Директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко в интервью ИА PrimaMedia рассказала, как режим самоизоляции повлиял на работу учреждения, о текущих проектах, а также о подготовке к 55-летнему юбилею, который галерея отметит в 2021 году.
— Алена Алексеевна, чем сегодня живет картинная галерея? Какие проекты реализуются?
— Галерея переживает непростое время, как и многие другие музеи. Четыре месяца без посетителей — это очень сложно. Все-таки мы работаем для того, чтобы наши залы были наполнены людьми, проходили вернисажи, лекции, мероприятия. А когда они пустуют, это удручает.
Поэтому после выхода с карантина (хотя некоторые ограничительные меры до сих пор сохраняются), мы сразу же открыли несколько выставочных проектов. Они должны были открыться раньше, но мы решили отказаться от их проведения онлайн. Это формат был опробован на выставке "Великая Победа". Но все ждали, когда закончится карантин, и залы будут открыты для посетителей, чтобы зрители смогли увидеть воочию эти произведения. И вот 20 июля мы открылись, выставка "Великая Победа" продлилась неделю — после того, как два месяца она провела в пустых залах.
Экспозиция "Великая Победа". Фото: ИА PrimaMedia
Я хочу сказать, что онлайн-показы — это прекрасно, интересно, они позволяют увидеть то, что мы не можем показать в обычном режиме работы галереи, но все-таки невозможно заменить общение зрителя один на один с подлинным произведением, когда человек может смотреть, размышлять, сопереживать, вступать с ним в своеобразный диалог. Поэтому сразу после открытия мы предложили нашим зрителям несколько выставок. Это "Владивосток. Взгляд сквозь время", очень интересный документально-художественный проект, организованный совместно с галереей антикварного искусства "Раритет", который должен был открыться к юбилею Владивостока. Но по понятным причинам нам пришлось его перенести.
В его рамках предусмотрен целый цикл мероприятий, первым из них стал концерт "Музыкальное приношение Владивостоку" оркестра камерной музыки "СAMERATA" (художественный руководитель и дирижёр Антон Торбеев, арт-директор Александр Меликян), который состоялся 2 августа. Конечно, на это мероприятие было продано ограниченное количество билетов, так как мы соблюдали все ограничительные меры по проведению мероприятия, сделали специальную шахматную рассадку, обязательное присутствие посетителей в средствах индивидуальной защиты. Но восторг, эмоции, переживания и те слова благодарности, которые мы услышали от наших посетителей, перекрывали все эти досадные моменты. Было очевидно, насколько люди соскучились по живой музыке, по непосредственному общению с искусством.
Работы Кирилла Шебеко. Фото: ИА PrimaMedia
Еще одна наша камерная выставка представляет творчество приморского художника Михаила Шапкина. В кругу приморских коллег, уже в начале 1960-х, Михаил Павлович приобрел репутацию надежного, с "поставленным глазом", крепкой профессиональной хваткой и разноплановыми техническими навыками художника. С равным успехом выполнял и творческие станковые, и заказные дизайнерские оформительские работы, был дружен с плеядой мастеров старшего поколения, из которых на сегодняшний день уже практически никого не осталось. Любопытная деталь — членом Союза художников так и не стал. Ему предлагали вступить, и не раз. Однако присущее Михаилу Павловичу чувство свободы и независимости подсказывало дистанцироваться от излишнего, по его ощущению, "членства". Тем не менее, его работы охотно включали в групповые выставки Союза художников, и более сотни холстов были приобретены коллекционерами.
В конце июля также открылась выставка Кима Коваля (1930-1994), посвященная 90-летию нашего известного приморского художника с удивительной судьбой, родоначальника уссурийского союза художников и целой художественной династии. Экспозиция включает 53 живописных работы 1950-х — начала 1990-х годов и позволяет представить, как развивался художник, какие испытывал влияния, какие у него складывались приоритеты — жанровые, стилистические — в разные периоды творчества. Хронологический принцип построения экспозиции даёт зрителю возможность сделать собственные выводы о том, как это происходило и как Ким Коваль постепенно накапливал опыт, мастерство, обретал профессиональную смелость браться за новые темы, сюжеты, жанры, использовать новые выразительные возможности. Выставка представлена в парадном зале галереи.
На открытии выставки работ Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
Кроме того, в зале-сейфе проходит уникальная выставка "Нэцкэ. Частная коллекция", которая знакомит горожан с этим уникальным видом японского искусства. Миниатюрная скульптура нэцкэ по праву считается одной из визитных карточек Японии. Расцвет искусства нэцкэ пришёлся на период Эдо (1603–1868), эпоху военного правления Сёгуната Токугава, характеризовавшуюся режимом почти полной самоизоляции Японии в мире. Сведение к минимуму контактов с другими странами послужило предпосылкой для формирования уникальной культуры и искусства на территории японского архипелага. В экспозиции представлены потрясающие вещи из коллекции второй половины XVIII — начала XX веков.
Основными материалами для изготовления нэцкэ были кость и дерево. Японские резчики достигли удивительного мастерства в обработке этих материалов. Одна из особенностей техники изготовления нэцкэ из кости заключается в том, что резчик использует природную форму и фактуру материала, как бы подстраивается под неё, обыгрывает в своём изделии. В целом экспозиция демонстрирует разнообразие жанров и техник, существующих в искусстве нэцкэ, с их помощью знакомит зрителей с основными компонентами японской культуры и удивительным талантом японских мастеров, создававших из повседневных вещей настоящие произведения искусства, восхищающие нас спустя века.
Изготавливались нэцке из различных материалов — от слоновой кости до дерева. Фото: ИА PrimaMedia
— Как повлияли на работу картинной галереи ограничительные меры в связи с коронавирусом?
— Безусловно, пандемия внесла свои коррективы в нашу выставочную деятельность. Если бы все происходило так, как было изначально запланировано, то мы с вами сейчас могли бы видеть в наших залах выставку произведений венецианской живописи из коллекции банка Интеза Санпаоло. Также шла бы активная подготовка к выставке японской гравюры укиё-э. К показу планировалась выставка "Жизнь котов", она была запланирована на конец августа при поддержке Японского фонда. Но из-за коронавируса мы оба этих проекта перенесли на следующий год.
— Что было в этот период наиболее сложным?
— Для нас было важным не потерять общение с нашими посетителями. Конечно, сложно представить музей закрытым, в который не ходят посетители. Потому что даже во время проведения капитального ремонта у нас какие-то залы все равно работали. А в нынешней ситуации мы понимали, что не в силах ничего сделать. Как и многие другие музеи, Приморская картинная галерея тоже "пошла в онлайн". Но мы открыли новые способы взаимодействия со зрителями, запустили цикл видеосюжетов о произведениях из коллекции, организовали несколько онлайн-выставок, мастер-классов, конкурсов, а также участвовали в флешмобах и челленджах.
После долгого перерыва Приморская государственная галерея представила своим гостям четыре выставки. Фото: ИА PrimaMedia
Для нас это было непросто, потому что если большие музеи ранее активно работали в этом формате, то остальным, как и нам, пришлось все осваивать практически с нуля. А ведь это должна быть профессиональная работа, профессиональная съемка, монтаж. Не все располагают такими ресурсами. Нам повезло: один из научных сотрудников галереи в свое время несколько лет работал на телевидении и умеет снимать, монтировать. Благодаря этому мы сделали целый ряд видеосюжетов о коллекциях галереи — как экспозициях, так и временных, а также сняли небольшие видеосюжеты, рассказывающие об отдельных произведениях из коллекции. Например, провели специальный цикл показов в рамках выставки "Великая Победа", коллеги рассказывали о художниках — фронтовиках, показывали их произведения из фондов галереи.
Конечно, такие форматы дают больше возможностей, мы можем пройти в хранилище, реставрационную мастерскую, открыть папку и посмотреть графические произведения, которые не представлены в постоянной экспозиции. И это дает возможность зрителю попасть туда, куда в обычное время посещение для зрителя не доступно.
В связи с пандемией галерее пришлось перестраивать свою работу. Например, сотрудники из научно-просветительского отдела занимались разработкой интересных интерактивных занятий для детской аудитории. Так появились занятия для детей, раскраски, пазлы. Мы попытались сделать все, чтобы наш посетитель оставался на связи с галереей. И 54-й день рождения галереи мы также встречали Неделей премьер в онлайн формате. Только некоторые мероприятия прошли оффлайн, но, конечно, с соблюдением всех мер безопасности.
За это время наша аудитория не уменьшилась. Наоборот, у нас появились новые подписчики, что нас очень порадовало.
Выставка, посвященная творчеству Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
— Была ли какая-то поддержка со стороны властей в этот период?
— Нельзя забывать, что галерея — это люди, которые здесь работают. Нам важно было сохранить ту уверенность, отношение друг к другу, доверие… Конечно, ситуация была очень сложная. Мы, как автономное учреждение, часть зарплаты платим сотрудникам из внебюджетного фонда. Но если двери музея закрыты, то этот фонд не из чего формировать. И когда мы закрылись, сразу же начали думать, как нам выжить в этой ситуации. Сначала даже думали, что придется уменьшить надбавку сотрудникам. Но очень своевременную поддержку нам оказало правительство Приморского края, министерство культуры и архивного дела. Галерее были компенсированы выпадающие доходы. Так что нам не пришлось ни одному сотруднику уменьшать зарплату.
Конечно, эта поддержка была очень ценной, потому что, не смотря на сложности в работе, мы стремились сохранить моральный дух в коллективе. Нужно было сплотиться, и мне кажется, что коллективу Приморской картинной галереи это удалось. Плюс, мы освоили для себя новые возможности внутренней коммуникации, например, онлайн-совещания. Оказалось, что это очень экономит время, дисциплинирует и удобно.
Приморская государственная картинная галерея — учреждение краевого подчинения, поэтому помощь мы получаем, прежде всего, от правительства Приморского края. И власти нас, безусловно, поддерживают, в том числе проекты галереи: например, Дни Эрмитажа во Владивостоке, которые уже стали традиционными, и в 2020 году пройдут пятые по счету. Они полностью финансируются правительством Приморского края. Также ежегодно мы получаем поддержку на масштабный выставочный проект, таким проектом 2019 года была выставка "Государи и Государыни — венценосные покровители искусств".
Приморская картинная галерея. Фото: ИА PrimaMedia
Также в ноябре 2019 года мы получили 17 млн рублей на оборудование по газовому пожаротушению для фондохранилища. Это был единственный вопрос пожарной безопасности, который у нас несколько лет оставался открытым, потому что все остальные замечания были устранены. Но газовое пожаротушение — это очень дорогостоящее оборудование. Собственными силами мы бы решить этот вопрос не смогли. Нам были выделены средства на его закупку и установку. До конца 2019 года одно большое фондохранилище было укомплектовано этим оборудованием. В 2020 году галерее уже выделены средства на закупку аналогичных систем пожаротушения еще для двух фондохранилищ. Сейчас идет разработка проекта, и до конца года мы должны завершить установку оборудования газового пожаротушения в остальных фондохранилищах.
Также в 2019 году мы получили деньги на реконструкцию крыши. Предыдущий длительный и проблемный ремонт был выполнен компанией-застройщиком очень некачественно, были протечки, от которых мы очень страдали. Ведь правильный микроклимат — самое главное для музея. В 2019 году краевыми властями галерее были выделены средства, мы успели сделать крышу, которая уже прошла проверку дождями и тайфунами.
Сейчас мы готовимся к юбилейному году: в 2021 году Приморская государственная картинная галерея будет отмечать 55-летие. Поэтому мы попросили выделить средства на ремонт фасада галереи, который многие годы не обновлялся. А также на закупку реставрационного оборудования, уникального и дорогостоящего, которое музей собственными силами приобрести не сможет. Надеемся, что во время очередного заседания бюджетной комиссии наши предложения на 2021 год будут рассмотрены и утверждены.
Работы выдающегося художника, участника войны Кирилла Шебеко. Фото: ИА PrimaMedia
— Какими проектами 2020 года вы гордитесь, какие из них наиболее значимы?
— Этот год немного странный, четыре месяца по большому счету выпали. Но мы, безусловно, гордимся проектом "Государи и государыни — венценосные покровители искусств", который стартовал в 2019-ом и завершился в 2020 году. Он, действительно, был очень интересным, достойным, повествующим о царской династии, о том вкладе в культуру, который внес каждый из императоров. В экспозицию вошли, коллекции из разных музеев (Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств и другие) включая такие уникальные вещи, как, например, произведение И.И. Шишкина из Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), которое находилось в личных покоях (в бильярдной) императора Николая II.
Также в экспозицию входили другие предметы, связанные с царской семьей и редко покидающие музеи. Например, "Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны", дочерей Петра I и Екатерины I, исполненный художником Луи Каравакком в 1717 году и хранящийся сегодня в Государственном Русском музее.
Я также хочу отметить замечательные выставки приморских авторов, которые посвящены их юбилеям: это памятные выставки в честь 90-летия К.П. Коваля, и в октябре месяце у нас откроется выставка к 100-летию художника В.М. Медведского. Имена этих художников составляют славу и гордость приморского искусства. К этим выставкам мы готовим монографические каталоги, которые позволят представить их наследие, как хранящееся сегодня в фондах галереи, так и те произведения, которые хранятся у наследников.
Выставка, посвященная творчеству Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
Выставка "Нэцкэ. Частная коллекция" тоже очень интересна, потому что этой экспозицией мы открываем коллекции наших горожан для широкой публики. Ведь, может быть, не все знают, что во Владивостоке есть люди, которые с увлечением занимаются коллекционированием. Очень радостно, что они идут нам навстречу и выражают готовность показать свои коллекции жителям приморской столицы.
— Какими художниками, картинами пополнилась галерея в этом году?
— Мы пополняем наши хранилища ежегодно. В 2019 году приобретено произведений более чем на 1 млн рублей, в основном наших приморских авторов. Вообще это — один из наиболее проблемных вопросов для нашей галереи, потому что комплектование должно быть постоянным. У нас есть план комплектования, сформированный с учетом интересов коллекции галереи и понимания, каких бы художников нам бы хотелось в ней видеть и какого периода. Потому что ранний период творчества художника — это одна история, а более поздний — совсем другая. В этом и заключается ценность монографической коллекции музея — что ты можешь представить художника в ретроспективе.
Поэтому у нас есть план комплектования, мы стараемся его выполнять. Но деньги на приобретение произведений мы тратим из собственных заработанных средств. К сожалению, отдельного финансирования на эти цели у галереи нет, хотя этот вопрос неоднократно нами поднимался. Но я надеюсь, в будущем мы еще раз озвучим эту просьбу и возможно будем услышаны. Потому что раньше была очень хорошая система выделения музеям средств на эти цели. К сожалению, в музеях Владивостока эта практика не сохранена. И это большая трагедия, потому что музей не может рассчитывать на приобретение тех или иных произведений, следовательно, они могут уйти в частные руки. Конечно, я хочу сказать большое спасибо художникам, потому что для галереи они понижают цены. Продавая свои произведения в частные коллекции, они имеют право ставить любую цену, если покупатель готов ее заплатить. А нам идут навстречу.
Кроме того, что-то из своих работ авторы оставляют в дар галерее после выставок. Есть дарители не только в Приморье, но и в Москве, Петербурге. Когда посещаешь мастерскую известного художника, и он видит неподдельный интерес, увлеченность и любовь к музею, то он зачастую готов подарить свою работу. Со мной такое часто случается во время командировок.
Полотна современных приморских художников. Фото: ИА PrimaMedia
— Расскажите о ближайших планах галереи, какие проекты, выставки ожидать горожанам?
— Обычно ко дню рождения галереи, 29 июня, в Неделю премьер, у нас открывалась выставка из собрания Эрмитажа. А в этом году мы перенесли открытие выставки в программу "Дней Эрмитажа во Владивостоке", которые традиционно проходят в последнюю неделю сентября. В 2020 году это будут пятые, юбилейные Дни Эрмитажа. И если в первые годы они проходили в формате выставок одного шедевра, то в 2019 и в 2020 годах это уже выставки, где представлен не один десяток предметов. Так в сентябре мы представим публике экспозицию "Роман с камнем Екатерины Великой. Глиптика — из собрания Государственного Эрмитажа", в нее войдут 30 предметов.
Собрание глиптики Эрмитажа является одним из крупнейших в мире. Оно превосходит коллекции многих знаменитых музеев и стоит в ряду лучших по качеству и количеству памятников глиптики — искусства резьбы на цветных драгоценных минералах. Как известно, основательницей Эрмитажа как музея стала императрица Екатерина II, активно приобретавшая произведения живописи и скульптуры. Однако именно резные камни были истиной страстью самодержицы, которая положила начало коллекционированию гемм в России. С помощью советников и арт-консультантов Екатерина приобретала геммы из крупнейших собраний. Таким образом, в конце XVIII века музей пополнили экспонаты, принадлежавшие ранее знатнейшим семействам Европы. За время своего правления из простого любителя гемм императрица превратилась в специалиста и знатока, став хозяйкой собрания из более 10 000 экземпляров. Некоторые из гемм, принадлежавших еще Екатерине II, будут представлены на временной выставке для иллюстрации истории коллекционирования и развития камнерезного искусства от эпохи греческой архаики до Западной Европы и России нового времени.
В настоящее время мы как раз заканчиваем верстку программы "Дней Эрмитажа во Владивостоке — 2020". Возможно, по понятным причинам они не будут такими насыщенными, как в предыдущие годы, но не менее интересными.
И также из проектов, которые мы планировали — это уникальная выставка, первый совместный проект с Государственным музеем Востока (Москва). Выставка "Бабур-наме в собрании Государственного музея Востока" впервые позволит жителям и гостям города Владивостока познакомиться с уникальными произведениями, которые были созданы в ХVI веке иранскими художниками, при внуке Бабура — Акбаре в городах Агре и Лахоре. Ранее эти листы входили в обширную коллекцию памятников восточного искусства, собранную известным русским меценатом П.И. Щукиным. К нему миниатюры попали от А.В. Морозова, купившего их в 1906 году у приезжих у персидских купцов на ярмарке в Нижнем Новгороде.
Приморская картинная галерея. Фото: ИА PrimaMedia
Считается, что в общей сложности в музеях и частных коллекциях содержится около 500 миниатюр из различных списков рукописи "Бабур-наме". Так, Британский музей хранит 96 миниатюр, Национальный музей в Дели — 144, Музей Виктории и Альберта в Лондоне — 12 отдельных листов с миниатюрами, а Музей искусств в Балтиморе — еще 39. Это совершенно уникальные вещи, великолепный образец раннемогольской школы индийской миниатюры, на миниатюрах изображены бытовые и жанровые сцены — придворные пиры, охота, военные действия, а также флора и фауна Индии — иллюстрации к запискам основателя Империи Великих Моголов Захириддина Мухаммада Бабура (1483-1530). Выставка откроется в октябре, сейчас полным ходом идет подготовка.
И под конец года в ноябре у нас откроется выставка "Фамильные ценности Зинаиды Серебряковой" из собрания Государственного Русского музея, Нижегородского государственного художественного музея и других собраний, представляющих творчество этой уникальной художницы.
Кроме того мы ведем активную подготовку к юбилею Приморской государственной картинной галереи. Готовим конференцию, выставочные проекты, и издания, которые мы планируем выпустить. Надеемся, что всё, что мы задумали к юбилею галереи, нам удастся воплотить.