На площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" 7 июля состоялся третий круглый стол, посвященный стратегии развития искусства во Владивостоке (12+). В частности, эксперты затронули вопрос взаимодействия культурных и общественных институций с властью. Модератором прямого эфира выступила руководитель художественного музея ДВФУ, директор фонда ЭНСО, организатор Владивостокской международной биеннале визуальных искусств Юлия Климко.
— Мы впервые коснулись частных и общественных культурных институций, которые вносят огромный вклад в жизнь города. Хочу напомнить, что ранее мы уже озвучивали мысль о том, что в России невозможно развитие культурной деятельности без поддержки государства. Интересно, что и в стратегии государственной культурной политики до 2030 года также обращается внимание на то, что государство — основной инвестор, заказчик и участник художественной деятельности. На сегодняшнем круглом столе мне хотелось бы узнать мнение моих коллег по этому вопросу. Возможна ли в настоящее время культурная деятельность без поддержки государства? – поинтересовалась Юлия Климко.
— Вот так однозначно я на этот вопрос ответить не могу. Не могу сказать, что без государства культурная институция существовать не может. Ведь на самом деле частная галерея, частный центр современного искусства — это все-таки больше личная история, желание проявить свои способности, реализовать свои замыслы и проекты. Безусловно, когда человек что-то делает, то он нуждается в партнерстве с другими институциями и с властными структурами. Приведу пример. Если говорить о галерее "Арка", то 25 лет назад, когда мы представили сообществу художников и искусствоведов, интеллигенции города и жителям концепцию своей деятельности, то мы делали все возможное, чтобы продвигать художников Приморья и Дальнего Востока. Как могли популяризировали современное искусство. И, конечно, в первую очередь, мы рассчитывали на свои силы. Но все же если говорить о больших каких-то проектах, таких как биеннале и арт-фестивали, то участие государства необходимо. Без этого, я думаю, масштабные планы осуществить сложно. Поскольку я отношу галерею "Арка" к такой институции, которая все-таки включилась в художественный процесс города, то хотим мы этого или нет, мы все равно выходим за рамки своего личного участия. Все равно входим в общественное пространство города. Соответственно, контактируем с другими участниками процесса и властными структурами, — рассказала основатель и директор галереи современного искусства "АРКА" Вера Глазкова.
По мнению Глазковой, поддержка институций государством не равно финансирование. Как говорит эксперт, достаточно даже просто публичного одобрения.
— Вот знаете, что касается финансирования частных институций, я считаю, что это из области фантастики — что-то нереальное, а вот информационная поддержка — да, другое дело. Я имею ввиду, что если бы многие личности, которые участвуют в жизни города — депутаты, сотрудники различных ведомств — высказались бы по поводу нашей деятельности, то привлекли бы значительное внимание к нашей просветительской работе. Ведь одна из наших основных задач – популяризация творчества художников.
Свои размышления по поводу заданной темы высказала и главный куратор Центра современного искусства "Заря" Алиса Багдонайте.
— Мне кажется, "в наше время" это ключевая составляющая вопроса. Потому что мне кажется довольно забавным тот факт, что,когда в стране произошла приватизация, то люди приватизировали газ, нефть, землю — все, что только могли, а сферу культуры оставили как такую неприкасаемую убыточную деятельность. Никому она не была нужна ни тогда, ни сейчас, поэтому и существует полностью дотационно.
На протяжении 30 лет мы не понимали, что экономика — это не газ, и не нефть, и не "дырка в земле", а креатив. И многие страны без всяких ресурсов из недр отлично себя чувствуют — у них есть фешн, у них есть арт. Тот же Лувр стоит огромных денег, кормит огромное количество бизнесов: гостиничный, туристический и т.д.
Отвечая на вопрос, скажу, что без государства можно, но для этого должны быть инструменты. Если кто-то спонсирует какой-то проект в искусстве, то он либо зарабатывает, либо получает какие-то налоговые послабления. По-другому это не работает, — подчеркнула Алиса Багдонайте.
Независимый куратор круглого стола, секретарь Приморского отделения СХ России Ольга Зотова рассказала, каким образом общественные и художественные институции в России могут получать финансовую поддержку от государства.
— Сегодня такая тенденция: общаясь с коллегами, я вижу, как это происходит в регионах — распределение средств для организации большого проекта происходит через грантовое финансирование, через субсидии региональных правительств. Возможность получить поддержку — это определенное включение своих собственных инициатив, способность организоваться в предложенных обстоятельствах. Потому что заполнение заявки — это определенный перечень шагов, которые необходимо пройти для реализации больших проектов. Каким другим путем государство может поддерживать общественную организацию сегодня, сложно сказать. Может быть то, о чем Вера говорила — определенное создание внимания через посещение выставок, может быть, через участие в каких-то мероприятиях, которые организуются силами Приморского отделения СХ. Потому что, еще раз повторюсь, ситуация в других регионах аналогичная.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.