В министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики прокомментировали итоги проверки исполнения бюджета в сфере регионального развития за 2019 год. Ранее Счетная палата озвучила нарушения Минвостокразвития, среди которых были рост расходов на институты развития, в том числе зарплаты, при сокращении прямой поддержки инвестпроектов, а также невыполнение запланированных показателей по использованию межбюджетных трансфертов. В министерстве объяснили такие итоги ограничительными мерами, увеличением объемов деятельности и запуском новой программы "дальневосточная ипотека", сообщает ИА PrimaMedia.
Счетная палата привела цифры доказывающие, что большинство регионов ДФО не выполнили в полном объеме показатели результативности использования федеральных средств. Так, на 1 апреля 2020 года в пяти из одиннадцати субъектов Дальнего Востока не достигнуты запланированные показатели по 27 мероприятиям. При этом 24 из них были связаны с созданием объектов социальной инфраструктуры.
В Минвостокразвития эти факты пояснили вынужденными ограничительными мерами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции (в итоговом документе Счетной палаты указан срок — 1 апреля 2020 года).
"Минвостокразвития тщательно контролирует ремонт и строительство соцобъектов, проводимые на средства "единой субсидии", и направляли доклады в профильные ведомства с предупреждением о невозможности из-за ограничительных мер выполнить намеченные планы. Кроме того, не примененные ранее средства не пропали: вместе с регионами мы выстроили план по переброске этих денег на опережающее завершение объектов, находящихся в большей степени готовности. 19 июня 2020 года прошло заседание правительственной подкомиссии, где эти планы были утверждены", — уточнили в ведомстве.
Счетная палата приводила и другие нарушения, в частности, по данным контрольного ведомства не был утвержден план-график реализации госпрограммы развития Арктической зоны, не осуществлялась координация деятельности соисполнителей и участников. На момент проверки министерство не владело информацией о достижении плановых значений по четырем из шести показателей госпрограммы, установленных на 2019 год.
В этом вопросе министерство сослалось на майское заявление полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, который напомнил, что госпрограмма неоднократно критиковалась самыми разными ведомствами, в том числе и самой Счетной палатой. Тогда он заявил, что эта госпрограмма не создает сегодня условий для развития Арктики, поскольку в ней не заложены условия для развития экономики и бизнеса, которые вслед за собой повели бы социальное развитие. Поэтому Минвостокразвития готовит новую редакцию госпрограммы, которая будет кардинально отличаться от предыдущих редакций и учитывать интересы бизнеса и жителей арктических территорий.
Самый большой блок критики был связан с тем, что по данным Счетной палаты, в 2019 году значительно выросли расходы на финансирование институтов развития Дальнего Востока. Как показала проверка, большая часть этих расходов идет на оплату труда сотрудников. При этом на ускорение экономики регионов ДФО деятельность институтов развития существенно не повлияла.
"Результаты деятельности институтов развития Дальнего Востока до настоящего времени не позволили ускорить развитие и достичь структурных изменений в экономике регионов", — отметила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
В Минвостокразвития рост расходов на финансирование институтов развития связали с расширением их функционала и получением новых зон ответственности.
"Рост расходов на институты развития Дальнего Востока и Арктики связан с ростом поля деятельности: регулярное серьезное увеличение количества резидентов дальневосточных ТОР и СПВ, расширение функций на арктические территории. Увидеть ощутимый эффект для развития регионов от заключенных за последний год соглашений с резидентами или стартом работы в Арктике физически не получится, поскольку реализация потребует нескольких лет", — настаивают в Минвостокразвитии.
Так, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК) с декабря 2019 года получило дополнительное направление деятельности по сопровождению программы "Дальневосточная ипотека": Агентство информирует потенциальных получателей об условиях участия в программе "Дальневосточная ипотека", отвечает на поступающие вопросы от граждан через колл-центр, обеспечивает мониторинг реализации программы, анализирует проблемные вопросы и выступает инициатором внесения изменений в программу. Агентство обеспечивает координацию работы по программе с банками-участниками, строительными организациями и регионами ДФО, в том числе в рамках рабочей группы по реализации программы под председательством Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
"Программы "Дальневосточная ипотека" в течение всего периода реализации затронет, по минимальным оценкам, 372 000 молодых семей на Дальнем Востоке и более 5000 получателей земельных участков по программе "Дальневосточный гектар", которые получили землю для ИЖС. Программа имеет прямое влияние на развитие экономики Дальнего Востока и на социально-экономическое положение дальневосточников", — привели позитивные показатели в АРЧК.
Кроме того, специалисты подчеркнули тот факт, что на Арктическую зону Российской Федерации приходится 18% территории России, там проживают около 2,5 млн человек.
"Получение дополнительного финансирования из бюджета всегда согласовывается Минфином, при этом дополнительные средства предоставляются в четкой привязке к показателям эффективности их использования. Для всех направлений деятельности АРЧК установлены ключевые показатели эффективности, невыполнение которых влечет за собой возврат средств в бюджет", — заключили специалисты одного из институтов развития.