"Госслужба для людей со знаниями, умениями, большим бизнесом — такой же долг Родине, как армия для мужчины. Но вы ведь не служите в армии всю жизнь?" — так в двух предложениях Константин Богданенко объясняет свой приход в кресло вице-губернатора и увольнение.
Один из влиятельных людей Приморья после полутора лет работы в "белом доме" принял решение вернуться в реальный сектор экономики. Константин Богданенко будет строить новый город, бегать марафоны и выступать переводчиком между властью и бизнесом. Об этом, а также о "назначении" начальником Камчатки, стагнации в госуправлении и планетарном мышлении — в интервью ИА PrimaMedia.
"Камчатка поживет пока без меня"
— Начнем с очевидного вопроса: почему вы уволились с поста вице-губернатора, если все шло хорошо?
— Обычно увольнение с высоких постов воспринимаются обществом как крах, потому что принадлежность к власти люди считают привилегией, которая выдается до конца жизни. Я подхожу к этому иначе.
Мне в свое время было для себя сложно объяснить: зачем тратить силы и энергию на работу в госуправлении. Тем более, что быстрого результата не видно. Объяснение я нашел, и оно закрыло все вопросы: госслужба — это такой же долг Родине, как армия для мужчины. У тебя есть перед этой страной определенные обязательства. Поэтому ты должен делать все, чтобы стране чуть-чуть стало лучше. Как на военной службе: пошел в разведку, взял "языка", не допустил диверсанта…
Но вы же в армии всю жизнь не служите, если не планируете стать кадровым военным? Есть те, кто работает в системе всю жизнь, это очень важный труд. Но это точно не то, ради чего люди с деньгами, знаниями, навыками, практикой идут во власть. Если ты такой — иди, послужи год, два — сколько сможешь. Научи людей вокруг, как надо работать — и возвращайся к своим делам.
Такой подход позволяет объяснить все мои действия на госслужбе. И я могу рекомендовать его всем уважающим себя людям, которые чего-либо добились.

Константин Богданенко: Волну перемен уже не остановить. Фото: Фото: предоставлено Константином Богданенко
— Вы свой долг Родине отдали сполна, или пойдете на выборы от какой-нибудь большой или маленькой партии?
— Нет, на выборы я идти не планирую. По крайней мере пока.
— А как же Камчатский край без вас?
— (смеется) Поживет пока без меня. История с моим губернаторством на Камчатке абсолютный фейк — интересно даже, кто запустил эту историю? И ведь все сразу поверили. На Facebook ко мне в друзья постучалось огромное количество людей из правительства Камчатского края — все уже готовы дружить. Прикольная история, но не более чем.
Урбанистическая утопия для активных граждан
— То есть сейчас вы возвращаетесь в бизнес, в DNS, верно?
— За последние годы DNS сильно вырос и превратился уже не просто в компанию, торгующую бытовой техникой и компьютерами. Сейчас это одно из важнейших предприятий Приморья, один из крупнейших налогоплательщиков, напрямую влияющий на экономику и будущее региона.
За два года работы накопилась куча дел, в том числе личных. С начала года заступаю на старую-новую должность в DNS Group. У меня так мозг устроен — стараюсь заниматься новыми проектами.
Сейчас наш самый большой проект — строительство DNS-City. Он появится в ТОР "Надеждинская", в непосредственной близости к поселку Новый. Язык не поворачивается назвать это микрорайоном, это нечто большее — новый город: 20 тысяч человек, 110 гектаров, 600 тысяч квадратных метров жилья. Сдать его планируем до 2024 года.
Но просто построить дома кто угодно может — у нас будет урбанистическая утопия, где все есть: спорт, культура, парки, магазины, все-все-все. Это совсем другой уровень жизни. Мы хотим, чтобы горожане сами формировали комфортную среду. Прежде всего надо сделать так, чтобы новоселы были сразу объединены в конструктивные сообщества: запустить ТОСы, товарищества собственников недвижимости. Чтобы работали все современные механизмы влияния на ситуацию в городе — в том числе онлайн. Я говорю, например, о сервисе гражданской активности Igrajdanin, которая позволяет человеку обращаться к муниципалитету через интернет, без распечатки запросов, отправки их по почте и так далее. Фиксируешь на карте города яму — в приложении или на сайте, а ответственный орган власти тут же получает информацию и начинает реагировать. Отработаем эти механизмы в жилом поселке Де-фриз и "Формат" в районе Прохладного.

Концепция проекта застройки DNS. Фото: Фото: предоставлено DNS
— 110 гектаров? А говорят, земли хорошей в Приморье нет!
— Это частная земля. Чтобы начать что-то на ней строить, мы вынуждены были ее купить. Не очень показательная история. Я рассчитываю, что ситуация изменится и девелоперы будут иметь возможность заходить в совместные с государством проекты. Некое ГЧП, при котором государство предлагает землю, готовую к тому, чтобы на ней что-то делать. Сейчас для этого многое делается.
Надо признать, что с мертвой точки сдвигается и история с обманутыми дольщиками — сдаются долгострои. Опять же — надо много времени, годы, чтобы началось что-то строиться. Почти год длится работа — и только сейчас появляются видимые результаты. Отмечу, что губернатор существенно ускоряет эти процессы.
Еще на Восточном экономическом форуме президенту презентовали концепцию развития острова Русский. Это нестандартное решение, чтобы уже наконец вовлечь в оборот земли Минобороны. И некоторые объекты уже в высокой степени готовности к началу строительства.
— Но вы же понимаете, что можно долго говорить о концепции развития острова Русский — но никуда не делись люди, которые живут в поселках и давным-давно просят построить приличные дороги. Никуда не делись пайщики ЖСК "Остров", которые выходят с пикетами. Президент может обещать на Русском город-сад, но мы же все всё видим…
— Это правда. Но Дом.рф, который обещает сдать объекты, — не человек, это несколько этажей крутой компании в центре Москвы. Очень важно понимать, кто конкретно обещал сдать ЖСК "Остров", ведь системы нет — есть люди. Это неправильно, но это так. Если мы хотим конструктивно взаимодействовать с государством, надо исходить из такого положения дел. Может быть, когда-нибудь мы придем к тому, что появится система и Дом.рф будет отвечает за взятые на себя обязательства. Сейчас это не так.
Можно найти миллион причин, почему Русский остров не развивается. Легче ли от этого жителю поселка Экипажный? И если приедет мэр или губернатор и скажет: "Мы бы сделали, но не можем, потому что денег нет или земля принадлежит Минобороны", — это никого добрее не сделает. Люди голосуют за власть ногами и чемоданами.
Радует, что Кожемяко вводит новые принципы: если вы сидите на территории как главы муниципалитетов, отвечаете за все. И не надо жаловаться. Ваша обязанность — найти способы решить проблему. Не хотите работать — вставайте и уходите. Может быть, чтобы люди начали это понимать, понадобится не только время, но и показательные увольнения.
Рейтинги как способ выглянуть из раковины
— Можете подвести итог почти двухлетней службы?
— Во-первых, мы сдвинули с места историю с инвестиционным рейтингом Приморского края. К рейтингам можно по-разному относиться. Но процесс постоянного соревнования приводит к активизации процессов и к необходимости для чиновников "выглядывать" из своей раковины. За год продвинулись с 76-го места на 55-е, это вполне объективный показатель. Это не первая десятка, так что подтасовок или "политики" тут нет. Вот достигнем 30-ки, как поручил президент, будет другой разговор.
Во-вторых, поддержка малого и среднего предпринимательства. Есть те, кто критикуют работу Центров поддержки предпринимательства или "Мой бизнес". Так 1,5 года назад их вообще не было! Раньше на МСП в Приморье выделяли 30 миллионов, на них закупали грузовички по лизинговой программе, кому повезло. В 2019 году впервые за всю историю выделили несколько сотен миллионов. Да, мы выдаем мало микрокредитов — но пока нет понимания и опыта, как это сделать. В следующем году, я думаю, все перезапустится.

Константин Богданенко на открытии центра . Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Запустили муниципальный рейтинг. К нему можно по-разному относиться, но сейчас предприниматели взаимодействуют напрямую с властями городов и районов. Да хотя бы наличие в муниципалитете градостроительного плана значительно облегчает жизнь бизнесу!
Мы перезапустили инвестиционные советы, и они даже показывают хорошие результаты.
Это все только начало работы. Чтобы увидеть разительный результат, понадобится время. Но волну перемен уже не остановить. А я никогда не стремился занять кресло чиновника навечно — и сейчас, к счастью, появились люди, которые куда лучше меня понимают, как управлять процессами в государственной системе.
— Кто, например?
— Губернатор. В Приморье сложился лучший из возможных на Дальнем Востоке сценариев. Я согласен, что в крае кризис госуправления, что народ не доверяет власти после 2018 года. Но в текущих условиях лучше, чем есть, быть не может.
Конфликт — залог эволюции
— В свое время вы скептически относились к Инвестагентству Приморского края и даже хотели его ликвидировать. В общем, хотели бороться со злом, а не возглавить его!
— Два года работы даром не прошли, надо было передать дела новому вице-губернатору, одному из самых продуктивных управленцев в администрации Приморья, Константину Шестакову и его команде. Переходный период надо было обеспечить, поэтому я остался в системе. Мы взяли тайм-аут, за месяц-полтора процесс завершился.
А в ситуации с Инвестиционным агентством есть глубокая подоплека. Подобные организации в свое время появились почти во всех регионах по рекомендации правительства. Они в конечном итоге нужны были для улучшения инвестиционного климата, снимать барьеры. И, наверное, хорошо было бы, чтобы Агентство работало в этом направлении.
Но из него долгие годы пытаются получить результат касающийся и экономики, и больших проектов, и малого и среднего бизнеса. В итоге непонятно, чем оно вообще занимается. В том числе и тем, кто работает в агентстве. Может быть, лучшим выходом было бы его перезапустить. А закрытие — это один из инструментов перезапуска.
Глобальная проблема заключалась в том, что у нас долгое время никто не занимался экономикой, не управлял на основе программы развития Дальнего Востока, стратегии развития края.
Множество грамотных специалистов перетекло в федеральные структуры, которые "высадились" сюда для подготовки города к АТЭС. И вслед за ними уехали из Приморья. Появился губернатор Владимир Миклушевский, человек из образования. Я думаю, что он просто не знал, как управлять процессами. Это не претензия, а констатация факта. В комплексном плане развития Приморского края обозначены объекты, которые можно построить за счет федеральных средств. Несколько десятков — и не высокотехнологичных. ФАПы, поликлиники, сельские дома культуры — это "коробка" из сендвич-панелей. Беспомощность была такая, что даже это никто построить не мог!
И как-то так сложилось в этой системе, что экономический блок работы в крае превратился в некий конгломерат вообще всего, что связано с экономикой. Сейчас он совмещает в себе две большие сферы: стратегическое экономическое планирование и развитие предпринимательства. А они очень сильно отличаются. Надеюсь, у нынешней команды хватит энергии и сил, чтобы эти направления разделить и перестать мешать мух с котлетами.
— А на чем, все-таки, стоило бы сфокусироваться в работе агентства? Государственно-частное партнерство, малый и средний бизнес, крупные проекты?
— Я бы превратил Инвестиционное агентство именно в инструмент развития экономики. Для МСП у нас есть очень хороший инструмент: центр "Мой бизнес". Все просто и даже по названию понятно. Инвестагентство — центр работы с инвестиционными проектами.

Константин Богданенко. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
— Вы вновь вернулись в руководство приморского отделения ассоциации предпринимателей "ОПОРА России". Но ведь сегодня тысяча агентств, фондов, корпораций, уполномоченный по правам предпринимателей — малому и среднему бизнесу помогают все. Зачем нужен еще один орган?
— Ключевая проблема сегодня: отсутствие взаимодействия предпринимателей и органов государственного управления. Во многом это позиция бизнес-сообщества, оно не особенно стремится к контакту. И уж точно бизнесмены не разбираются в том, как работают органы власти. И не должны разбираться! Это тонкости. Для этого и нужны профессиональные объединения.
Опять же, к сожалению, в стране за долгие годы отлично развили запретительные механизмы. В них мало что зависит от конкретных людей. А вот разрешительной системы, созидательной, нет. И чтобы чего-то добиться, надо переходить в парадигму взаимодействия с людьми. Ты смотришь, где у тебя работают знакомые и приходишь к ним. Пока так.
Показатель развитого гражданского общества — большое количество общественных и отраслевых организаций, формирующих позицию в отношениях с государством. Как пример: ОПОРА России или Ассоциация резидентов ТОР и СПВ. Люди, объединенные одной задачей и идеей, собрались, скинулись деньгами. Последнее важно — таким образом работает исполнительный орган, который консолидирует запрос и превращает их в позицию разговора с властью: формирует обращения в администрацию, правительство, силовые органы, жалобы, оформляет инициативы. Тогда возникают две стороны, которые работают как производители противоугонных систем и угонщики: каждый стремится к тому, чтобы сделать что-то лучше. Так и возникает прогресс, эволюция. Нам до таких идеальных отношений еще надо дорасти. И хорошо, если эта прекрасная пора настанет при нашей жизни.
По большому счету, власть и бизнес хотят одного и того же, говорят об одном и том же — но на разных языках. Я знаю оба. Поэтому для меня важно сейчас этот навык направить в полезное русло.
— И еще об одной стороне вашей деятельности, беговом клубе RunDNSRun. Марафоны продолжите организовывать?
— Конечно, проекты, связанные с марафонами, остаются. Полным ходом идет подготовка к ледовому полумарафону — 22 февраля пробежим 5, 10 и 21 километр по замерзшей бухте Новик. Радует и то, что у горожан постепенно меняется отношение к массовым забегам — многие понимают, что дороги перекрываются не навсегда и что есть объездные пути. К тому же любителей бега у нас все больше и больше.
Марафоны в наши дни являются украшением многих крупных городов по всему миру — и почему бы не превратить их в еще одну туристическую "фишку" Владивостока.
— К слову о Владивостоке — раз губернатором Камчатки или другого региона вы быть не хотите, то что насчет мэрского кресла?
— Пожалуй, пока с меня хватит и строительства нового города. А вообще, Владивосток — лучший город земли. Лично для меня это столица планетарного масштаба, а не только Дальнего Востока. Может сейчас он так не выглядит, и это кажется далеким будущим. Но чтобы оно наступило, к городу так нужно относиться уже сейчас. Как к столице всего мира. И тогда в головах у людей, которые здесь живут, и у чиновников, которые городом управляют, барьеров не будет. Тогда и дороги, школы, жилье — все будет строится таким, каким по нашему представлению это должно быть в столице мирового масштаба. Именно такого подхода к решению задач желаю придерживаться новому правительству Приморского края.