Дальневосточные рыбаки подали сигнал "SOS" российскому президенту. Компании, которые ведут уникальный для России промысел глубоководного краба, выбрали все квоты на лов, и в ближайшие дни на прикол встанут 11 судов, Без работы останутся 700 рыбаков. Об этом говорится в письме, отправленном на имя Владимира Путина Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморского края, сообщает ИА PrimaMedia.
В конце июня на Дальнем Востоке может полностью остановиться промысел глубоководного краба, сотни рыбаков лишатся работы. Особенно пострадает флагман добычи в этой области — рыболовецкий колхоз "Восток-1". На простое окажутся семь судов компании, 500 человек пойдут под сокращение. Без средств к существованию останутся более 2 тысяч человек, ведь во многих семьях рыбаки — единственные кормильцы.
Причина всех бед — крабовые аукционы, на которые с прошлого года, в соответствии с изменениями в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов", выставляется 50% всех объемов крабов, добываемых в РФ. Кроме того, вместе с правом на вылов краба победителям аукционов вменена обязанность построить на российских верфях новое судно.
Лоты на известные всем шельфовые крабы — камчатский, королевский — ушли сходу, как горячие пирожки. Компании— покупатели с легкостью выложили от 1,5 до 6 млрд рублей за лот, дающий право на добычу этого краба. Рыбаки, занятые промыслом глубоководного краба, в аукционах даже не участвовали: слишком неподъемными оказались условия. Цена глубоководного краба на порядок ниже, чем шельфового, а в добыче он дороже, поскольку ловится на очень больших глубинах — до 2 тысяч метров, и для этого нужно специфическое, дорогостоящее оборудование, уникальные технологии, штучные специалисты. Постройка нового судна, которая идет обязательным дополнением к лоту, для добытчиков глубоководного краба разорительна и невозможна, учитывая технологическое оснащение, которое необходимо для специализированного судна и которого в России не производят. Специалисты подсчитали, с учетом аукционных требований к глубоководным крабам и конъюнктуры цен на эту продукцию период окупаемости судна, постройка которого обойдется примерно в 1,5 млрд рублей, составит 33 года, в то время как квоты даются на 15 лет.
16 предприятий региона остались без квот, без краба, без работы, с разбитыми планами и туманными перспективами.
— Ситуация вынуждает нас обратиться за помощью к главе государства, как в последнюю инстанцию, — говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов. — Мы уже неоднократно выходили на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по рыболовству с предложением распределить в качестве промышленных квот не реализованные на аукционах объемы глубоководных крабов. Однако до сих пор реальные меры по решению проблемы не предприняты. Из промышленного освоения исключено 8 579 тонн квоты глубоководных крабов.
По словам собеседника агентства, если решение об освоении зарезервированных под аукционы этих объемов квот не будет принято до конца июня, оптимальные сроки промысла будут упущены. Это негативно скажется на экономике рыбохозяйственного комплекса Дальневосточного бассейна, поставит под угрозу нормальную жизнь тысяч людей.
На сегодняшний день ни один лот на промысел глубоководного краба так и не нашел своего покупателя. Для участия в торгах не заявилась ни одна из 16 рыболовных компаний Дальнего Востока, работающих на этом промысле, ни новые инвесторы, готовые рискнуть и вложиться в этот низкодоходный и сложный вид промысла. Все три аукциона признаны несостоявшимися. Последняя попытка провести аукцион была 28 мая, но результат тот же: ни одного желающего. Шесть лотов, сформированные на вылов глубоководного краба, остались невостребованными.
Между тем существующее законодательство позволяет изменить ситуацию. Причем в короткие сроки. Это подтвердила Генеральная прокуратура РФ, которая разбиралась в ситуации после обращения приморского сенатора Людмилы Талабаевой. Генпрокуратура отметила, что вопреки Положению о распределении общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи, утвержденным Постановлением правительства РФ от 15.12.2005 года, Росрыболовство не перераспределило инвестиционные квоты с учетом остаточного принципа, и это исключает возможность добычи глубоководных крабов-стригунов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2020 году.
В связи с выявленным нарушением законодательства Генпрокуратурой внесено представление замминистра сельского хозяйства — руководителю Росрыболовства.
Реакция со стороны Федерального агентства по рыболовству оказалась более чем странной. Вместо того, чтобы исполнить представление Генпрокуратуры и незамедлительно внести изменения в свой приказ, ФАР обратилось в Правительственную комиссию по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса с просьбой — отдельными изменениями в постановления правительства принять "нормативные правовые акты, направленные на обеспечение освоения в полном объеме в 2020 году квот глубоководных крабов". Пока будет идти заявленная процедура, пройдет несколько месяцев, промысел будет остановлен и упущен самый благоприятный для него период.
— К сожалению, это уже тенденция — волокита со стороны государственного регулятора, — считает Георгий Мартынов. — К примеру, два года мы не могли решить на федеральном уровне вопрос с углохвостой креветкой. В прошлом году промысел этого ценного объекта не велся только из-за непринятого своевременного решения. Около 2000 тонн углохвостой креветки остались в море, не дошли до российского потребителя. Только в этом году мы еле-еле получили разрешение на вылов креветки.
В случае с глубоководным крабом упертость чиновников и неповоротливость рыбацкого регулятора обойдется много дороже "креветочной проблемы". Из-за неосвоенных "глубоководных квот" экономика рыбной отрасли не получит валютной выручки порядка 39 млн долларов США. Бюджетная система страны не досчитается почти полмиллиарда рублей фискальных сборов.
— Изъятие этого промыслового ресурса из промышленного оборота нанесет серьезный вред всему глубоководному промыслу на Дальнем Востоке, — уверен руководитель АРПП. — Мы очень рассчитываем на поддержку президента страны.