Круглый стол "Медиаобразование: дальневосточная повестка" (12+) прошел на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" (12+) в пятницу, 7 августа, в 18.00 по владивостокскому времени. Представители дальневосточных и федеральных вузов порассуждали о настоящем и будущем журналистской профессии, сообщает ИА PrimaMedia.
Разговор об обучении начинающих журналистов начал модератор встречи Андрей Островский.
— Вот какая странная история со мной приключилась, как с преподавателем: если в 90-х и 00-х мне казалось понятным, что рассказывать, то в нынешних условиях я не всегда понимаю, чему учить студентов. Я учу первокурсников и на первой лекции говорю им: "Честно вам скажу, дети, я буду рассказывать о вчерашнем дне и о сегодняшнем. Человек, который расскажет вам о завтрашнем дне, шарлатан". Расскажите, коллеги, прав ли я?
Первой на неоднозначный вопрос ответила декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Вартанова:
— Нам сегодня не так просто определиться, кого и чему учить. Вопрос о медиаобразовании возникает и в связи со специальными программами, и в связи с деятельностью людей в принципе. За последние месяцы все повысили свою медиаграмотность, но всё равно не приблизились к идеалу. Я разделяю ваше мнение: сложно сказать, что будет дальше, но без фундаментального знания заходить в аудиторию нельзя. Даже физики не знают, что будет завтра. Нам надо договориться о константах журналистского образования. Литература, языки, общество, история, политология — те области знаний, которые нужны специалистам. Входя в аудиторию первого курса, мы знаем, что говорить. А вот после этого мы начинаем работать.
Журналисты уменьшили свое влияние на сферу производства новостей. Цифровые медиапродюсеры, которые объединяют в себе кучу функционала, может быть, даже более востребованы. Навыки, которые нужны для работы в цифровой среде, есть не у всех журналистов. Я скорее задам вопрос: кого мы должны готовить и для кого? Журналиста-аналитика, репортера, интервьюера, который будет работать в редакции?
Посмотрела вчера Пивоварова и Собчак. Они журналисты или нет? Проект на YouTube — это журналистика или нет? Можно ли это считать традиционной журналистикой? А вот сайт музея — это журналистика? Это медиа? Кто должен делать контент для этого медиа? И самый абсурдный вопрос: Сбербанк — это медиа? С учетом того, как много разных медийных продуктов он производит, — задала вопросы Вартанова.
Отметила Татьяна и то, что смысл таких медиафорумов — сказать людям образования, какие медиакомпетенции нужны. А пока они преподают высшую математику, чтобы специалисты могли грамотно поставить задачу программистам и другим сотрудникам.
По словам декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 15% студентов устраиваются на работу с сайтами и другими цифровыми проектами, 15-20% идут на телевидение, 30% — на кабельное и спутниковое телевидение, PR и рекламу выбирают все остальные (35%). Заметно, что трудоустройство смещается в смежные профессии.
— В этом году у нас образование журналистов получило всего 9 человек. Трудоустроены практически все. Могу сказать, что тенденция такая: большинство из них работает с рекламой. И когда мы открывали программу переподготовки, мы это учитывали. Поэтому мы преподаем мультимедийную журналистику с основами маркетинговых коммуникаций, — объясняет руководитель программы дополнительной профессиональной переподготовки "Мультимедийная журналистика с основами маркетинговых коммуникаций" Сахалинского государственного университета Наталья Зиновьева.
— Кто должен наполнять сайт музея? Специалисты по медиакоммуникациям. Наши специалисты работают и в Третьяковке. Нужно быть на гребне — мы никогда не угадаем, что будем в будущем. Академические советы не работают, нужно общаться с работодателями. Почему это важно? В медиаобразовании есть базовая теоретическая часть, она никуда не уйдет — мы не курсы по включению камеры.
Я — абсолютный апологет онлайна. Если что и было хорошего в вирусе, то это то, что он нас пинками загнал в эту среду. Гуманитарные специальности могут обучаться онлайн. Это решит и проблему раздробленности, и проблему масштабированности, — добавил руководитель образовательной программы "Медиакоммуникации" НИУ ВШЭ Александр Куприянов.
Несогласие с ним высказал модератор Андрей Островский. По его мнению, общение "глазки в глазки" не может заменить ничто.
— Преподаватели действительно не всегда успевают за реалиями. Мы сегодня принимали абитуриентов: примерно 50% хотят стать работниками традиционных СМИ. Понятно, что это абитуриенты из отдаленных улусов. А для ребят из крупных городов пример — это Юрий Дудь, кто-то назвал Невзорова. Мы делаем упор на русский язык, но есть и якутский язык, мы его обязательно изучаем. Факультативно мы изучаем и языки народов севера. Подготовка журналистов для дальних улусов, где население говорит на трех языках, сложна, — рассказал заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета Олег Сидоров.
О подходе ВГУЭС к обучению журналистов рассказал директор Высшей школы телевидения ВГУЭС Сергей Булах:
— Нужно определиться: чем вчерашние СМИ отличаются от сегодняшних social-media? Мне кажется, что появление программы медиакоммуникаций — а мы уже открыли магистратуру — это синтетическая площадка, куда могут прийти как люди, которые занимаются разными коммуникациями, так и традиционные журналисты. Мы даем студентам инструменты, с помощью которых они могут делать разные материалы. Мы даем те компетенции, которые могут помочь в работе с разными мультимедийными форматами.
Андрей Вадимович свидетель: раньше редакция газеты располагалась по соседству с университетскими аудиториями. Пять сотрудников средств массовой информации были преподавателями. Журналистика — это ремесло в том числе, а этому нельзя научить, не посадив рядом. Нет таких инструкций, — рассказал Булах.
— Вот и я говорю своим студентам: если вы будете прогуливать мои лекции, проводя время в редакции, я не против. Только потом покажите продукт, который вы сделали, — согласился Андрей Островский.
Выступил на площадке и представитель ДВФУ.
— Мы претендуем на то, чтобы стать центром притяжения, особенно с учетом того, что ареал абитуриентов давно вышел за пределы Дальнего Востока. Мы выбрали вектор работы с мотивированными студентами, весной этого года запустили творческие мастерские. Эта работа представляется для нас важной и интересной, чтобы, помимо учебного процесса, студент мог попробовать себя в роли настоящего журналиста. Студенты делали это по доброй воле. Несмотря на коронавирус, они смогли проявить себя. И наша задача — из года в год наращивать индивидуальную работу. И это говорит нам о том, что в традиционном смысле журналистика актуальна, а наша задача — найти среди практиков людей, с которыми студенты будут готовы общаться, — рассказал директор Департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Никита Аргылов.
Старший преподаватель Амурского государственного университета рассказала о ситуации в своем вузе.
— Журналистов у нас немного. Мы делаем набор не каждый год. В этом году у нас 15 выпускников. У нас нет проблемы взаимодействия с работодателями, коммуникация хорошо налажена. Наша проблема — чему учить. Работодатели тоже не всегда это понимают. Они прислушиваются к молодежи, которая знает, как вести себя, — рассказала Татьяна Удалова.
Сергей Булах поддержал инициативу Приморского отделения СЖР по созданию экспертного совета по оценке образовательных программ. Не с точки зрения Рособрнадзора, а именно с точки зрения определения правильных практик и последующего распространения этих практик университетами. По мнению Сергея, если такой инструмент будет создан, это будет важное и правильное стратегическое решение.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.