Работа управляющих компаний часто незаметна для людей, однако именно благодаря ей подъезды и придомовые территории Владивостока выглядят надлежащим образом. Об особенностях своей работы, сложностях и об успехах корр. ИА PrimaMedia рассказал директор УК "Хороший дом" Юрий Машаров.
– Юрий Владимирович, сколько домов в ведении вашей управляющей компании?
– Компания существует уже 10 лет, с 2009 года. Мы относим себя к так называемой второй волне. Первые УК возникли в 2005-2006 году, они были созданы из ПЖЭТов, (Производственных жилищно-эксплуатационных трестов – прим. ред.) В то же время начали создаваться частные компании, та самая "первая волна" – их осталось две-три, может быть, четыре.
Мы создавались через три года после реформы ЖКХ, буквально с нуля. На сегодняшний момент в нашем ведении свыше 40 домов и офисных центров, и фонд общего обслуживания порядка 300 тысяч кв. метров. Мы – компания пока не очень большая, но и немаленькая.
– Как выстроено взаимодействие с жителями и собственниками?
– Помимо повседневной работы, по законодательству управляющие компании дважды в год должны проводить осенние и весенние осмотры жилого фонда и собрания собственников. Обычно структура выглядит так: в компании есть санитарная служба, техническая служба, а также отдел по общению с жителями. У нас немного по-другому: дома находятся под постоянным наблюдением, структура нашей компании выстроена так, что за каждым домом закреплен отдельный человек –
управляющий. Он осуществляет контроль за всеми эти функциями – и санитарное, и техническое содержание, и работа с жителями. Он может состоять в общедомовых чатах.
Для чего это сделано? В первую очередь, для ускорения взаимодействия между собственниками и управляющей организацией. Также для оптимизации производственного процесса. Конечно, и жителям, и нам очень хотелось бы, чтобы в каждом доме был свой личный, персональный управляющий. Но в настоящий момент это в большинстве случаев невозможно. К сожалению, законодательством не установлены минимальные экономически обоснованные тарифы на содержание и ремонт жилого фонда, то есть, это единственная отрасль, где сами жители определяют стоимость и принимают решения. Но люди не готовы ответственно заниматься этим, и поэтому управляющие компании вынуждены ориентироваться на постановления администрации для муниципального жилого фонда, чтобы был хотя бы какой-то ориентир.
Последнее изменение было в декабре 2019 года – из тарифа убрали начисления за утилизацию и вывоз твердых натуральных отходов, это легло на плечи экологического оператора – перед этим более-менее существенная корректировка проводилась в декабре 2013 года. Шесть лет в городе вообще не менялись тарифы, а цены даже с учетом официальной инфляции увеличились больше чем в полтора раза, а с учетом кризиса в 2014 году и того больше, однако тарифы на содержание жилья не менялись. И это показатель не очень ответственного отношения людей к содержанию своего имущества. Жители зачастую рассуждают так: моя квартира – это моя квартира, а сам дом – не мое дело, пусть за ним следит управляющая компания, администрация, мэр, губернатор, но не за мои деньги. Это объективно-субьективные условия, в которых работают управляющие компании. Поэтому сейчас не получается организовать работу так, чтобы один управляющий отвечал за один дом.
– А какое количество людей обеспечивают нормальную жизнь жителей?
– Мы, обычные люди, не обращаем внимания, когда у нас все есть, и воспринимаем это как должное. И замечаем, когда это исчезает. Это относится и к жилищной сфере. На благо жителей работают сотни людей из различных отраслей, и их усилия направляетуправляющая организация для каждого конкретного дома. Это и паспортные столы, и лифтовые компании, и аварийные службы, и расчетные кассовые центры, а вместе с ними и банки и почта, и диспетчерские службы, и охрана и консьержи, ну и конечно слесари и электрики, уборщики, дворники и мусоропроводчики, инженеры, бухгалтеры и еще большое количество людей работающих на благо жителей.
– Недостатка в кадрах нет?
– Есть. Потому что в такой работе есть два специфических момента, которые не удовлетворяют людей. Во-первых, в целом, в таких компаниях люди немного зарабатывают, но мы стараемся платить достойную зарплату. Как я могу задать человеку вопросы о качестве его работы, если он получает копейки? Он скажет: извините, сколько платите, так и работаю. И такая ситуация в городе не редкость. Во-вторых, работать с жителями непросто. Зачастую получается так, что они просто хотят куда-то выплеснуть негатив и звонят, и приходят к нам. Такое происходит нечасто, время от времени, но свое негативное воздействие имеет. И на мотивацию сотрудников тоже влияет.
– Какие свои достижения вы могли бы отметить?
– Все годы работы мы постоянно участвуем в городских, муниципальных и краевых программах по благоустройству. Мы принимали участие в проектах "Морской фасад Владивостока" и программе капитального ремонта по 185 ФЗ, в программе "1000 двориков", в программах софинансирования по замене лифтового оборудования. В прошлом году мы сделали 12 двориков – обустраивали детские и спортивные площадки, облагораживали территорию. Но в прошлом году от жителей требовалось только собрать подписи под сертификатом, а в этом они уже должны были проголосовать за включение площадки в общее имущество, чтобы его тоже обслуживала УК. Некоторые люди выступают против этого, т.е. площадку для нас пусть ставит администрация, но содержать мы ее не будем. Поэтому в этом году будут сделаны только три дворика, но не планируем на этом останавливаться, может, получится больше.
За большинство наших домов мне не стыдно. Недостатки и недочеты, конечно, есть – не ошибается только тот, кто ничего не делает, но в целом мы ситуацию контролируем. И каждый дом, который приходит к нам, в течение нескольких лет становится заметно лучше.
– Какие меры вы предпринимаете в связи с угрозой распространения коронавируса?
– Мы относимся к жизнеобеспечивающим предприятиям, а потому знаем, как нужно действовать в таких ситуациях. Абсолютно в каждом подъезде ежедневно проводится дезинфекция. Все средства, которыми мы пользуемся, рекомендованы Роспотребнадзором. Наша обязанность по закону – проводить генеральную уборку подъезда раз в месяц, но в сложившихся обстоятельствах мы решили увеличить это число как минимум до трех. Ситуация сейчас непростая – не скажу, что страшная, но непростая. Мы надеемся, что люди продолжат своевременно оплачивать квитанции, потому что от этого напрямую зависит заработная плата большого количества людей, которые работают для всех жителей.