Предпринимателям в Приморье 2019-й год принес как новые проблемы, так и новые возможности. После крабовых аукционов появились перспективы развития судостроительной отрасли. Дальневосточная ипотека под 2% сделала доступнее ипотечное кредитование и обещает подстегнуть строительный рынок. Вместе с тем тяжелый период переживает розничная торговля: обязательная маркировка, отмена единого налога на вмененный доход и переход на другие системы налогообложения поставили многие предприятия на грань закрытия. Стрессовая экономика усугубляет ситуацию. Чем 2019 год запомнится бизнесу, и какие надежды и опасения связаны с 2020-м — ИА PrimaMedia рассказали эксперты.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
Главным событием уходящего года и одной из поворотных вех для рыбопромышленного комплекса стали крабовые аукционы. Более полутора лет продолжались споры о том, нужно ли их проводить, в какой форме это делать, и какой объем ресурсов реализовать. В конце концов, в мае этого года президент принял решение, подписав закон об изменениях в ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". На аукционы было выставлено 50% общедопустимого улова всех крабов, выручено более 142 млрд рублей. Правительство полагает, что это должно стать толчком для строительства краболовного флота на территории в том числе Дальнего Востока. Насколько оправдаются прогнозы — покажет время, а пока продолжаются обсуждения, какие верфи примут заказ. Закон содержит сырые моменты — их еще предстоит проработать. От результатов крабовых аукционов, я думаю, будет зависеть распределение по подобному принципу и других рыбных ресурсов. У рыбаков и Федеральной антимонопольной службы разные позиции на этот счет. Споры продолжаются. Посмотрим, что принесет следующий год.
Директор ООО "МАРКЕТОПТТОРГ" Андрей Водеников:
Для мелкой розницы год был тяжелый. Но это лишь генеральная репетиция, потому что 2020-й будет еще тяжелее. Только предприниматели поставили онлайн-кассы — вводят маркировку. Со следующего года будут маркироваться табачные изделия, обувь, с 1 марта — еще ряд товаров. Нагрузка растет, и для того, чтобы соответствовать требованиям законодательства, нужно нести дополнительные затраты на техническое обслуживание. Я уже не говорю про единовременные выплаты, например, считыватели штрих-кодов пришлось поменять на 2D, чтобы читать маркировку.
Но самое худшее — отмена единого налога на вмененный доход и переход на упрощенную систему налогообложения (УСН) с минимальным налогом 6% с оборота. Это очень много. Такие налоги предприятия не потянут и будут вынуждены закрыться. По всему городу, краю, закроются киоски, павильоны, небольшие магазины. Представьте, средняя наценка на табак 8% максимум, так как она регулируется МРЦ — максимальной розничной ценой. "Упрощенка" — 6%. И что будут предприниматели делать с двумя процентами, учитывая, что уже сегодня они проявляют чудеса изобретательности, чтобы платить аренду, зарплаты и закупать продукцию? Наша компания более 20 лет специализируется на продаже табачных изделий. Сейчас мы не ищем отходным путей, их нет. Живем сегодняшним днем.
Директор "Городского риэлторского центра" Сергей Косиков:
Этот год стал годом изменений для рынка новостроек. Переход застройщиков на счета эскроу, дальневосточная льготная ипотека под 2% — события, которые отразятся как на первичном, так и на вторичном рынке жилья. Мы уже видим эти изменения, но оценить более полно их предстоит в 2020 году. Для риелторов он будет непростым, так как в Приморье заходят сразу три крупные федеральные франшизы риелторских агентств — "Макромир", например. У них другие технологии работы, нестандартные для приморского рынка. Соответственно, конкуренция обострится, и местным риелторским компаниям придется перестраивать свою работу, менять форматы. Мы к этому готовы. Могу сказать, что неизменным для нас останется одно — клиентоориентированность.
Предприниматель, дальнереченский лесопромышленник Ёкуб Фозилов. В 2014 году арестован по статье 210 УК РФ "Создание преступного сообщества". В 2019 году полностью оправдан. По словам Фозилова, его дело было сфабриковано "лесными коррупционерами".
Этот год стал для меня поворотным. В 2014 году против меня сфабриковали дело. Почти три года я провел за решеткой и в мае этого года был оправдан. Было доказано, что я не создавал организованное преступное сообщество, а в конце года с меня сняли обвинения и в незаконных рубках. Доказано, что в Приморском крае существовала банда полицейских — она занималась рейдерством, давлением на бизнес. Люди, которые хотели посадить меня в тюрьму, среди которых сотрудники лесного отдела ОБЭП края, привлечены к ответственности. Но не все. Кто-то ушел в лесной бизнес. Мы этого так не оставляем и продолжаем добиваться справедливости. У нас есть доказательства. В том числе найден пострадавший от рук тех же преступников. Он оказался за решеткой, а в это время его бизнес перешел рейдерам.
Почему столько внимания именно к моему делу было все эти годы? Во-первых, оно поражает этой вопиющей наглостью, враньем — настолько, что за меня вступилась широкая общественность, жители Дальнереченска собирали подписи в мою защиту, писали во все инстанции — от генпрокуратуры до комиссии по правам человека. И я сам не сидел сложа руки. Боролся, пока был в тюрьме, "звонил во все колокола". Надо распространять информацию — стараться, чтобы этот "звон" дошел до каждого. Когда обо мне стали больше говорить, начали всплывать другие факты, бандиты стали совершать ошибки и в конце концов попались. Сегодня я хочу сказать спасибо всем, кто принимал участие в моем деле. Благодаря вам я на свободе, и у тех, кто находится в аналогичной ситуации, есть живой пример — сдаваться нельзя, пусть даже ты имеешь дело с правоохранительной системой.
Генеральный директор ООО "Эколос — Дальний Восток" Алексей Бурдюк:
Судя по итогам последнего Восточного экономического форума, к нам пришло адекватное понимание того, что Дальний Восток сегодня развивается по сырьевым направлениям. Если три года назад говорили о промышленном буме, сегодня основная повестка связана с сырьевыми, логистическими ресурсами, удобным местоположением для экспорта угля. Когда-то мы думали, что ТОРы загрузят новыми предприятиями, которые будут работать на внутренний рынок. Сегодня говорим уже о другом. Это нельзя назвать разочарованием. Это понимание ситуации, данность, с которой нужно работать.
Для нас год был удачным, потому что развивается экологическое законодательство, строятся и модернизируются порты. Мы производим оборудование для крупнейших портов Приморского края, завода "Звезда" и ТОРов, которые пока еще обеспечивают инфраструктурой за государственный счет. Но большие стройки закончатся. Вот тогда может прийти осознание, что Дальнему Востоку и всей стране надо отходить от сырьевого сектора, и мы можем получить второе дыхание. Либо мы можем столкнуться с трудностями, лишившись прежних объемов заказа — и это будет общая проблема.
Предприниматель, координатор по Приморскому краю "Ассоциация малоформатной торговли" (АМТ) Сергей Коваленко:
В этом году малому и микробизнесу во Владивостоке и Приморском крае пришлось нелегко. Проблем много, говорили о них часто и предметно. Поэтому сейчас мне хотелось бы пожелать, чтобы в новом году власть услышала предпринимателей и решила вопрос нестационарных торговых объектов (НТО). Люди, которые заняты в этом бизнесе, — местные "крестьяне", которые "сеют хлеб". Если им действительно помогут, сделают так, чтобы НТО, малый бизнес процветал, насколько это возможно, с пользой для бюджета, для жителей города и края, это войдет в историю. Мы станем городом, регионом, который смог решить очень важную проблему. Я очень надеюсь, что будет именно так.
Председатель Ассоциации поддержки резидентов свободного порта Владивосток Антон Скорик:
Уходящий год прошел для меня под знаком туризма. Я вижу, что появляется все больше проектов в туриндустрии. В последнее время Владивосток показывает очень хорошие темпы роста турпотока из Южной Кореи — на 30-40%. В этом году город принял около 300 тысяч корейских туристов, в прошлом было 220 тысяч. Также увеличивается трафик из Японии. Вокруг туристического рынка — ажиотаж среди резидентов свободного порта. Мы строим четырехзвездочную гостиницу под международным брендом Novotel во Владивостоке, в статусе резидента свободного порта (СПВ). Планируем в следующем году ввести ее в эксплуатацию. Также несколько резидентов СПВ строят и проектируют гостинично-рекреационный комплекс на Шаморе, другие продолжают вторую очередь строительства комплекса "Теплое море".
В производственной сфере развивается рыбопереработка, три предприятия в ТОР "Надеждинская" — в активной фазе строительства. Можно выделить проект "ДНС" по крупнопанельному домостроению. По моим оценкам, на туриндустрию приходятся 25% от всех проектов в СПВ. Кроме того, по официальной информации "Корпорации развития Дальнего Востока", еще почти 30% проектов относятся к сфере транспортно-логистических услуг. Соответственно, перспективы большие.
Генеральный директор компании "Доброфлот" Александр Ефремов:
Год для нас связан с реализацией больших планов. Группа компаний "Доброфлот", согласно заключенному с государством инвестиционному соглашению, построила береговое рыбоперерабатывающее предприятие в Большом Камне и получила обещанные доли квот: 12 тысяч тонн на вылов минтая и 1,8 тысячи тонн сельди. Это результат большой двухлетней работы. Как только квоты будут освоены, к марту месяцу мы запускаем производство в полном объеме и начнем перерабатывать рыбопродукцию. Добавим рабочих мест. В компании уже сегодня работают более 4,5 тысяч человек. А будет работать еще порядка 500-600. В планах — задействовать 5,5 тысяч.
Я считаю, у береговой рыбопереработки большие перспективы. Сегодня производственные мощности, которые производят готовый продукт для розницы, сконцентрированы в Китае, так что ниша свободна. Задача компании "Доброфлот" и других компаний рыбной отрасли — ее заполнить.
Генеральный директор Славянского судоремонтного завода (СРЗ) Андрей Якимчук:
В этом году у заказчиков по нашей линии хуже стало с деньгами — все стараются при любой возможности не платить. Если раньше в договорах прописывались штрафы, и это была просто формальность, сегодня используется любая зацепка, чтобы взыскать штраф. По госконтрактам ситуация не улучшается — неплатежи также случаются, участились задержки оплаты. Плюс контролирующие органы давят проверками и штрафуют по максимуму. Это реальность, в которой приходится работать. Хотелось бы ее изменить, но пока нет особых подвижек.
При этом нельзя не сказать о хорошем — у нашего предприятия образовались перспективы в судостроении. Сейчас нарабатываем практику. Появились заказчики, мы обросли специализированными механизмами под судостроение. Ведем переговоры с потенциальными заказчиками на краболовы. Есть шанс заключить договоры. В любом случае, если раньше "Славянский СРЗ" занимался только судоремонтом, то сейчас не боимся судостроения и везде участвуем. Подтянули специалистов из Кореи, где продолжается кризис судостроения: они видят перспективы в Приморском крае, а это уже о многом говорит.