Приморские автодилеры поддерживают инициативу "Ассоциации российских автомобильных дилеров" (РОАД) о введении ответственности за скрутку пробега у подержанных машин вплоть до штрафа 1 млн рублей. Соответствующие предложения, разработанные ассоциацией, правительство рассмотрит в феврале, сообщает ИА PrimaMedia.
В Госдуме планируется обсудить введение штрафов за скрутку пробега у подержанных машин. Инициатором выступил глава РОАД Олег Мосеев. В объединении считают, что данное нарушение является мошенничеством и должно караться высокими штрафами: 300 тысяч — для физических лиц, и 1 млн — для юридических. Замглавы комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов поддерживает введение даже более сурового наказания — вплоть до уголовного, как в США. Механизмы контроля, позволяющие отслеживать реальный возраст транспортного средства, еще предстоит прописать.
Приморские автодилеры и эксперты, опрошенные корр. агентства, инициативу поддерживают. По их словам, сегодня авторынок региона представляет собой большую лотерею — недобросовестные продавцы продают машины "с нарисованными аукционными листами". На сайтах объявлений нередко указан пробег 250-300 тысяч км для 25-30-летних б/у автомобилей. Честные предприниматели вынуждены работать в условиях недобросовестной конкуренции.
"Если говорить об общероссийской практике, то чаще всего машина покупается в салоне, эксплуатируется до 300 тысяч км пробега, затем пробег скручивается до 100 тысяч км, и ее продают новому владельцу. Особенно страдают этим такси. На Дальнем Востоке — несколько другая ситуация. Машины с пробегом 300-500 тысяч км покупают на аукционах в Японии и продают в России с пробегом 70-80 тысяч км", — прокомментировал представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко.
Автомобиль с меньшим пробегом продается за большие деньги. Да и стоимость работ по скрутке невелика. Она составляет в среднем от 2 до 5 тысяч рублей в зависимости от марки и модели авто. Эта схема порождает недобросовестную конкуренцию.
"Добросовестный дилер предлагает клиенту машину с пробегом 250 тысяч, а недобросовестный — с виду точно такую же, но на порядок дешевле благодаря скрученному пробегу. Заплатив пять тысяч рублей, он может снизить цену на 100 тысяч и демпинговать, хотя реально машина совсем с другим пробегом. Разница в цене доходит до 200 тысяч. Поэтому я поддерживаю инициативу РОАД", — комментирует представитель дилерской компании "ГарантТрейд".
"Когда ты приобретаешь машину, надеясь, что у нее пробег 70-80 тысяч, а по факту он в три-четыре раза больше — это откровенное мошенничество. Оно должно наказываться самым жестким образом", — говорит другой участник рынка.
Остается под вопросом, какие механизмы контроля позволят выявить махинации, и что будет считаться доказательной базой. Предполагается, что в этом поможет электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Он более достоверен, чем бумажный аналог. На электронные ПТС в Российской Федерации перешли с 1 ноября 2019 года. Клиенту при покупке новой машины выдают только электронный документ. "Пока предложения РОАД ориентированы больше на машины, которые были куплены новыми", — констатирует Денис Максименко.
Что делать с б/у машинами — неясно. Тем более, по словам экспертов, "японцы" имеют свои особенности, которые облегчают задачу мошенникам.
"У "европейцев" в электронной системе, если подключиться диагностическим сканером для определения ошибок и технического состояния данного автомобиля, даже опираясь на какие-то косвенные записи, сверяя показания различных датчиков, мы можем хотя бы примерно определить пробег. С японцами — сложнее. В японских машинах датчики не ведут учет рабочего времени, информация о пробеге содержится в памяти самого бортового компьютера, которую очень легко почистить", — поясняет Денис Максименко.
По словам собеседников редакции, в Японии проводятся несколько сотен аукционов, где дилеры покупают автомобили на разных условиях. Они ведут статистику продаж в течение определенного времени. Эта статистика имеет много фильтров: марка, модель, модель кузова, аукционная оценка, года, объем двигателя, вид трансмиссии, аукцион, в какой период проданы автомобили. И в том числе пробег. По номеру кузова можно "вытащить" историю транспортного средства с японских серверов. Эта услуга в среднем стоит 500 рублей.
"Есть различные японские и российские ресурсы, которые предоставляют доступ к статистике, но по действующему законодательству они не могут служить доказательной базой. Для экспертизы мы имеем право пользоваться только официальными ресурсами. Если узаконить источники в рамках нового законопроекта, это поможет ситуации", — считает Денис Максименко.
Отметим, еще в 2011 году автодилеры предлагали ввести штрафные санкции за махинации с одометром. Приморские автоэксперты отмечали, что в Дальневосточном федеральном округе практически в каждом втором автомобиле спидометр подвергался коррекции в той или иной степени. Однако до сих пор узаконить инициативу не удалось.
В то же время некоторые автолюбители, опрошенные агентством, настолько уверены в превосходстве японского автопрома, что не видят ничего страшного даже в скрученных 200-300 тысячах км пробега.