Во Владивостоке открылась выставка, приуроченная к юбилеям художников Александра Шалагина и Евгения Фомина. Об искусстве и о том, как пандемия коронавируса повлияла на выставочный процесс в Приморском крае — в материале ИА PrimaMedia.
Церемония открытия выставки, объединившей творчество экс-главы Приморского отделения Союза художников РФ Евгения Фомина и председателя Находкинского отделения Союза художников России Александра Шалагина собрала множество гостей. "Изголодавшаяся" за время самоизоляции и ограничительных мер местная публика собралась в залах Приморского отделения СХР, чтобы поздравить авторов с открытием яркой, достаточно неожиданной экспозиции, виртуозно объединившей графику и живопись, сюжеты повседневной жизни и вдумчивую философию очень разных мастеров пера.
Как отметила заместитель председателя Приморского отделения Союза художников по выставочной деятельности, член Союза художников России Ольга Зотова, в связи со вспышкой коронавируса судьба выставок в этом году складывалась достаточно драматично. Потому что долгое время было неясно, когда откроются залы, смогут ли художники представить зрителям свое творчество.
— Когда стало ясно, что выставкам — быть, материал начал собираться. Сегодняшняя экспозиция объединяет двух очень разных, самодостаточных и ярких авторов. Произведения Александра Васильевича Шалагина лично для меня связаны с каким-то каменным, глубинным, очень тонким ощущением территории, своего берега. Побывав в его мастерской несколько лет назад, я поняла, что он в хорошем смысле — "Плюшкин". Там есть ракушки, коряжки, камни и много чего еще. Всё это дает возможность ощутить материальность, предметность мира. А у Евгения Тарасовича Фомина впечатляют сюжеты. Ведь мы уже отвыкли от сюжетных полотен. В его экспозиции много работ, которые позволяют оглянуться на ту эпоху, когда наша страна была большой и сильной, — сказала Ольга Зотова.
"Цветы Победы". Фото: ИА PrimaMedia
Также, добавила зампредседателя краевого отделения Союза художников, в работах Фомина — много моментов, подмеченных в сегодняшнем времени:
— Это своеобразная музыка жизни. Здесь нашлось место и драматическому пафосу. Например, картина "Весенний сев": только закончилась братоубийственная Гражданская война, нужно продолжать жить, а для этого нужно посеять хлеб. И эта вещь приобретает символическое значение. Очень радостно, что эти выставки открываются.
Евгений Фомин. Фото: ИА PrimaMedia
Заместитель директора Приморской государственной картинной галереи по научной работе, искусствовед Наталья Левданская приветствовала такую, достаточно новаторскую форму подачи творческого материала, как "деление" залов галереи между несколькими художниками.
Также она призвала художников не стремиться представить на своих выставках сразу все свои работы, а выбирать самые лучшие и объединяться с другими живописцами.
Сами виновники торжества, Евгений Фомин и Александр Шалагин, поблагодарили гостей за интерес к их творчеству.
— Я, если честно, не ожидал, что на открытие придет так много людей. Для меня эта выставка в большей степени — способ отметить свое 70-летие, а не продемонстрировать свои картины. В экспозиции представлены картины, написанные мною с 1980 по 2020 год, то есть охватывают 40 лет творчества, — рассказал Фомин.
Шалагин поддержал коллегу и также привез из Находки работы, охватывающие почти весь период его творчества.
Художник
Автор фото: ИА PrimaMedia
Эта выставка приурочена к моему 75-летнему юбилею. По этому случаю я уже провел два показа в Находке, а когда мне любезно предложили выставиться во Владивостоке, я согласился. Кстати, Приморская картинная галерея в лице ее директора Алены Даценко отметила часть моих картин, которые они хотели бы иметь у себя в залах. Все эти 14 работ можно увидеть в сегодняшней экспозиции.
Искусствовед, заместитель директора Приморской государственной картинной галереи
Автор фото: ИА PrimaMedia
Сегодняшняя выставка — это прекрасная форма представления авторов, по два зала каждому художнику. Потому что, на мой взгляд, когда во всех четырех залах Приморского отделения СХР выставляется только один автор, это многовато. А сегодняшняя экспозиция позволяет увидеть, сравнить, оценить творчество сначала одного мастера, а затем — совершенно другого второго.