Смягчение налоговой политики в отношении предприятий МСП, корректировка жд-тарифов на доставку продукции в ДВ-регионы России и "тонкая настройка" нормативной базы могут смягчить те негативные последствия, которые несет региону набираюбщая обороты кампания по введению обязательной маркировки потребительских товаров. К такому выводу пришли участники рабочего совещания, которое прошло 12 февраля на площадке комитета ЗС ПК по экономической политике и собственности с участием членов комитета, представителей правительства края, регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей и представителей бизнес-сообщества. По оценке одного из инициаторов проведения такого совещания, заместителя председателя комитета Алексея Козицкого (фракция "Справедливой России"), для того, чтобы минимизировать издержки от маркировки для регионального бизнеса и конечных потребителей, необходима выработка консолидированной позиции региона в диалоге с федеральными органами власти.
Депутат ЗС ПК от "Справедливой России" Алексей Козицкий. Фото: ИА PrimaMedia
— У нас — большая страна, и мы — Российская Федерация, то есть федерация различных регионов. И применение адаптированных к разным регионам способов, в том числе, и налогообложения, и маркировки товаров – это тот вопрос, который, наверное, стоит и необходимо поднимать на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти, — прокомментировал инициативу о проведении встречи Алексей Козицкий.
– Многое также зависит от выработки по этим важным вопросам консолидированной позиции наших дальневосточных регионов, которые все испытывают схожие сложности и в части введения маркировки, и в части тех же жд-тарифов. Только организовавшись, только все вместе мы сможем достучаться до наших коллег в Госдуме, которые, бесспорно, принимают правильные законы. Наша же задача – донести свою региональную специфику.
Открывая совещание, председатель экономического комитета ЗС ПК Сергей Ищенко сказал, что, по оценке членов комитета, активно общающихся с предпринимательским сообществом, набирающая обороты кампания по обязательной маркировке потребительских товаров несет очевидные риски региональному бизнесу, особенно – сегменту МСП и микропредприятий. Ищенко также заявил, что об этих рисках известно и "на уровне высшей исполнительной власти Приморского края".
Как отметил Алексей Козицкий, времени "на раскачку" у тех краевых парламентариев, которые действительно настроены на минимизацию последствий введения маркировки для бизнеса и населения края, совсем немного – уже в течение нескольких ближайших месяцев реализация ряда товарных позиций без маркировки (в частности, обуви) станет реально наказуемой — серьезными штрафами и конфискацией товара.
— Да, маркировка нужна для отслеживания движения товара от производителя или импортера до каждого конечного покупателя. Федеральное законодательство запустило этот процесс, который реализуется уже минимум 1,5 лет.
Нас же, как региональных законодателей, интересует практическое применение этой нормативной базы у нас на территории, особенно – в отдаленных районах края, где отсутствие устойчивого Интернета – а то и отсутствие Интернета как такового – действительно создает проблему,
— подчеркнул парламентарий и передал слово краевому уполномоченному по защите прав предпринимателей Марине Шемилиной.
Бизнес-омбудсмен Приморья напомнила, что введение обязательной маркировки на ряд товаров идет параллельно с отменой налогового режима ЕНВД (с переходом на УСН или общую систему налогообложения) для предприятий, имеющих дело с соответствующими товарными позициями.
— Спасибо краевым законодателям и исполнительной власти, что снизили ставку по УСН для аптек. По крайней мере, в этом году надеемся, что массового закрытия аптечных пунктов, особенно в районах, не будет. Но распоряжениями правительства вводится уже обязательная маркировка ведь не только лекарств, но и обуви, и одежды. Следующие на очереди – молочная продукция, минеральная вода, даже полимерные трубы, — отметила Шемилина.
Бизнес-омбудсмен также призналась, что не может объяснить обращающимся к ней предпринимателям, зачем вводится обязательная маркировка товаров, прослеживаемость и качество которых уже подтверждаются сертифицированием и использованием, например, ФГИС "Меркурий". Между тем, Шемилина уверена, что еще один "регуляторный пресс" в виде маркировки с очевидностью чреват сокращением в крае количества предприятий МСП и ИП. Чтобы этого избежать, необходимо создание условий, компенсирующих местному бизнесу неизбежное увеличение затрат от введения маркировки и отмены ЕНВД, считает бизнес-омбудсмен.
Президент Союза "Приморская торгово-промышленная палата" Борис Ступницкий поддержал доводы Шемилиной о тех рисках, которые введение маркировки несет бизнес-климату и социально-экономической стабильности в регионе.
— Это приведет к снижению покупательской способности населения, сокращению оборота внешней торговли и сокращению тех отраслей производства, которые завязаны на производство той или иной продукции. Мы говорим даже не только о МСП, а о всей экономической системе региона. Словом, мы получим сжатие оборота розничной торговли и промышленного производства, — констатировал Ступницкий.
Заместитель министра экономического развития Приморского края Сергей Дмитриенко, в свою очередь, напомнил участникам совещания о тех сложностях, которые испытывал регион при внедрении ЕГАИС и ФГИС "Меркурий", и о том, что технические сбои в работе этих систем имеют место до сих пор. Судя по этому опыту, внедрение обязательной маркировки станет особенно болезненным для розничной торговли и производств в удаленных районах края, где к тому же доходов и покупательная способность населения существенно ниже, чем в крупных городах.
— Нам, как органам власти, нужно будет подумать совместно с региональным министерством промышленности и торговли подумать, как компенсировать частично расходы таких торговых "точек" в районах края. Возможно, нужно выйти с инициативой о дублировании норм закона об онлайн-кассах, которые дают регионам право вывести отдельные поселения из действия требований закона. Тоже самое можно попытаться сделать и с обязательной маркировкой, поскольку даже приобретая необходимое для маркировки оборудования, не все предприниматели смогут им воспользоваться по техническим причинам, — предложил замглавы краевого Минэкономразвития.
Также Сергей Дмитриенко предложил рассмотреть возможность инициировать регионом предложения о введении налогового вычета для предпринимателей, понесших затраты на приобретение необходимой для маркировки и ее считывания техники, — по аналогии с мерой, которая была введена в НК РФ при введении онлайн-касс.
"Справедливоросс" Алексей Козицкий обратился к замдиректора управления торговли краевого Минпромторга Татьяне Шивыдкиной с просьбой оценить будущие издержки предприятий МСП и ИП от введения маркировки и предложить меры поддержки бизнеса в этой ситуации. Как отметила Шивыдкина, дополнительным негативным фактором для предпринимателей является то обстоятельство, что при введении онлайн-касс бизнес не предупредили о том, что недорогие устройства не могут быть использованы для процедур, связанных с оборотом маркированной продукции. Представитель Минпромторга оценила эти новые затраты на приобретение техники как "достаточно серьезное бремя".
— Сейчас мы говорим о товарах непродовольственной группы, потому что это (то есть введение маркировки для некоторых из них – ред.) близко. Если же говорить о будущем введении маркировки продуктов питания, то это, конечно же, повлечет закрытие торговых точек в отдаленных местах. Мы уже сегодня имеем достаточное количество жалоб от населения на то, что магазины закрываются. И муниципальным образованиям уже приходится искать тех, кто будет вывозную торговлю осуществлять, — рассказала Татьяна Шивыдкина.
Одним из способов сбалансировать ситуацию представитель краевого Минпромторга видит рассмотрение возможности снизить на краевом уровне ставки УСН для предприятий МСП, однако здесь необходим организованный сбор информации для анализа и обоснования такого решения краевых властей. Кроме того, доложила Шивыдкина, министерство уже неоднократно обращалось в правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность снижения железнодорожных тарифов для доставки в регион различной социально значимой продукции, которая в самом крае не производится, например, нефтепродуктов, овощей и ширпотреба.
— Мы по каждой группе товаров готовим свое обращение. Может быть одно из решений вопроса — в снижении тарифа, чтобы к нам могла идти продукция с территории Российской Федерации, и введение маркировки существенно на цене этих товаров не сказалось, — подытожила замдиректора управления торговли ППК.
Сергей Кузьменко, заместитель председателя краевого Заксобрания, отметил, что площадка ЗС ПК может быть использована бизнес-сообществом для аккумуляции предложений по "тонкой настройке" обсуждаемых сегодня параметров введения обязательной маркировки товаров, с которыми краевые законодатели выйдут на федеральный уровень.
Резюмируя итоги обсуждений на рабочем совещании, участники обозначили ряд мер, которые могут снизить негативные эффекты от очередной регуляторной новации для регионального бизнеса и потребителей. Речь шла о снижении ставок УСН, субсидировании на региональном уровне затрат на введение маркировки по крайней мере для микропредприятий. По мнению краевого бизнес-омбудсмена Марины Шемилиной, краевое Заксобрание может активно включится в обсуждение дальнейшего хода кампании по введению обязательной маркировки, которое ведется сегодня в правительстве РФ. Это предложение поддержал и президент Союза "Приморская торгово-промышленная палата" Борис Ступницкий, отметив, что краевое Заксобрание станет хорошим каналом коммуникации с Минпромторгом РФ в части обсуждения параметров и сроков введения обязательной маркировки на те или иные группы товаров.
Завершилось рабочее совещание договоренностями о доработке озвученных предложений и продолжении взаимодействия краевых парламентариев, профильных структур исполнительной власти и представителей бизнес-сообщества в предложенном инициаторами совещания формате.
От ИА PrimaMedia напомним, что масштабная кампания по маркировке товаров контрольно-идентификационными знаками (КИЗ) началась в 2017 году с чипирования меховых изделий, когда к реализации стали допускать только шубы, отмеченные специальными "цифровыми" нашивками – зелеными для российской продукции и красными для импортной. Схожие требования в ближайшее время распространятся на широкий перечень товаров легкой промышленности: будут оцифровываться духи и туалетная вода; обувь и предметы одежды из натуральной или композиционной кожи; новые пневматические резиновые шины и покрышки; трикотажные блузки, блузы и блузоны; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия; постельное, столовое, туалетное и кухонное белье; фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.
Что касается маркировки продуктов питания, то первой "на очереди" стала молочная продукция. Эксперимент по маркировке такой продукции стартовал 15 июля 2019 года и должен закончиться 29 февраля 2020 года. Но Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции решила не дожидаться его окончания и одобрила проект распоряжения правительства о внесении ее с 1 июня 2020 года в список товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Сама система маркировки в действии выглядит следующим образом: на каждой единице товара должен появиться специальный цифровой код, который включает в себя шифр для идентификации продукции и шифр для проверки ее законного происхождения. Наносить этот код – обязанность производителя или поставщика-импортера, если товар был ввезен на российскую территорию с целью продажи. Оператором маркировки и генератором кодов на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен "Центр развития перспективных технологий" (ЦРПТ).
При этом широкая розница должна перестроить некоторые бизнес-процессы и понести дополнительные расходы. Для ритейла исполнение закона привязано к использованию новой контрольно-кассовой техники. Продавать маркированную продукцию будут через онлайн-кассы. С их помощью данные можно автоматически передавать в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Кроме того, продавцу потребуется купить и подключить специальный сканер для 2D-считывания двухмерных DataMatrix-кодов, которые наносятся на твердые поверхности, и нужным образом настроить товароучет и кассовую программу.