"Король репортёров" Владимир Гиляровский и его книга
Фото: Издание "Москва газетная"

Владивосток газетный: как в прошлом веке сбывали контрафакт и делали псевдожурналы

Цикл очерков, посвящённых газетам начала XX века, начинает кандидат исторических наук, доцент ДВФУ Вадим Агапов

В начале 1930-х гг. старейший российский журналист, "король московских репортёров" Владимир Гиляровский взялся за воспоминания о своей журналистской деятельности в конце XIX — начале XX века. На страницах его книги "Москва газетная" перед нами проходит целая галерея предпринимателей, издававших газеты, чтобы с помощью размещённой в них рекламы выгоднее сбывать свой контрафактный товар, редакторов, то едва сводивших концы с концами, не имея возможности платить своим сотрудникам, то покупавших дома, лошадей и прочее движимое и не очень имущество, журналистов, вынужденных в отсутствие денег заниматься шантажом и вымогательством и даже просить милостыню, купцов и чиновников, боявшихся разоблачений и со страхом открывавших очередной номер газеты.

На этот период времени приходится и становление владивостокской журналистики, жизнь и нравы которой напоминают сцены, описанные Гиляровским. Этой публикацией ИА PrimaMedia совместно с коллективом студентов и сотрудников департамента коммуникаций и медиа Дальневосточного федерального университета начинает цикл очерков, посвящённых газетам и газетчикам Владивостока начала XX века.  

Предприимчивый дворянин, или загадка "Уссурийской молвы"

История владивостокской прессы началась в апреле 1883 года, когда Николай Соллогуб основал общественно-литературную и морскую газету "Владивосток". Это издание, как и многие другие, не пережило событий русской революции 1905–1907 годов. Однако после этого, в обстановке экономического подъёма накануне Первой мировой войны, печать Владивостока пережила настоящий расцвет, своеобразный "золотой век".

Население Владивостока быстро росло. В 1911 году оно насчитывало 84,6 тысячи человек, в 1914 году, по официальным данным, достигло 99 тысяч. Во Владивостоке было 8 484 зданий, из них 1 414 (16 %) каменных и 7 070 (84 %) деревянных, 12 разных церквей, включая 4 православные, 5 987 жилых домов, 2 175 нежилых построек и 310 фанзовых построек. Росту населения соответствовало и развитие культуры. Как писал 26 января 1912 года владивостокский инспектор по делам печати Николай Дюфур, за девять лет, прошедшие "со времён учреждения во Владивостоке должности Инспектора по делам печати... вместо издававшихся тогда двух газет выходит в городе 5–6 повременных изданий, вместо существовавших тогда четырёх-пяти типографий на всю область, их обосновалось свыше двадцати..." Владивостокский полицмейстер Генрих Лединг 8 февраля 1914 года также отмечал "рост города Владивостока, а вместе с тем и потребность населения в духовной пище, следствием чего является увеличение числа газет, книжных магазинов, типографий и фотографий". По его сведениям, к 1 марта 1914 года в городе было 17 типографий и литографий с общим числом сотрудников 266 человек (217 рабочих и 49 учеников).

Типографии Владивостока в 1914 году

Типографии Владивостока в 1914 году. Фото: Из "Справочной книжки по городу Владивостоку" 1915 года

В период с 1883 по 1916 год во Владивостоке было основано 57 газет и 29 журналов. В том числе за 10 лет с 1907 по 1916 год — 38 газет и 20 журналов. Среди них были издания-однодневки, просуществовавшие очень недолго,  были и солидные органы печати, такие как газета "Дальний Восток", отметившая в 1916 году своё 25-летие.

Дальневосточные чиновники невысоко оценивали уровень этой прессы, считая, что она "убога" и "заражена беспочвенным либерализмом", "тоном, манерой изложения и освещения событий и фактов, языком своих статей и заметок газеты эти подходят к тому типу повременной печати, который в последние годы получил широкое распространение в провинции и, в расчёте на интерес тёмной массы к вздорным, но пикантным сообщениям, к трескучей критике и безграмотному разбору всего и всех, беззастенчиво и шумно выбрасывает в толпу свой легковесный багаж, не стесняясь при том ни извращением фактов, ни инсинуациями, ни даже клеветой". 

Это находится в связи с процессами, протекавшими и в Европейской России, где товарно-денежные отношения задавали в то время тон общественной и личной жизни, где, по словам писателя А.С. Серафимовича, "всё покупается: любовь, дружба, знакомства, человеческие отношения". Как писал в 1909 году журналист А. Яблоновский, "в нашем отечестве сейчас внимание общества как бы раскололось на три части и фиксируется на богоискательстве, на порнографии и на атлетической борьбе".

Адреса газет Владивостока в 1914 году

Адреса газет Владивостока в 1914 году. Фото: Из "Справочной книжки по городу Владивостоку" 1915 года

Любопытный пример "газетного предпринимательства", а, точнее было бы сказать, мелкой спекуляции, даёт "Уссурийская молва", иллюстрированная газета. Она издавалась с 25 августа 1908 года дворянином М.К. Мукаловым, сначала как еженедельная, а уже с номера 6 как ежедневная. Тем не менее, до конца года вышло всего 13 её номеров. Такая же странность повторялась и далее. В 1909 году известны только 26 её номеров с 15 сентября по 7 ноября. В 1910 году — ещё 27 номеров с 14 февраля по 15 мая. Таким образом, за три года вышло всего 68 номеров этой ежедневной газеты, которые выпускались через неопределённые сроки и в неопределённые дни.

Помимо газеты, издатель ухитрился основать в качестве приложений к ней ещё три еженедельных журнала: "Маляр", журнал сатиры и юмора, "Словцо", иллюстрированное литературно-художественное приложение, и "Посредник", бесплатное торгово-промышленное приложение. Думаю, читатель уже догадался, что все они вышли только по одному номеру, и задаётся вопросом, на каком расчёте могло быть основано такое явно невыгодное издательское предприятие?

Секрет "Уссурийской молвы" раскрыл хорошо осведомлённый Владивостокский инспектор по делам печати Николай Дюфур. По его словам, "выпуская в свет 2–3 нумера газеты, г. Мукалов посылает их в редакции всех больших газет и получает за это так называемые обменные номера, которые и сбывает здесь с выгодой, ввиду спроса на иногородние газеты. Во избежание приостановки высылки обменных газет, он от времени до времени выпускает один-два нумера своего издания..." То есть это были псевдогазета и псевдожурналы, которые никто не читал, потому что их единственным предназначением было бесплатное получение столичных изданий. Причём формально это дело просуществовало около трёх лет. Поэтому дворянина Мукалова, издателя "Уссурийской молвы", можно по праву считать Остапом Бендером от владивостокской печати начала XX века.

Повтор публикации от 19 мая 2020 года*.