Заявление полпреда президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева о децентрализации строительства инфраструктуры на территории опережающего развития — передаче части функций "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ) на региональный уровень, прозвучавшее в декабре 2019 года, в настоящее время изучается бизнес-сообществом. Своей точкой зрения по данному вопросу с корр. ИА PrimaMedia поделился председатель Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", общественный уполномоченный по вопросам осуществления предпринимательской деятельности на территории Свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития и иных особых экономических зон Алексей Тимченко.
— Я бы сказал, что это логично. Это нормальная практика взаимодействия региональных и федеральных властей и бизнеса именно с точки зрения вхождения проектов, их сопровождения и обеспечения необходимой инфраструктурой. Поэтому я считаю, что это хорошее и своевременное решение. Благодаря этому у Приморья появляется больше инструментов влияния на компании, расположенные на территории региона, на те же самые ФГУПы, МУПы и т.д. Допускаю, что именно город, муниципалитеты и регион более четко понимают, где и какой инфраструктуре лучше появиться. Такие вопросы часто возникали в рамках реализации федерального закона о Свободном порте Владивосток, когда регион не всегда знает, что происходит и какие проекты одобряются, — сказал собеседник агентства. — Не случайно возникла потребность в создании управляющей компании в лице Корпорации развития Дальнего Востока, которая занимается, в том числе, вопросами строительства инфраструктуры. Однако Юрий Петрович Трутнев правильно заметил, что сегодня в ТОР и СПВ реализуются более 2 тысяч проектов. Это много. Когда всё только начиналось, резидентов было 10, потом 50, и этим можно было управлять с площадки Минвостокразвития. Теперь же, когда количество резидентов измеряется тысячами, это нерационально.
При этом, напомнил Алексей Тимченко, у КРДВ останется немало функций: это вопросы выделения земельных участков, подключение к газу, взаимоотношения с АО "Газпром", защита инвесторов, контроль над проверками резидентов, регистрация инвесторов в статусе резидентов.
— Работы хватит всем. В том числе и региональному отделению "Деловой России" в Приморье. В свое время мы создали "Консультационный центр малого и среднего предпринимательства (МСП)", который оказывает реальную помощь приморским компаниям в вопросах финансового и налогового сопровождения, дает юридическую консультацию, а так же помогает стать резидентами Свободного порта Владивосток. Эта поддержка необходима в большей степени тем предприятиям, которые возникают впервые, либо приходят из других регионов, либо привлекают иностранные инвестиции. Разумеется, им приходится нелегко, поскольку они попадают в малознакомую им среду, в которой с трудом ориентируются. И понятное и четкое сопровождение им не помещает, тем более что мы оказываем его бесплатно. Мы консультируем прежде всего с точки зрения применения тех или иных норм, правил в рамках ТОР и СПВ, — сказал Алексей Тимченко.
По словам лидера приморских "делороссов", организация отслеживает всё, что происходит на площадках ТОР и СПВ, начиная с 2015 года.
— Мы считаем, что режимы ТОР и СПВ — один из самых эффективных инструментов федеральной поддержки дальневосточного бизнеса. Хотя сейчас появляются и определенные региональные инструменты. Особо можно отметить принятие регионального закона о приоритетных инвестиционных проектах Приморского края. Это тоже определенный вклад в развитие инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности нашего региона, — отметил Алексей Тимченко.
С точки зрения Приморского регионального отделения "Деловой России", федеральные законы о территориях опережающего развития и Свободном порте Владивосток на территории Приморья реализуются успешно. Появляются новые предприятия, которые дают определенный, хорошо видимый прирост в региональную экономику.
— Понятно, что не так быстро возникает инфраструктура, которая планировалась. Может, не так сильно насыщается налогооблагаемая база предприятий, но тем не менее, прирост идет, и эффект от этого есть. Другое дело, что кто-то ждал его быстрым и взрывным... Но я считаю, что это в принципе невозможно. Можно обратиться к опыту других стран, там, как правило, "обкатка" таких режимов происходит 5-10 лет. Поэтому все, что у нас происходит, вполне естественно, — подчеркнул собеседник агентства.
Конечно, процесс протекает не без трудностей. Кое-кто из резидентов сходит с дистанции, есть уже расторгнутые соглашения. Тем не менее, любой негативный опыт – тоже опыт. Он помогает выявить ошибки, проанализировать их и не допускать в дальнейшем. Не менее важно учитывать положительный опыт, распространяя успешные кейсы в той или иной отрасли. Особенно если эта отрасль – реальное производство.
Со своей стороны, резиденты ТОР и СПВ сами говорят о трудностях, с которыми они сталкиваются. Так, на сессии "Новые решения для ускоренного экономического роста" в рамках ВЭФ-2019 обсуждалось, насколько компаниям-резидентам удается воспользоваться налоговыми и таможенными преференциями специализированных режимов. Как оказалось, здесь имеется немало проблем.
Например, проблема фактической отмены льготы по социальным взносам в различные фонды по закону № 300-ФЗ. Сегодня их нельзя применять к сотрудникам, нанятым до августа 2018 года. Бизнес получает огромные суммы доначислений. Это очень опасная тенденция, которая может привести к банкротству резидентов, потере авторитета идеи СПВ у бизнеса.
Как рассказал Алексей Тимченко, "Деловая Россия" подготовила целый ряд обращений по этому поводу.
— Думаю, в 2020 году усилятся вопросы, связанные с развитием инфраструктуры территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Более того, мы видим, что идет масштабирование этого процесса, особенно это проявляется в других регионах Дальнего Востока: Амурской области, Забайкальском крае, на Сахалине. Считаю, что такая тенденция продолжится и в новом году. Поскольку существуют успешные кейсы и успешная практика, во многих регионах компании ищут инвесторов и пытаются подать заявку на вхождение на территории СПВ или ТОР. Надеюсь, в 2020 году тренд на развитие Дальнего Востока продолжится, наше бизнес-объединение будет продолжать всемерно способствовать этому, — сказал Алексей Тимченко.