ВЛАДИВОСТОК, 03 апреля, PrimaMedia. Адвокат Приморской коллегии адвокатов Роман Золотарев, задержанный 17 марта сотрудниками ФСБ, стал жертвой провокации, а не совершил акт мошенничества. Такую точку зрения в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал адвокат защиты Леонид Мельник. По версии защиты, клиент адвоката вместо того, чтобы оплатить адвокатские услуги, решил "сдать" своего защитника.
Напомним, что 19 марта текущего года сторона обвинения распространила информацию о том, что 17 марта 2009 года следственным отделом по г. Владивостоку следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Приморскому краю возбуждено уголовное дело в отношении одного из адвокатов Приморской краевой коллегии адвокатов по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ – покушение на мошенничество в крупном размере.
Следствием установлено, что адвокат, осуществляя защиту по уголовному делу, ввел в заблуждение своего подзащитного относительно своей возможности за денежное вознаграждение, не избирать в отношении последнего меру пресечения, связанную с лишением свободы, и в последующем прекратить уголовное дело. При этом адвокат потребовал от клиента 500 000 рублей.
Свой преступный умысел правозащитник не смог довести до конца, поскольку был задержан сотрудниками УФСБ РФ по Приморскому краю при передаче ему денежных средств.
Но вот как описывает события адвокат обвиняемого Леонид Мельник:
"Роман Золотарев принял на себя обязательство по защите интересов гражданина М. совершенного случайно, волею судеб. Он по рабочим вопросам находился в УВД по Советскому району Владивостока, когда был приглашен одним из следователей для выполнения процессуальных действий, проводимых в отношении, находившегося в розыске и задержанного за совершение преступления предусмотренного ст. 159 ч. 3 УК РФ (мошенничество) гражданина М.
Еще раз подчеркну. Адвокат Роман Золотарев просто "попался по руку", когда необходимо было соблюсти нормы закона в отношении одного из задержанных.
Оставшись, как того требует закон, наедине с задержанным и обсудив позицию защиты, отношения между клиентом М. и адвокатом Золотаревым были скреплены договором юридического обслуживания. Стоимость услуг по данному договору стороны определили в 200 тыс. руб.
Сделаю тут еще одно уточнение. Задержанный гражданин М. сам определял на каких условиях его интересы будет представлять адвокат – либо как адвокат по назначению, или проще говоря, бесплатный адвокат, или адвокат по договору, т.е. платный адвокат. Так всегда и происходит.
И с моей точки зрения, Золотарев добросовестно выполнял взятые на себя обязательства, участвовал в дальнейшем в следственных действиях. Факт успешной, высоко квалифицированной работы адвоката Золотарева по защите интересов М. на стадии предварительного следствия, также налицо. Так адвокат добился того, что мера пресечения в отношении гражданина М. была избрана в виде подписки о невыезде.
Однако гражданин М, с нашей точки зрения, предпочел вместо оплаты юридических услуг по договору, ... обратиться в ФСБ под предлогом того, что адвокат Золотарев вводит его в заблуждении, желая получить от него деньги.
Гражданина М. обеспечивают прослушивающей аппаратурой, проводят инструктаж перед каждой встречей с Золотаревым, с целью получения необходимой оперативной информации. Адвоката Золотарева и задержали при передаче денег, которые необходимо было внести согласно официально заключенного договора.
Тут сделаю еще одно замечание. В частности, информация, записанная УФСБ содержит фразы адвоката Золотарева о его возможностях и связях в УВД Советского района. Но позвольте, а кому нужен адвокат, который не обладает таким опытом? Любому находящемуся под угрозой уголовного преследования человеку нужен именно адвокат со связями, возможностями и с опытом.
Ну а развитие дальнейших событий было достаточно печальным для адвоката Золотарева.
В 14.00 17 марта 2009 года он был задержан сотрудниками УФСБ по Приморскому краю и доставлен в управление. Мне он позвонил на сотовый телефон и пригласил защищать его интересы около 1 часа ночи. То есть около 11 часов адвокат Золотарев находился в здании ФСБ, подвергаясь беспрерывному допросу.
Я не буду перечислять нарушения прав, которые с моей точки зрения были допущены в отношении Золотарева, сейчас мы обжалуем их в суде, замечу лишь, что в данный момент Роман Золотарев находится в тюрьме, а гражданин М. на свободе под подписку о невыезде.
Причем личностная характеристика Романа Золотарева - кандидат юридических наук, подполковник МВД в отставке, бывший старший преподаватель Высшей школы МВД РФ, сотрудник 7-го Управления УВД, руководитель следственного подразделения УВД по Советскому району и т.д.
Обязательства по договору Золотарев выполнял, следовательно, заблуждение М. ничем не обоснованно и для меня не объяснимо, кроме как его нежеланием не исполнять своих собственных обязательств. Необходимо понимать, что договор, заключенный между Золотаревым и гражданином М. был подписан сторонами до обращения М. в ФСБ".
Кстати в защиту адвоката Золотарева выступило и адвокатское сообщество. В их официальном заявлении в частности говорится:
"Адвокатское сообщество Приморского края возмущено фактом задержания и ареста адвоката Золотарева, а так же возбуждением в отношении него уголовного дела по ст. 159 УК РФ.
Дело в том, что изъятые деньги – это сумма вознаграждения адвоката Золотарева, которая прописана в официальном договоре между гражданином М. и защитником. За время работы по данному договору адвокат Золотарев сумел выстроить линию защиты и добиться того, что гражданин М. не был взят под стражу. В ходе работы защитника появились перспективы прекращения уголовного дела в отношении гражданина М.
Однако, по непонятным причинам гражданин М. обратился в органы ФСБ с заявлением о том, что адвокат говорит ему о своих связях в органах правопорядка и берется решить вопрос прекращения уголовного дела со следователем при помощи взятки. Со слов гражданина М. следует, что Золотарев вымогал у него 500 тысяч, но те 202 тысячи рублей, которые были изъяты у адвоката, вовсе не являются взяткой – это узаконенный гонорар за сложное уголовное дело, прописанный в официальном договоре. После передачи денег Золотарев даже не получил возможности выдать официальные приходные документы на получение денег, так как сразу же был задержан сотрудниками ФСБ.
Защита адвоката утверждает, что сразу же после задержания, во время разговора с адвокатом мельником, Золотарев сказал, что оперативные работники ФСБ, производившие его задержание, потребовали от него передать изъятые у него деньги одному из следователей Советского РУВД г. Владивостока в обмен на свободу. Золотарев, с его слов, отказался от такого "сотрудничества", посчитав все обвинения в свой адрес ложными, заявление гражданина М. – лживым, а действия оперативных работников – провокационными. Вскоре после задержания Золотарева в здании одного из следственных кабинетов Советского РУВД г. Владивостока прошел обыск, в ходе которого уголовное дело гражданина М. было изъято сотрудниками ФСБ и прокуратуры.
Комитет по защите прав адвокатов (который действует при Совете Адвокатской Палаты ПК) заявил о том, уголовное дело в отношении Золотарева – либо фальсификация, либо неправильная трактовка закона.
Оперативные работники ФСБ не оценили критически показания гражданина М., произвели задержание адвоката и оказали как предполагается на него давление с целью передачи денег следователю милиции, которого гражданин М. посчитал причастным к "вымогательству". Роман Золотарев характеризуется в адвокатской среде положительно. В адвокатуру он пришел после службы в органах внутренних дел. Кроме того, до момента своего задержания, Золотарев принял активное участие в следственных действиях в отношении гражданина М. как адвокат, а, следовательно, - выполнил условия договора.
Известный приморский адвокат Олег Кучин, занимающийся преподавательской деятельностью, прокомментировал происходящее так: "Следствие вменяет в вину Золотареву то, что он, якобы, говорил гражданину М. о своих связях в правоохранительных органах. Что это значит? Что у адвоката, который ежедневно работает со следствием и судом, не должно быть связей?
Получается, что сегодня может быть задержан и даже арестован любой адвокат, у которого есть навыки, возможности и связи, чтобы повлиять на ход уголовного дела?"
Еще более категорично высказался по данному факту еще один известный приморский адвокат – Ярослав Герин. Вот как он оценил происходящее. "Я считаю, что действия сотрудников ФСБ, которые пытались склонить адвоката к передаче денег сотруднику следствия Советского РУВД, носят характер провокации, - говорит Ярослав Герин. - Адвокат, по закону, не имеет права участвовать в подобных "экспериментах"".
РИА PrimaMedia будет следить за развитием событий.