бы к вопросу формирования центров экономического роста подойти более системно, выделить производственную специализацию и увязать её со специализацией компаний и корпораций, со специализациями ТОРов, СПВ, ДВ гектара.

При этом формирование слишком большого количества центров экономического роста в регионе может привести к неразумному распылению инвестиционных ресурсов. Количество таких центров, их географическая привязка к той или иной территории, а также их специализация требуют, по нашему мнению, дополнительной проработки и обсуждения. Ведь центры экономического роста – это, по сути, образы и прообразы нынешних и будущих дальневосточных агломераций.

И последнее. Управление развитием территории площадью более одной трети России настоятельно требует организации информационно-аналитического центра.

Сегодня уже только в ТОРах и СВП Владивосток реализуются более двух тысяч проектов. И это только начало, будет гораздо больше. Общественно-государственный информационно-аналитический центр необходим для проведения анализа, экспертизы, разработки проектов и стратегий. Проводить эту работу могут временные коллективы, сформированные под определённую задачу, с привлечением необходимых отечественных и зарубежных специалистов — социологов, психологов, экономистов, инженеров, архитекторов, экологов, представителей медицины, образования, культуры, спорта и других.

Оценивая позитивно огромную работу, проводимую в регионе полпредством под руководством Юрия Петровича Трутнева, Минвостокразвития и его структурами, руководителями субъектов федерации, мэрами городов, госслужащими всех уровней управления, бизнесменами и предпринимателями, рабочими и работниками, все же считаю, темпы развития региона являются недостаточными.

Будем надеяться, что в ближайшее время будет утверждена новая национальная программа (пока это проект) развития ДФО до 2025 — 2035 гг., открывающая и формирующая дополнительные перспективы и возможности для ускоренного развития российского Дальнего Востока.

СПРАВКА: Доработанный проект национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года 5 ноября был внесен в правительство в июне 2019 года.

Перед национальной программой развития Дальнего Востока ставятся три ключевые цели: обеспечение темпов экономического роста, превышающих в полтора раза среднее значение по стране, повышение качества жизни дальневосточников до уровня выше среднероссийского, а также остановку миграционного оттока населения.

Для достижения этих целей в нацпрограмме определены конкретные мероприятия, исполнение которых, например, в экономике приведет к росту общего объема дальневосточного экспорта в 1,5 раза, увеличению доли несырьевого экспорта до 40% и поступлению в экономику макрорегиона не менее 11,5 трлн рублей инвестиций. Пока с 2012 по 2018 год Дальний Восток привлек 7 трлн рублей.

205218
43
7