Наращивание объемов строительства — вот единственный способ удержать, а затем и оптимизировать цены на рынке жилой недвижимости в Приморском крае. На сегодняшний день стоимость кв.метра уже подросла на 10-15%, и власть продолжает принимать дополнительные законодательные акты, которые не позволяют девелопменту снизить цены на квартиры во Владивостоке. Помимо отложенного спроса на новое жилье в рамках "Дальневосточной ипотеки", ценовую политику в секторе жилой недвижимости во многом определяют чиновники, рассказали корр. ИА PrimaMedia приморские застройщики.
"Паркинговая" нагрузка
В настоящее время Правительство Приморского края приняло местные нормативы градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, которые увеличивают норматив по парковкам практически в два раза. Теперь при планировании строительства жилого объекта застройщики обязаны учитывать новые нормативы — одно парковочное место на 50 кв. метров жилья. В условиях постоянного снижения реальных доходов населения и с учетом тотальной закредитованности те, кто решаются на покупку квартиры в новостройке, о паркинге задумываются в последнюю очередь. Как рассказывают представители строительного бизнеса, с учетом того, что покупатели неэлитного жилья раскупают не более 30% парковочных мест, увеличение норматива фактически подтолкнет цены на жилье вверх, поскольку застройщики все свои убытки от нововведения будут закладывать в цену кв. метра.
"Нам постоянно твердят о необходимости вывода цен на жилье из "заоблачных пике". При этом власть принимает такие регламенты, которые цену только увеличивают. Бизнес не в состоянии решить поставленную задачу в одностороннем порядке, этот вопрос можно отрегулировать только совместно с представителями администрации", — говорит председатель собрания Ассоциации застройщиков Владивостокской городской агломерации Владимир Исаков.
При этом многие застройщики уверены: сегодня наступает время больших возможностей — как для бизнеса, так и для органов власти.
Лед тронулся?
Во-первых, застройщики сегодня уже не представляют из себя разрозненные, непонятно как и когда возникшие образования. Они, наконец, объединены в Ассоциацию. Во-вторых, сегодня законодательная база, регулирующая сектор, практически сформирована, что дает возможность долгосрочного планирования и повышает доверие дольщиков. В-третьих, для отрасли открыты возможности финансовых рынков.
"Мы сегодня не зависим от продаж квартир на рынке. Государство посредством банков финансирует и покупателей квартир, и застройщиков. Хорошая кредитная история, необходимая для проектного финансирования, у большинства средних и крупных застройщиков в нашем городе имеется. Все недобросовестные с дистанции сошли практически сразу. И, что немаловажно, сегодня существует федеральная повестка, направленная на развитие региона, которая делает местные власти наиболее заинтересованными в развитии строительного сектора. Одним словом, есть все предпосылки для налаживания доверительных отношений между застройщиками и органами власти", — прокомментировал председатель совета директоров группы компаний "Эскадра" Борис Поздняков.
Генеральный директор ИСК "Система" Алишер Аббасов также отмечает, что первые точки взаимодействия ассоциации застройщиков с чиновниками определены:
"Так, создана городская комиссия, которая, как мы надеемся, сможет найти эффективные способы решения вопросов, связанных со строительством во Владивостоке. Кроме того, губернатор Приморского края Олег Кожемяко дал распоряжение создать специальную рабочую группу для оперативного решения вопросов с застройщиками, которую возглавит министр строительства Приморского края Владимир Маран. В нее войдут представители администрации Владивостока, жилищно-коммунального хозяйства, добросовестные застройщики, юристы. Важно, что глава региона обещал взять наши наболевшие вопросы на личный контроль. Появилась реальная надежда, что совместными усилиями мы отрегулируем работу строительной отрасли в Приморье".